КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

Медведева О.В. 1, Асанова Н.А. 1
1Краснодарский Кооперативный Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изменения конъюнктуры мирового рынка оказывает существенное влияние на экономический рост национальных экономик, поэтому конкурентоспособность страны, и предприятия в частности, важная составляющая социально-экономического развития государства. В организации управления предприятиями, отраслями, регионами, комплексами промышленных отраслей особое место занимают сложившиеся условия конкуренции. Особо остро конкуренция проявилась в условиях вступления России в ВТО – потребовавшее эффективного управления ростом конкурентоспособности продукции (необходимое условие выживания отечественной промышленности и экономики в целом). Некоторые экономисты считают, что со вступлением России в ВТО страна стала терять свои позиции, в области национальной безопасности. И, в конечном счете, это может привести к выходу отечественных компаний с российского рынка.

Исследованием процессов конкуренции в целом занималось значительное количество практиков и теоретиков экономической мысли. И сегодня данная научная тема, направленная на решение вопросов обеспечения конкурентоспособности российских предприятий и развитию здоровой конкуренции не утратило своей актуальности. Конкуренцию можно отожествить с соперничеством между отдельными предприятиями или продукциями, но если взглянуть в сущностные характеристики, то данный термин включает в себя иное значение – это и прогресс, и двигатель развития экономики в целом. Эволюция взглядов экономистов на проблемы конкуренций и конкурентоспособности, представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Эволюция взглядов экономистов на проблемы конкуренций

и конкурентоспособности

Год

Автор, основной труд

Трактовка

Подход

Модель

1776

А. Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов»

Автоматический равновесный механизм рынка

Статический (построение модели одной из возможных рыночных ситуаций)

Совершенная конкуренция

1817

Д. Рикардо «Принципы политической экономии и налогообложения»

Механизм ценового регулирования рынка

1848

Дж. С. Милль «Принципы политической экономии»

Закон, устанавливающий правила регулирования рынка

1863

К. Маркс «Капитал»

Состязание между производителями за потребителя

Структурный (акцент при исследовании смещается с борьбы компаний друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем)

1870 – 1940 гг.

А. Маршалл «Принципы экономической науки»

Состояние рынка, характеризующееся множеством покупателей и продавцов, неспособных влиять на рыночные цены

1838

А. Курно «Исследование математических принципов теории богатства»

Соперничество двух и более фирм, когда каждая фирма предполагает, что объем производства ее конкурентов будет оставаться неизменным

Несовершенная конкуренция

1933

Дж. Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции»

Ситуация, когда конкурирующих единиц много и они независимы

1933

Э. Чемберлин

«Теория монополистической конкуренции»

Принципиальная возможность влияния на рынок

1942

Й. Шумптер «Капитализм, социализм и демократия»

Соперничество старого с новым (в технологиях)

Поведенческо-функциональный (акцент на методы и способы конкуренции и ее функции)

1940– 1990 гг.

Ф. А. Хайек «Индивидуализм и экономический порядок»

Процедура открытия привлекательности рынка

1990-е

М. Портер «Конкуренция»

Ситуация не равновесия, а постоянных перемен на рынке

1990 – 2010 гг.

А. Бранденбургер, Б. Нейлбафф «Конкурентное сотрудничество в бизнесе («Co-opetition»)»

Неэффективное поведение фирмы в современных условиях, в отличие от сотрудничества

Интеграционный (совокупность ранее альтернативных категорий - соперничества и сотрудничества)

Со-конкуренция

2006

Д. Тапскотт, Э. Уильямс «Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет всё»

Устаревший и слишком дорогой способ поиска инноваций

Конкуренция оказывает существенное влияние на производителей товаров и услуг, заставляя изменять их стратегии в области конкурентоспособности, маркетинга и их политики. В результате чего деятельность предприятий детерминирует их направление на интенсивный вектор развития, на изменение их стратегического видения.

Конкурентная стратегия предприятия является неотъемлемым элементом развития целостно-ориентированной стратегией хозяйствующего субъекта. Соответственно, прежде чем рассматривать содержание и сущность конкурентной стратегии необходимо раскрыть методологические подходы к исследованию стратегии организации в целом.Многие научные труды экономической и управленческой мысли, рассматривают стратегию как набор определенных правил, многообразных способов достижения поставленных целей предприятия, и как правило инфраструктура взаимоотношении предприятия и потребителя в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Визуализируем на рисунке 1 определения, придерживающиеся данного методологического подхода.

Рисунок 1 – Определения понятия «стратегия предприятия»

Но рассмотрим позицию Клейнер Г.Б. к понятию стратегии предприятия. Он раскрывает стратегию на основе трех подходов, которые мы представим на рисунке 2

Рисунок 2 – Стратегии предприятия по Клейнеру Г.Б.

Следует обозначить, что Клейнер Г.Б. стратегическое решение представляет, как решение, имеющее кардинальный смысл для формирования и функционирования бизнеса и влечет за собой долговременные и неотвратимые последствия. Также отметим, что именно он детализировал содержание стратегии предприятия, предусмотрев при этом выделение целого ряда стратегий, представленные на рисунке 3.

Здесь хотелось бы отметить, что конкурентная стратегия предприятия присутствует не только в товарно-рыночной стратегии, но и при разработке других стратегиях.

Ряд зарубежных авторов придерживались позиции Клейнера Г.Б. при определении конкурентной стратегии. Они выделяли следующие направления, такие как: стратегия товарно-рыночного инвестирования, стратегия предложение потребительской ценности, функциональные стратегии и программы. Считаем, что данное определение ближе относится к общей стратегии предприятия, а не к конкурентной стратегии. В данном определении включена и финансово-инвестиционная стратегия и ресурсно-рыночная стратегия и стратегия управления.

Рисунок 3 – Содержание стратегии предприятия по Клейнеру Г.Б.

Отечественные авторы отожествляют конкурентную стратегию с позиционированием бизнеса, который способствует увеличению его потенциала до максимума, и является его основным отличием от конкурентов. Что впоследствии определяет цель конкурентной стратегии, которая заключается в этичности отношении между конкурентами, а также достижения конкурентного преимущества на рынке, создавая тем самым среду лояльных покупателей.

Другие авторы рассматривают конкурентную стратегию, как комплекс научно разработанных методических и управленческих решений, предусматривающих оптимальное удовлетворение потенциальных потребителей за счет завоевания лидирующих позиций на целевом рынке. При этом данная стратегия направлена на обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ стратегической единицы бизнеса.

Единый подход отечественных ученых основывается на том, что конкурентное преимущество является инфраструктурной составляющей конкурентоспособности предприятия.

При раскрытии конкурентных преимуществ, проводится комплексный экономически анализ для выявления реальных и потенциальных факторов, обеспечивающие конкурентоспособность предприятия в условиях неопределенности (в рыночных условиях, в условиях конкуренции).

Следовательно, одним из главных факторов успеха любой коммерческой организации является ее конкурентоспособность. В настоящее время вопросы конкурентоспособности предприятий не просто актуальны с теоретической точки зрения, но и злободневны для практики. Следовательно, рассмотрение теоретических и практических аспектов сущностной характеристики понятия конкурентоспособности сегодня актуальны, тем боле, что единого подхода к формулировке данной категорий, единой позиции к методам оценки и комплексу мер по формированию и повышению конкурентоспособности нет.

В ряде работ отечественных экономистов конкурентоспособность определяют как:

- способность объектов формировать и организовывать их для достижения поставленной цели;

- способность к формированию превосходства над предприятиями-конкурентами, позволяющую им достигать поставленные цели;

- соперничество, борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса организациями на доступных им сегментах;

- способность хозяйствования организации в динамичной конкурентной среде и при этом удерживая свои конкурентные преимущества минимум в неизменном виде;

- возможность и адаптация предприятия к условиям рыночной конкуренции;

- способность эффективного хозяйствования и на этой основе прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка;

- эффективное использование производственного потенциала предприятия, т.е. способность наращивания конкурентоспособности продукции в динамичном кругообороте, нежели у конкурента);

- совокупность характеристик, которые включают захваченную организацией долю рынка, а также способность предприятия к производству, развитию, сбыту и реализации продукции, способность высшего звена руководителей к реализации поставленной цели;

- внутренняя среда субъекта рыночных отношений, способствующую в процессе конкуренции выявить и определить нишу предприятия в рыночном хозяйствовании, предполагая покрытие всех производственных затрат и получение прибыли от легальной деятельности. Данное определение автора в отличие от многих перечисленных включает правовую основу, что дает возможность раскрытия определения со стороны правовой законности по отношению к конкуренций;

- свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов;

- как целостное понятие, обусловленное не просто системой, но и качеством, как управления, так и продукции, а также широтой и глубиной ассортимента, пользующейся спросом у общества или отдельных его членов, устойчивым финансовым положением, способностью к инновациям, эффективному использованию имеющихся ресурсов, целевой направленностью работы с персоналом, уровнем системы сбыта, сервиса, имиджа компании.

Другая позиция исследователей-экономистов исходит от товарной составляющей конкурентоспособности. Так некоторые из них считают, что конкурентоспособность:

- способность страны или организации продавать свои;

- способность предприятия производить конкурентоспособный продукт.

- это свойство объекта, характеризующееся степенью реального и/или потенциального удовлетворения им определенной потребности в сравнении с аналогичными объектами, имеющиеся на данном рынке.

-способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность и реализовывать продукцию по качеству не хуже и соответственно по цене не выше, нежели у любых других контрагентов в своей рыночной нише. Естественно это не все определения авторов, придерживающие данного подхода, однако необходимо перейти к рассмотрению данного определения с третьей позиций. Третья позиция исходит из сочетания товара и производственной деятельности субъекта.

Интересны определения, где под конкурентоспособностью предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, то есть товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей.

Исходя из выше приведенных определений, необходимо отметить, что ключевыми элементами в определениях конкурентоспособности предприятия является рынок и продукция. Рынок диктует условия и оценивает продукцию произведенную предприятием, а от степени конкурентоспособности продукции зависит конкурентоспособность предприятия в целом. Если предприятие производит дешевый продукт, не требующий капитальных вложений на его разработку и реализацию, то разговор идет о рыночных позициях организации. Также хотелось заметить, что соперничество это процесс непрерывный и зависит от потенциала предприятия не зависимо от занимаемой ниши, оговоримся, что это не касается монополистов.

Далее раскроем определение цели коммерческого предприятия. Цель коммерческого предприятия – получение выгоды от ведения предпринимательской деятельности (положительный финансовый результат предприятия), на основе удовлетворения конкретных потребностей покупателей, создавая потребительскую ценность. Из данного определения четко видно иерархия ценностей, вначале идут интересы собственника (руководства, совета директоров, инвестора) организаций, а потом учитываются интересы потребителя. Если учитывать потребности покупателя, то необходима качественная продукция, причем при минимальной цене, однако вряд ли данный уровень цен обеспечит предприятию необходимую экономическую эффективность и результативность. К сожалению, равновесная точка спроса и предложения остается на графике, начерченном на доске при проведении занятий по дисциплинам экономика и экономическая теория.

При организации коммерческого предприятия - каждый собственник, руководитель, совет директоров пытается построить свой бизнес таким образом, чтобы он приносил прибыль, причем в долгосрочной перспективе, т.е. с ориентацией на будущее, если такой цели нет, то здесь, скорее всего речь идет о созданий предприятий для мошеннических целей.

После проведенного исследования теоретических и практических аспектов понятия конкурентоспособности хозяйствующих субъектов отметим, что, несомненно, очевидна колоссальная коннотационная запутанность при определении конкурентоспособности предприятий.

С учетом вышеизложенного сформулируем авторское видение понятия конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность предприятия - это, во-первых, соперничество и сотрудничество за превосходство над конкурентами на избранных сегментах рынка, во-вторых, отсутствие оппортунистического поведения со стороны всех субъектов хозяйствования (соблюдение законности, добросовестная конкуренция), в третьих применение управленческого, маркетингового и инновационного потенциала предприятия направленного на эффективность и результативность деятельности организации как в настоящее время, так и на перспективу.

На наш взгляд данное нами определение позволит расширить кругозор теоретического категориального аппарата.

Просмотров работы: 811