УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПЕДАГОГОВ ПОДГОТОВКОЙ К КОНКУРСАМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПЕДАГОГОВ ПОДГОТОВКОЙ К КОНКУРСАМ

Юревич С.Н. 1, Дробышевская Д.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им Г.И. Носова,
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из средств обеспечивающих качество и конкурентоспособность специалистов, является конкурсная деятельность. Конкурс – соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа участников.

Конкурсы профессионального мастерства не только создают атмосферу позитивной соревновательности, заинтересованности, но и являются активным средством повышения профессиональной компетентности педагогов и коллективов образовательных организаций [2]. К положительным сторонам конкурсов можно отнести:

- развитие активной жизненной позиции педагога, его коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию;

- внедрение новых педагогических технологий;

- повышение рейтинга учреждения;

- создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов [1].

Пониманию сущности конкурсов педагогического мастерства в значительной мере способствовали работы Л. П. Дугановой, Н. В. Немовой, Е. М. Пахомовой и др., в которых рассматриваются организационно-педагогические условия проведения конкурсов педагогического мастерства как средства повышения квалификации его участников.

Однако анализ показывает, что специальных теоретических исследований, посвященных изучению роли конкурсов педагогического мастерства в развитии профессионализма педагога, недостаточно. Не разработана технология подготовки педагогов к конкурсной деятельности в методической работе ДОО.

Данный вывод подтверждает констатирующий эксперимент, организованный нами в одной из дошкольных образовательных организаций города Магнитогорска.

Цель эксперимента: выявить степень удовлетворенности педагогов качеством методической работы в ДОО. Часть вопросов касалась проблемы подготовки педагогов к участию в конкурсах педагогического мастерства.

По итогам анкетирования можно отметить, что достаточно большая часть педагогов не удовлетворена качеством методической работы в ДОУ. Часть педагогов (молодые воспитатели) не понимает функций и целей методической деятельности.

С точки зрения решения поставленных задач наиболее эффективными являются практические семинары и круглые столы, в процессе которых педагоги активно обсуждают поставленные проблемы, что способствует их общему пониманию и осознанию, предлагают пути и средства их решения. Для молодых воспитателей наиболее результативными стали групповые и индивидуальные консультации, призванные устранить пробелы в теоретических знаниях.

Рефлексия, проводимая после каждого методического мероприятия, показывает, что педагоги удовлетворены мероприятием, пополнили и систематизировали свои знания, готовы применять их на практике. Однако, педагоги с неохотой откликаются на предложение принять участие в подготовке мероприятий, выступить с докладом, опытом

Выявлены проблемы с «последействием» педагогов, которые очень редко применяют полученные знания в практической деятельности, продолжая работать по-старому, используя учебно-дисциплинарную модель образования.

Используемые формы методической работы педагогически целесообразны, но не оригинальны и потому частично результативны. «Слабым звеном» в методической работе является планирование, анализ, оценка и совершенствование педагогической деятельности. Методическая деятельность педагогов не направляется на решение творческих задач, осуществление и сопровождение опытно-экспериментальной деятельности. В свете изменившихся условий требует коррекции и содержание методической работы.

Итоги анализа методической работы выявили следующие проблемы:

– работа над единой методической темой носит бессистемный характер;

– цели методической деятельности в ДОУ не доведены до сведения молодых педагогов;

– педагоги проявляют слабую активность во внедрении в практику работы полученных знаний, что влияет на результат образовательной деятельности;

– недостаточно налажен процесс сопровождения индивидуальной методической работы, а именно: присутствует процесс обучения педагогов посредством их участия в различных формах методической работы, но практически не используются такие компоненты методической работы, как прогнозирование, регулирование, контроль и диагностика, стимулирование;

– активность в методической работе проявляют одни и те же педагоги;

– практически не обобщается опыт работы.

Кадровая политика ДОО направлена на развитие инновационного потенциала педагогов. Тем не менее, на сегодняшний день уровень мотивации педагогических кадров на внедрение инноваций в практику своей работы с учётом требований ФГОС ДО оценивается как средний (по результатам анкетирования):

– 52% педагогов имеют желание заниматься активной исследовательской работой по вопросам реализации ФГОС ДО, стремятся привносить в практику своей профессиональной деятельности инновационные моменты, обновляя содержание своей деятельности;

– 35% педагогов имеют достаточно высокий уровень ключевых компетентностей по вопросам реализации ФГОС, но не проявляют самостоятельной инициативы в деятельности по внедрению инноваций;

– 8% педагогов имеют низкий уровень мотивации, хотели бы работать традиционно, ничего не меняя в своей деятельности;

– 5% педагогов считают своей основной миссией уход и присмотр за детьми, не стремятся к какому-либо развитию.

Анализ показал, что подготовка педагогов к конкурсам носит эпизодический характер. Тематика конкурсов не соответствует годовым задачам, и у педагогов нет возможности через разные системы повышения квалификации и самообразования приблизить свою деятельность к заданной тематике. Наиболее активное участие педагоги принимают в городских конкурсах, все большей популярностью пользуются электронные конкурсы.

Являясь публичной формой презентации опыта, конкурсы не популярны у педагогов по ряду причин. Во-первых, неумение систематизировать результаты своей профессиональной деятельности. Во-вторых, низкая самооценка профессиональной компетентности. В-третьих, психологическая неготовность педагогов к выступлению перед большой аудиторией слушателей. В-четвертых, отсутствие возможности материального вознаграждения. Поэтому, методической службе ДОО необходимо переосмыслить подходы не только к организации конкурсов, но и к подготовке педагогов к конкурсной деятельности в рамках методической работы.

Список использованной литературы:

  • Дробышевская, Д.А. Конкурсная деятельность педагогов: цели и функции / Д.А. Дробышевская, С.Н. Юревич // Международный студенческий вестник. 2016.№ 5-2. С. 269-271.

  • Мазурина, М.А. Подходы к исследованию методической работы педагогов / М.А. Мазурина, С.Н. Юревич // Международный студенческий вестник. 2016.№ 5-2. С. 279-280.

Просмотров работы: 420