Пражский лингвистический кружок был основан Вилешем Мантезиусом, в 1926 году. Так же в кружок входили такие представители лингвистики, как: Богумил Трнка чешский языковед, литературовед, историк литературы, педагог, доктор филологических наук; Богуслав Гавранек, чешский филолог-богемист, славист и ведущий представитель Пражского лингвистического кружка, профессор Масарикова университета в Брне, позже Карлова университета в Праге, директор Института чешского языка, член нескольких академий наук и множества лингвистических обществ; Вахек Йозеф, чешский языковед, переводчик; Мукаржовский Ян – философ, литературовед и эстетик и многие другие.
Пражская лингвистическая школа взаимодействовала со многими русскими и западноевропейскими учеными.
«Тезисы Пражского лингвистического кружка» стали отражением теоретических взглядов представителей Пражской школы.
Большое влияние на формирование лингвистической теории оказали взгляды Ф. де Соссюра, И.А. Бодуэн дэ Куртенэ, Ф.Ф. Фортунатова и А.А. Шахматова.
Понятие языковой функции является одним из важнейших положений концепции Пражской лингвистической школы.
Пражские лингвисты видели в языке систему средств выражения, служащих определенной цели. Термин «функция» понимался как целевая установка речевого высказывания. Это понятие привело к установлению теологической точки зрения.
В «Тезисах» записано: «Ни одно явление в языке не может быть понято без учета системы, к которой оно принадлежит».
Представители Пражской лингвистической школы выявили дифференциальные признаки морфем и фонем, разработали учение о языковых оппозициях, но между фонологическими и морфологическими оппозициями установили структурно-логический изоморфизм, так, что учение было истолковано как процедурно – методическое. Пражскую школу лингвистики называют школой функциональной лингвистики благодаря системности и функциональности.
В «Тезисах» говорится о том, что не стоит воздвигать преград между синхроническим и диахроническим подходами.
Пражские лингвисты подчеркивали преимущество синхронного анализа, так как изучение состояния языка является единственным критерием, дающим представление о языках.
В. Матезиус выдвинул метод «аналитического сравнения» языков, согласно которому в синхронном плане сравниваются системы родственных и неродственных языков с выяснением тенденции их развития.
Под языковым союзом ученики понимали группу географически смежных неродственных (или не близкородственных) языков, обладающих сходными чертами в синтаксической, морфологической и фонологической структурах. Сходные черты возникают в результате контактов народов — носителей этих языков, когда возникают общие особенности, которые со временем проникают вглубь ареалов распространения языков.
Основоположник теории языковых союзов — Н. С. Трубецкой, выдвинувший также понятие Балканского языкового союза. Он впервые в 1923 г., а затем в 1928 г. на I Международном конгрессе лингвистов на примере Балканского языкового союза обосновал необходимость отграничения языковых союзов от языковых групп и семей. Исследованием проблем Балканского языкового союза занимались Р. О. Якобсон, П. Скок, Б. Гавранек, В. Скаличка, Значительный вклад в изучение Балканского языкового союза принадлежит отечественным языковедам А. М. Селищеву, А. В. Дес-ницкой, С. Б. Бернштейну, Т. В. Цивьян, Г. А. Цыхуну, М. А. Габинскому и др.
Одной из основных заслуг Пражской лингвистической школы перед мировым языкознанием является создание фонологии как научной дисциплины. Разработка учения о фонеме принадлежит главе Казанской лингвистической школы И. А. Бодуэну де Куртенэ.
Фонема как член оппозиции не совпадает с конкретным звуком. Конкретные звуки являются лишь материальными символами фонем. Фонема может реализоваться в ряде различных звуков. Такие физически различные звуки, в которых реализуется одна и та же фонема, Н. С. Трубецкой называет вариантами фонем.
Фонема — кратчайшая фонологическая единица языка. Фонемы, различая слова, характеризуются различительными (дифференциальными) и неразличительными признаками. Различительные признаки образуют фонологические оппозиции. Оппозиции изучаются с точки зрения их логической структуры и представленности в реальных языках.
Принципы структурного и функционального подхода члены Пражской лингвистической школы стремились распространить на изучение проблем морфологии и синтаксиса.
Пражане признавали изоморфизм фонологического и морфологического исследования, поэтому логическая классификация оппозиций, разработанная для фонологии, применяется и для морфологии.
Морфологическая проблематика Пражской лингвистической школы ограничивалась изучением морфемы и морфологических оппозиций (например, нейтрализация родов во множественном числе), совокупности оппозиций. Так, имя существительное в русском языке понимается как способность слова, принадлежащего к этой части речи, участвовать в оппозиции падежей, чисел и родов. Морфология как раздел теории лингвистической номинации в учениях Пражской лингвистической школы была противопоставлена синтаксису как теории синтагматических способов.
Актуальное членение, по В. Матезиусу, следует противопоставить его формальному, грамматическому членению. Если формальное членение разлагает состав предложения на его грамматические элементы, то актуальное членение выясняет способ включения предложения в предметный контекст, на базе которого оно возникает. В качестве основных элементов актуального членения В. Матезиус выделяет основу высказывания, что является в данной ситуации известным или, может быть понято из контекста, и ядро высказывания, т. е. то, что говорящий сообщает об исходной точке высказывания. Основными средствами актуального членения выступают интонация и порядок слов.
Утверждение Пражской лингвистической школы о том, что "каждая функциональная речевая деятельность имеет свою условную систему языка в собственном смысле", не совсем правильно, так как до уровня "языка" поднимаются различные стили: поэтический, фамильярный и т. п., а о поэтическом и о литературном языке говорится как о различных языках, отличающихся от общенародного языка.
Функционализм Пражской лингвистической школы сказался в теоретическом обосновании проблемы культуры языка. Под культурой языка пражские ученые понимают заботу о стабильности, устойчивости литературного языка, который должен избавиться от всех ненужных колебаний. Деятельность Пражской лингвистической школы сыграла важную роль в истории языкознания. Она оказала и продолжает оказывать существенное влияние на развитие мировой лингвистики. Основные идеи Пражской лингвистической школы не утратили актуальности и в наши дни.