ПРАЖСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КРУЖОК - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРАЖСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КРУЖОК

Мельник Е.И. 1
1Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из направлений структурализма в лингвистике является Пражская лингвистическая школа или же Пражский лингвистический кружок, как называли себя сами участники.

Пражский лингвистический кружок был основан Вилешем Мантезиусом, в 1926 году. Так же в кружок входили такие представители лингвистики, как: Богумил Трнка чешский языковед, литературовед, историк литературы, педагог, доктор филологических наук; Богуслав Гавранек, чешский филолог-богемист, славист и ведущий представитель Пражского лингвистического кружка, профессор Масарикова университета в Брне, позже Карлова университета в Праге, директор Института чешского языка, член нескольких академий наук и множества лингвистических обществ; Вахек Йозеф, чешский языковед, переводчик; Мукаржовский Ян – философ, литературовед и эстетик и многие другие.

Пражская лингвистическая школа взаимодействовала со многими русскими и западноевропейскими учеными.

«Тезисы Пражского лингвистического кружка» стали отражением теоретических взглядов представителей Пражской школы.

Большое влияние на формирование лингвистической теории оказали взгляды Ф. де Соссюра, И.А. Бодуэн дэ Куртенэ, Ф.Ф. Фортунатова и А.А. Шахматова.

Понятие языковой функции является одним из важнейших положений концепции Пражской лингвистической школы.

Пражские лингвисты видели в языке систему средств выражения, служащих определенной цели. Термин «функция» понимался как целевая установка речевого высказывания. Это понятие привело к установлению теологической точки зрения.

В «Тезисах» записано: «Ни одно явление в языке не может быть понято без учета системы, к которой оно принадлежит».

Представители Пражской лингвистической школы выявили дифференциальные признаки морфем и фонем, разработали учение о языковых оппозициях, но между фонологическими и морфологическими оппозициями установили структурно-логический изоморфизм, так, что учение было истолковано как процедурно – методическое. Пражскую школу лингвистики называют школой функциональной лингвистики благодаря системности и функциональности.

В «Тезисах» говорится о том, что не стоит воздвигать преград между синхроническим и диахроническим подходами.

Пражские лингвисты подчеркивали преимущество синхронного анализа, так как изучение состояния языка является единственным критерием, дающим представление о языках.

В. Матезиус выдвинул метод «аналитического сравнения» языков, согласно которому в синхронном плане сравниваются системы родственных и неродственных языков с выяснением тенденции их развития.

Под языковым союзом ученики понимали группу географически смежных неродственных (или не близкородственных) языков, об­ладающих сходными чертами в синтаксической, морфологической и фонологической структурах. Сходные черты возникают в резуль­тате контактов народов — носителей этих языков, когда возникают общие особенности, которые со временем проникают вглубь ареа­лов распространения языков.

Основоположник теории языковых союзов — Н. С. Трубецкой, выдвинувший также понятие Балканского языкового союза. Он впер­вые в 1923 г., а затем в 1928 г. на I Международном конгрессе лин­гвистов на примере Балканского языкового союза обосновал необ­ходимость отграничения языковых союзов от языковых групп и се­мей. Исследованием проблем Балканского языкового союза зани­мались Р. О. Якобсон, П. Скок, Б. Гавранек, В. Скаличка, Значительный вклад в изучение Балканского языкового союза принадлежит отечественным языковедам А. М. Селищеву, А. В. Дес-ницкой, С. Б. Бернштейну, Т. В. Цивьян, Г. А. Цыхуну, М. А. Габинскому и др.

Одной из основных заслуг Пражской лингвистической шко­лы перед мировым языкознанием является создание фонологии как научной дисциплины. Разработка учения о фонеме принадлежит главе Казанской лингвистической школы И. А. Бодуэну де Куртенэ.

Фонема как член оппозиции не со­впадает с конкретным звуком. Конкретные звуки являются лишь материальными символами фонем. Фонема может реализоваться в ряде различных звуков. Такие физически различные звуки, в кото­рых реализуется одна и та же фонема, Н. С. Трубецкой называет вариантами фонем.

Фонема — кратчайшая фонологическая единица языка. Фоне­мы, различая слова, характеризуются различительными (дифферен­циальными) и неразличительными признаками. Различительные признаки образуют фонологические оппозиции. Оппозиции изучаются с точки зрения их логической структуры и представленности в реальных языках.

Принципы структурного и функционального подхода члены Пражской лингвистической школы стремились распространить на изучение проблем морфологии и синтаксиса.

Пражане признавали изоморфизм фонологического и морфоло­гического исследования, поэтому логическая классификация оппо­зиций, разработанная для фонологии, применяется и для морфоло­гии.

Морфологическая проблематика Пражской лингвистической школы ограничивалась изучением морфемы и морфологических оп­позиций (например, нейтрализация родов во множественном чис­ле), совокупности оппозиций. Так, имя существительное в русском языке понимается как способность слова, принадлежащего к этой части речи, участвовать в оппозиции падежей, чисел и родов. Морфология как раздел теории лингвистической номинации в учениях Пражской лингвистической школы была противопостав­лена синтаксису как теории синтагматических способов.

Актуальное членение, по В. Матезиусу, следует противопоста­вить его формальному, грамматическому членению. Если формаль­ное членение разлагает состав предложения на его грамматические элементы, то актуальное членение выясняет способ включения предложения в предметный контекст, на базе которого оно воз­никает. В качестве основных элементов актуального членения В. Мате­зиус выделяет основу высказывания, что является в данной ситуации известным или, может быть понято из контекста, и ядро высказывания, т. е. то, что говорящий сообщает об исходной точке высказывания. Основны­ми средствами актуального членения выступают интонация и по­рядок слов.

Утверждение Пражской лингвистической школы о том, что "каж­дая функциональная речевая деятельность имеет свою условную си­стему языка в собственном смысле", не совсем правильно, так как до уровня "языка" поднимаются различные стили: поэтический, фами­льярный и т. п., а о поэтическом и о литературном языке говорится как о различных языках, отличающихся от общенародного языка.

Функционализм Пражской лингвистической школы сказался в теоретическом обосновании проблемы культуры языка. Под куль­турой языка пражские ученые понимают заботу о стабильности, ус­тойчивости литературного языка, который должен избавиться от всех ненужных колебаний. Деятельность Пражской лингвистической школы сыграла важ­ную роль в истории языкознания. Она оказала и продолжает оказы­вать существенное влияние на развитие мировой лингвистики. Ос­новные идеи Пражской лингвистической школы не утратили акту­альности и в наши дни.

Просмотров работы: 2837