ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Белых М.А. 1, Чижикова Т.А. 1
1ОмГАУ им. Столыпина П.А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям общее природопользование является общедоступным и право на него возникает у граждан с момента рождения в силу их естественных и неотъемлемых прав. Ононе связано с извлечением выгоды и получением доходов, предназначено для удовлетворения личных потребностей человека и поэтому не требует в каждом конкретной ситуации специального разрешения (лицензия, договор и т.п.) со стороны компетентных органов и организаций. В то же время, в законодательстве устанавливаются пределы, условия и ограничения общего природопользования.

1. В земельном законодательстве право общего землепользования прямо не предусматривается. Однако в составе земель поселений (п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ) выделяются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, пляжами и другими объектами, на которых граждане и реализуют указанное право. В составе земель поселений выделяются также рекреационные территориальные зоны (п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ), которые используются для отдыха граждан и туризма.

Вид земельных участков общего пользования предусматривает и Гражданский кодекс РФ. В соответствии со ст. 262 ГК РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, состоящих в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Под специальным природопользованием понимают такое природопользование, которое осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения компетентных государственных органов, связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц и сопряжено с более значительными, чем

при общем природопользовании, воздействиями на окружающую среду.

Выделяют две формы специального природопользования: комплексное природопользование и собственно специальное пользование природными ресурсами (землей, недрами и т.п.).

В литературе под комплексным природопользованием понимается использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учетом экологической ситуации в регионе, где осуществляется комплексное природопользование с целью минимизировать отрицательное воздействие этой деятельности на окружающую среду и обеспечить наиболее рациональное использование природных ресурсов территории. В земельном законодательстве отсутствует понятие специального землепользования,

однако в большинстве случаев землепользование в Российской Федерации является специальным. Исключение составляют установленные законодательством случаи пользования землями общего назначения (см. раздел 7.2.). Земельные участки предоставляются в пользование либо на основании акта, выдаваемого специально уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, либо договора.

Специальное водопользование представляет собой использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. Исключение составляют случаи использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. При этом виды специального водопользования определяются в особом перечне специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Земля, как природный ресурс и территориально-пространственный природный базис, в процессе хозяйственной деятельности человека превращается в средство производства, предмет социально-экономических связей, объект земельно-имущественных отношений. При неповторимости регионального качества земля повсеместно выполняет функцию общенародного достояния, используемого и охраняемого в интересах проживающего населения. В России, как и во всем мире, увеличиваются объемы землепользования, что влечет за собой возрастающую роль экологических факторов при формировании социально- экономических условий развития общества. Рационализация землепользования на современном этапе носит явно выраженную экологическую направленность .

Экологическая рационализация землепользования заключается в разработке мероприятий по восстановлению и улучшению природных свойств земли, прекращению и предотвращению процессов деградации природного и антропогенного воздействия на землю. К таким мероприятиям относятся: освоение, трансформация, инженерная защита земель, установление специализированных охранных зон, установление режимов использования земель и др. Эти мероприятия обеспечивают стабилизацию природного состояния земли, восстановление и улучшение ее производительных свойств.

Знание основ современного природопользования — на­уки о взаимодействии человека с биосферой в целях устойчивого развития необходимо для правильного решения осознанных в последнее время ост­рых экологических проблем, а значит, для самой возможности сохранения человечества.

Все вышесказанное позволяет сделать определенные выводы о том, что в современных условиях для осуществления комплексного землепользования территорий, с сохранением традиционного природопользования, и в тоже время, развития промышленного природопользования, требуется экологическая рационализация, которая обеспечит восстановление и сохранение природных свойств земли посредством мероприятий по установлению охранных зон, режимов использования земель в целях обеспечения устойчивого социально- экономического и социально-экологического развития

Просмотров работы: 335