ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Огай А.Н. 1, Аванесов А.А. 1, Демьянова Л.М. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Студенты - тип людей, которые постоянно куда-то спешат, постоянно чем-то заняты, что-то решают. Но что скрывается за этой активностью? Интенсивная умственная деятельность, постоянные недосыпания, стрессы - все это приводит к появлению такого явления как утомление. Однако это не означает, что не следует учиться, необходимо лишь делать это правильно.

Давайте разберемся, что же такое утомление и как с ним бороться?

Утомление - состояние организма, возникающее в процессе деятельности и проявляющееся снижением работоспособности. Различают умственное и физическое утомление. Для умственного утомления характерны ослабление внимания, памяти, замедление мышления, снижение скорости переработки информации, раздражительности и уменьшении уровня мотивированности, для физического - уменьшение силы и выносливости мышц, ухудшение координации движения, возрастание затрат энергии при выполнении одной и той же работы. Источниками утомления являются: интенсивная умственная деятельность, недостаток сна (ненормированный распорядок дня), неправильное питание, неблагоприятная внешняя среда (стрессы), малая подвижность, вредные привычки (алкоголь, курение и др.).

Если же длительное время находиться в состоянии утомления, то оно может накапливаться и переходить в качественно другое состояние - переутомление, для которого характерны чувство усталости уже до начала работы, повышенная раздражительность, головокружение. Переутомление - патологическое состояние, развивающееся вследствие физического или психологического перенапряжения. Различают начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление. Для снятия начинающегося переутомления достаточно отрегулировать режим труда и отдыха. При легкой степени следует эффективно использовать отпуск или каникулы. При выраженном переутомлении необходим срочный организованный отдых. Тяжелая степень требует лечения, так как ухудшается работа сердечнососудистой системы.

Выделяют 3 основных вида утомления: незначительное (редкие отвлечения, непостоянная поза, потягивание ног и выпрямление туловища), значительное (рассеянность, частая смена поз, замедленные движения, слабый интерес к новому материалу), резкое (заметное ослабление внимания и памяти, апатия, ярко выраженная сонливость).

Давайте рассмотрим основные способы, как избежать утомления и гордо пройти все испытания, которые преподносит нам обучение.

Рутинная работа, так часто встречающаяся у студентов, способствует проявлению усталости, вследствие чего снижается внимание, концентрация, да и, в общем, интерес к самой работе падает. В этот момент организм сам начинает бороться с такого рода работой, внимание переводится на что-то другое. Что угодно... Замечали ли Вы, что после продолжительной работы вдруг появляется интерес к вещам, которые раньше не вызывали ни какого внимания? Вы вдруг начинаете уборку, ремонт или просто занимаете себя просмотром любимого фильма, вместо того, чтобы продолжать нудную, неинтересную работу. Однако если длительно выполнять уборку, то, в конце концов, Вам тоже надоест это занятие. Отсюда простой вывод: устали - смените деятельность. Устройте себе прогулку на свежем воздухе, займитесь спортом. Так как основная деятельность студента - умственная, то чередовать ее достаточно сложно. Однако можно записаться в спортзал и чередовать учебу и спорт. Таким образом, Вы обеспечите разнообразие деятельности, займетесь своим здоровьем и всегда будете готовы к учебе [1].

Наиболее оптимальным вариантом будет являться бег или плавание, так как они подходят для большинства студентов, однако вполне достаточным также будет следующий комплекс упражнений: разминка, «велосипед», «ножницы», отжимания и приседания. Данный комплекс позволит задействовать основные группы мышц и будет достаточен для поддержания себя в тонусе.

Существует еще один действенный, и в то же время самый простой, способ для восстановления былого интереса к работе и повышения эффективности деятельности. Это всем нам известный сон. Учеными доказано, что часовой сон в обед значительно улучшает результаты труда, однако не следует забывать и о здоровом 8-ми часовом сне ночью, его отсутствие значительно ухудшит Ваш настрой, и в течение дня Вы будете чувствовать себя подавленным, уставшим, несмотря на то, что работы Вы выполнили не так уж и много. Значительная часть планов будет переложена на завтра.

После хорошего сна, чтобы начать плодотворно работать, необходимо пробудить свой организм. Здесь отлично помогает зарядка. Времени она занимает не так уж и много, зато в течение дня Вы однозначно заметите эффект от ее выполнения. К сожалению, в настоящее время большинство студентов пренебрегают данным способом, отдавая предпочтение кофе, которое через некоторое время лишь усугубляет ситуацию [2].

Не секрет, что наш организм получает энергию с пищи, поэтому от ее качества зависит Ваше здоровье и жизненная энергия. Очевидно, что студенты не всегда располагают временем или финансами, однако следует по возможности правильно питаться, отдавать предпочтение обеду в столовой, отказаться от перекусов фастфудом.

Можно выделить 3 ключевых средства профилактики: физические упражнения, личная гигиена и естественные силы природы.

Чтобы избежать возможных проблем со здоровьем, рекомендуются следующие мероприятия: систематическое изучение учебных предметов в семестре, а не в период зачетов и экзаменов; организация рационального режима труда, питания, сна и отдыха; отказ от вредных привычек; физическая тренировка.

Ну и, пожалуй, последним советом будет - отдых. Устали - отдохните, не стоит себя мучить, от того, что Вы уставшим продолжите работу эффекта будет меньше, чем тогда, когда вы отдохнете и с новыми силами продолжите работу.

Всероссийский центр изучения общественного мнения провёл исследование об отношении россиян к спорту и здоровому образу жизни, в результате которого было выявлено, что 78 % респондентов в возрасте от 18 до 24 лет стараются поддерживать себя в хорошей форме, а 51 % старается правильно питаться. Впечатляющие цифры, однако, стоит взять во внимание, что ситуаций, когда используются все меры профилактики намного меньше. А для эффективной борьбы с утомлением необходим комплекс мер: двигательная активность, рациональное питание, правильный режим дня, чередование умственных и физических нагрузок, а также своевременный отдых. Именно они позволяют достичь значительного результата. Каждому студенту необходимо понять и ощутить благотворный эффект физических упражнений. Физические упражнения – ключ к здоровому образу жизни, правильному режиму и являются неотъемлемой частью здоровья студента. Систематические занятия физическими упражнениями способствуют поддержанию тонуса, дарят человеку радость. Приступать к ним нужно до того, как появились первые признаки болезней или снижения работоспособности [3]. К сожалению, далеко не для всех они стали чем-то обыденным. Объяснение этому может быть разное: лень, отсутствие времени, условий для занятий и др. Физические упражнения помогают поднять настроение и привести мышцы в тонус. Физическая активность заставляет организм вырабатывать полезные вещества - эндорфины, по своему действию схожие с антидепрессантами. Студенты, регулярно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессу, лучше справляются с беспокойством, угнетенностью и страхом. Физические нагрузки оказывают благотворное влияние на весь организм, а все вышеперечисленные рекомендации помогут учащимся справиться с утомлением и достичь новых успехов в учебе.

Список литературы

  1. Чернышёва И.В. Анализ влияния физической культуры на умственную работоспособность студентов // Современные исследования социальных проблем. - 2011 - №1. - С. 74-77.

  2. Чернышева И. В. Отношение студентов технического вуза к занятиям физической культурой и спортом // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - №4. - С. 97.

  3. Наговицын Р. С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8. - С. 3-7.

Просмотров работы: 6468