Психологизм является особым приемом, формой, позволяющей верно и живо изобразить душевные движения. Существуют три основные формы психологического изображения: прямая, косвенная и суммарно-обозначающая. Прямая форма психологизма – это форма изображения героя «изнутри», – то есть путем художественного познания внутреннего мира героя, выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения; косвенная форма – изображение героя «извне», выражающееся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики; суммарно-обозначающей формой называют прямое называние автором чувств и переживаний, происходящих в душе героя. Психологизм имеет собственную внутреннюю структуру, то есть складывается из приемов и способов изображения, наиболее распространенными из которых являются внутренний монолог и психологическое авторское повествование [3].
Рассмотрим психологизм в изображении героя на примере произведения Н.П.Воронова «Власть над собой».
В произведении Николая Павловича более широко используется прямая форма психологизма. Мы на протяжении всего произведения узнаем, какие чувства переживает герой от него самого, то есть сам герой рассуждает и рассказывает нам о себе. В рассказе больше всего преобладает внутренний монолог героя. Он рассуждает, пытаясь добраться до истины, пытаясь понять самого себя и других. И в итоге приходит к важному для себя открытию.
В рассказе Николая Павловича «Власть над собой» очень ярко описываются все чувства и мысли героя Антона. Речь в рассказе идет о любовном треугольнике. Два лучших друга полюбили одну девушку. На протяжении всего произведения видно, как герой переживает из-за прекращения их дружбы из-за любви. Именно к нему, к Марату, к своему лучшему другу и обращается герой в произведении.
В рассказе пред нами ярко раскрывается личность главного героя. Он рассказывает свою историю, рассуждая о внутренней натуре человека.
В самом начале герой рассуждает о зависимости.
«Начало любовных отношений, даже начало, тотчас порождает зависимость. К зависимости в семье от матери, отца (тогда он воевал), брата я привык. К зависимости по работе привыкал. Происходило это мучительно. Зависимость от родителей, которым ты обязан своим рождением и дальнейшей жизнью, чаще всего зависимость добрая, заботливая, где ты не столько подчинен, сколько все, что в возможностях родителей, подчинено благополучию, красоте, защите твоего существования» [4].
Ведь действительно человек очень сильно от всего зависим. Мы зависимы от людей, которые нас окружают, от обстоятельств, которые с нами происходят. Сначала мы зависим от родителей, потом от работы. Но самая страшная зависимость от человека, которого мы любим. Ведь мы готовы на всё ради него. Именно ему мы позволяем всячески потыкать нами. Мы делаем все, что хочет наш любимый человек, хотя сами этого не хотим. Чем больше человек пытается оградиться от этой зависимости, тем больше он в нее попадает. Почему так? Об этом и рассуждает герой.
«Человек уступчив, кромешно уступчив» – слова героя подтверждают эту самую зависимость…
«Как ты думаешь, Марат, можем ли мы понять самих себя? Лично я думаю, что много в нас неуследимого. Неуследим ток крови, клеточный обмен, перегруппировка нейронов... », – утверждает герой.
Я полностью согласна с этими словами. Ведь, посмотрите сами, от нас с вами зависит очень мало. Мы мало на что можем повлиять. Даже все процессы, протекающие внутри нас, проходят сами, и мы даже не подозреваем иногда, что происходит внутри нас самих. «Мало, ничтожно мало мы схватываем в себе и вовне».
Человеку порой бывает сложно понять самого себя. Мы ищем причины человеческого поведения в том, что вот только что произошло или произошло недавно. Но на самом деле причины уходят намного дальше, намного глубже.
Антон в своих рассуждениях раскрывает особенности природы человека: месть не по назначению и издевательство за любовь. «Месть не по назначению – не такая уж редкость, и мне в диковинку, что никто ее не замечает». С одной стороны странно, а с другой стороны очень точно подмечена наша человеческая сущность. За всё не отомщенное истинным виновникам наших страданий, бед расплачиваются наши самые близкие люди. Всегда все наши переживания мы вываливаем на родных: «…издеваться за любовь — тоже в природе человека».Мы издеваемся над теми, кто нас любит. Это грубо звучит, но это так. Мы бесчеловечно губим их. Зная, как они страдают, мы радуемся и счастливо живем своей жизнью. Выходит, что вся наша сущность – это эгоизм. Человек – эгоистичное существо, которое редко задумывается о благополучии других.
Также герой замечает человеческую переменчивость: «Не меньше я страдал и от того, что мне раскрылась человеческая переменчивость. Я замечал и раньше, что люди оборачиваются самым неожиданным образом, но это еще не воспринималось мною, как черта, присущая людям, притом жуткая черта. Я мучительно переживал свое открытие….». Мы никогда не сможем узнать всего человека, его настоящего. Даже если мы будем знать его много, много лет, все равно через время он найдет, чем нас удивить….
Не смотря на все упреки Антона в сторону своей девушке Инны, видно, как все же он её любит. Он всячески пытается её оттолкнуть от себя, и сам же от этого страдает. « ...я не желал, чтобы над волей моего тела и моего «я» властвовала Инна. Тем не менее, едва она рассердилась, мое стремление оградить себя от новой зависимости закончилось уступкой». Он пытается доказать, что он мужчина, он не должен вести себя так, как хочет эта девушка. Но у него не получается не зависеть от неё. Он влюблен, и глупо это отрицать. Очень ярко это подчеркивают его же слова: « …были у меня с Инной такие счастливые, несбыточно счастливые события... » Жаль, что их история так закончилась.
В конце произведения герой убедился в мысли о необходимости власти над собой. «Власть надо собой – акт воли по отношению к самому себе, посредством которого человек останавливается, чтобы понять, куда он идет, кем становится, до чего докатился». Глубокие слова героя звучат в конце рассказа. Власть надо собой трудней и сложней, чем власть над другими.
Список литературы
Прокофьева, А.В., Григорьева, В.И. Выявление философских и природоведческих мотивов в стихотворении Н.П.Воронова «Желна» // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической заочной конференции. – Магнитогорск: изд-во Магнитогорск. гос.техн.ун-та им. Г.И. Носова, 2015. – 149 с. – С.90-03.
http://gigabaza.ru/doc/70559-p4.html
http://vision7.ru/publ/kursovye_raboti_i_ne_tolko_oni/ponjatie_psikhologizma_v_literature_priemy_i_sposoby_psikhologicheskogo_izobrazhen
http://bookscafe.net/read/voronov_nikolay-makushka_leta-201023.html#p1