ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

Субботина И.В. 1, Асанова Н.А. 1
1Краснодарский Кооперативный Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Любая коммерческая организация (предприятие) самостоятельно устанавливает цены на свои товары, услуги и работы. Цена является важнейшим критерием при принятии, как потребительских, так и управленческих решений. А говоря в целом, то нас со всех сторон обступают цены за продукции. За съемное жилье мы платим аренду, за собственное вносим квартирную плату, за получение образования – плату за обучение, в больнице, как правило, выплачиваем врачу вознаграждение. Для того, чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы потребителям (покупателям), т.к. невозможно будет удачно продать продукцию на рынке. Следовательно, вопрос касательно цены и ценообразования является важным и значимым, а грамотная ценовая политика – главным показателем эффективно-результативной деятельности организации (предприятия).

Цена является одной из важнейших и наиболее сложных экономических категорий товарного производства. Цена как экономическая категория отражает экономические отношения между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем товара по поводу его производства и реализации. Т.е. согласно общеизвестной теорией «Цена – количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое продавцом за единицу товара или услуги». Т.е. цена– денежное выражение стоимости товара; формируется на мировом и государственном рынках .

В целом определению категорией цены, ее сущности и роли в экономике занимались многие отечественные и зарубежные научные деятели. За долгий период исследования сформирована значительная теоретическая база в данной области, приведем некоторые из них и представим их в таблице 1.

Таблица 1. – Определения категории цены различных современных авторов

Герасименко В.В.

«Цена представляет собой выражение стоимости товара. Стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство.

Цена является конечным показателем, характеризующим товар. Она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена – производителей и потребителей» .

Емельянова Т.В.

Цена – сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги» .

Косинова Е.А.

«Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цена есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена.

В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает за приобретенный товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке».

Слепов В.А.

Цена в системе маркетинга – это определенное количество денег, за которое продавец согласен продавать единицу товара, а покупатель согласен купить за это количество денег данный товар.

В общем случае цена представляет собой денежное выражение стоимости товара». Из этого вытекает сущность ценообразования, которая состоит в установлении таких цен, чтобы получить планируемый объем прибыли и достичь определенной доли рынка .

Шуляк П.Н.

Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как: индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);

Существует несколько теоретических подходов к объяснению экономической сущности (природы) цены. Наиболее разработанными являются два подхода. Первый подход можно определить как производственный (затратный), а второй как непосредственно рыночный (полезностный), основанный на полезности товара.

В соответствии с первым (затратным) подходом цена представляет собой результат действия закона стоимости. Именно в цене проявляет свое действие закон стоимости. Стоимость, являясь категорией товарного производства, находит свое выражение в форме цены.

Исходя из этого, сущностную основу цены составляет стоимость, а соответственно, «цена есть денежное выражение стоимости товара». В соответствии с этим цена формируется под влиянием производственных затрат, связанных с производством и реализацией конкретных товаров. Иными словами, стоимостная теория рассматривает сущность цены в первую очередь с позиций производителя товара.

Стоимость товара состоит из трех основных элементов:

, (1)

где

А –

амортизация (стоимость износа средств труда);

 

ЧП –

чистый продукт;

 

ТМЗ –

текущие материальные затраты (величина затрат, связанных сприобретением предметов труда).

Взгляды на природу чистого продукта существенно различаются. Так, согласно теории трех факторов производства чистый продукт создается при участии трех основных групп ресурсов (труда, земли и капитала) и включает в себя следующие элементы, представленные на рисунке 1

Рисунок 1 – Теория трех факторов производства

Согласно теории К. Маркса чистый продукт создается трудом наемного работника и состоит из заработной платы и прибыли, данное утверждение представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 – Теория чистого продукта по К. Марксу

Согласно неоклассической теориив создании чистого продукта принимают участие труд, земля, капитал и предпринимательский талант. Чистый продукт, согласно данной теории включает заработную плату, процент, ренту, нормальную прибыль и экономическую прибыль, визуализация вышесказанного представлено на рисунке 3.

Рисунок 3 – Неоклассическая теория чистого продукта

Однако цены конкретных товаров могут не совпадать с их стоимостями. Это вызвано тем, что в рыночных условиях величина цены конкретного товара формируется не только под действием затрат на его производство, но и целого ряда других факторов. Среди них особое место занимает величина потребности в данном товаре, которая на практике конкретизируется в виде платежеспособного спроса.

В соответствии со вторым подходом оценка товара (блага) осуществляется в рыночных условиях каждым конкретным потребителем на основе субъективной ценности (полезности) данного товара.

В науке данная теория цены представлена в видетеории предельной полезности либо субъективной теории ценности. Субъективная теория ценности раскрывает экономическую сущность цены с позиции потребителя. То есть потребитель предъявляет спрос только на тот товар, который, по его субъективному мнению, имеет необходимую полезность. В соответствии с этой теорией сущностную основу цены составляет ценность (полезность) товара. Определение же цены в этой теории следующее: «цена это форма выражения ценности благ (товаров), проявляющаяся в обмене», т.е. чем полезнее, ценнее для потребителя товар, тем он дороже, однако этот подход критиковал уже А. Смит. Он говорил: сравните воду и алмазы, что полезнее и что ценнее.

В последнее время, цена определяется как «количество денег (благ, ценностей), за которое конкретный продавец согласен продать, а конкретный покупатель готов купить данный товар».

Однако данная формулировка цены не противоречит рассмотренным выше определениям цены. Здесь акцент смещен лишь на конкретные рыночные условия.

Вопрос о стоимости (цене) товара (услуги) возник с момента зарождения рыночного хозяйства.

Каждому типу экономических систем присущи свои особенности ценообразования. Например, при чистом капитализме отсутствует государственное влияние на цены, а в командной экономике роль государства в ценообразовании является первостепенной. В смешанной экономике, которая преобладает в настоящее время, имеются следующие особенности:используется сочетание рыночного, государственного и корпоративного регулирования;цены устанавливаются производителями и продавцами самостоятельно, а не жестко централизованно, как в условиях командной экономики;государство устанавливает цены на продукцию, выпускаемую госсектором, а также вводит пределы цен на некоторые товары и услуги с целью поддержания малообеспеченных слоев населения или отдельных сфер бизнеса.

В условиях смешанной экономики, соединяющей черты чистого капитализма и командной экономики, происходит взаимодействие четырех основных субъектов: фирм, домохозяйств, государства и внешнего мира. Основными посредниками в этом взаимодействии являются рынки ресурсов, товаров и услуг, международный рынок товаров и услуг, а также мировой финансовый рынок.

В процессе взаимодействия субъектов экономики создаются доходы и осуществляются расходы, причем доходы соответствуют расходам и составляют цену отдельной сделки. Таким образом, цена имеет двойственную природу: с одной стороны она характеризует доходы производителя/продавца, а с другой стороны – расходы покупателя/потребителя.

Подводя итог, отметим, что цена занимает центральное место в рыночных отношениях, отражая и сглаживая интересы субъектов экономики, включает себя следующие факторы, влияющие на цены:

- затраты предприятия;

- соотношение сил (соотношение спроса и предложения);

- государственное регулирование.

В теории и практике принято выделять пять основных функций цены:

- учетная;

- распределительная;

- стимулирующая;

- функция сбалансирования спроса и предложения;

- функция цены, как критерия рационального размещения производства.

Учетная функция цены заключается в том, что цена содержит в себе информацию об издержках производства товаров и услуг и прибыли, а также о доходах производителей/продавцов и о расходах покупателей (потребителей), как на макроэкономическом уровне, так и на микроэкономическом уровне.

Распределительная функция цены заключается в возможности государства посредством установления налогов, субсидий и пределов цен перераспределять доходы между отраслями экономики, предприятиями и различными слоями населения.

Стимулирующая функция цены состоит в поощрении или сдерживании производства или потребления отдельных товаров или услуг посредством государственного регулирования цен. Например, установление акцизов на товары вредные для здоровья приводит к сокращению их потребления, а ведение налоговых льгот или связанного пола цены на продукцию сельского хозяйства приведет к увеличению ее производства.

Функция сбалансирования спроса и предложениязаключается в том, что гибкие цены приводят рынок в состояние равновесия, устраняя дефицит или избыток.

Функция цены, как критерия рационального размещения производства заключается в возможности цен влиять на перераспределение ресурсов между отраслями экономики: рост цен, как правило, свидетельствует об увеличении прибыли в данной отрасли, что привлекает новых производителей и, следовательно, создает приток ресурсов, и наоборот.

Все функции взаимосвязаны друг с другом.

Далее целесообразно разобрать виды цен. На рисунке 4 представлены виды цен в зависимости от товарного обращения.

Рисунок 4 – Виды цен, зависящие от отрасли деятельности

На рисунке 4 представлены виды цен, которые зависят лишь от товарного обращения, поэтому далее считаем необходимым перейти к изучению и раскрытию классификации цен на современном этапе развития. Для этого воспользуемся классификацией цен исходя из признаков цены. Следовательно, к первый признак подразделения цены будет исходить из институционального состава участников процесса ценообразованию. Как правило, цена на продукцию подразделяется на следующие виды, а их характеристика и расчеты представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Виды цен в зависимости от состава участников процесса ценообразования

Виды цен

Характеристика вида цен

Формула расчета

Оптовая цена производителя

Это стоимость, за которую производитель реализует свою продукцию покупателям и/или посредникам с учетом своей прибыли (прибавочной стоимости)

 

Отпускная цена производителя

Это оптовая цена производителя и суммирование косвенных налогов

 

Оптовая цена закупки

Оптовая цена закупки (оптовая цена)– цена, за которую посредник реализует товар в розничную торговлю

 

Отметим, что надбавка посредника – это своего рода логистические расходы, которые включает затраты (издержки) на хранение, доставку, реализацию, и соответственно доход (прибыль) посредника

Розничная цена

Цена, за которую товары реализуются конечным потребителям

 

Все вышеприведенные виды цен взаимосвязаны между собой. Так фирма-производитель работает на рынке без посредников, то соответственно, цена отпускной и розничной продукции будет одинакова. Также если у фирмы взаимодействует лишь с одной посреднической фирмой, то оптовая цена закупки будет равняться розничной цене. Здесь необходимо учесть, то что, чем больше посредников у фирмы-производителя, тем выше затраты за услуги посредников и косвенных налогов.

Для строительной продукции и выполняемых строительных работ выделяют следующие виды цен:

- сметная цена – характеризует общие издержки, затраченные на производство и строительство единицы продукции;

- договорная цена – спрос заказчика и предложение подрядчика достигаются в процессе переговоров и вычисляется как правило по следующей формуле:

(6)

- прейскурантная цена – отражается средней величиной за продукцию в натуральном выражений (строительство или снос одного объекта недвижимости, плата за выполнение ремонтных работ за один погонный метр и т.д.).

Но помимо вышеприведенной классификацию выделяют цены зависящие от территориально-пространственной характеристики субъектов хозяйствования. Так выделяют: единые цены, региональные цены и цены управляемые на местном уровне.

В последнее время с интенсивным развитием маркетинговой деятельности к видам цен включается и третий признак, зависящий от порядка возмещения клиентам транспортных расходов. Т.е. если мы покупаем продукцию у производителя и у него не включены расходы по доставке и транспортировке, то это цена «цена на месте производства». Или если в стоимость не включены такие факторы как удаленность, то такая цена называется «цена с включением расходов по доставке», если включены то зональные цены, и цены формируемые основе базисного пункта.

В последнее время, конец 2014 года и до сих пор – актуальным становится виды цен, которые зависят от степени влияния или воздействия на них государства, т.е. цены регулируемые государством. Так различают следующие виды цен в зависимости от степени государственного регулирования:

- свободные цены («стихийно» рыночное формирование цен);

- регулируемые цены (устанавливаются ограничения цены, как в нижних, так и в верхних пределах);

- фиксированные цены (регулируются и устанавливаются государством на те или иные товары или услуги).

К пятому признаку вида цен можно отнести цены, которые зависят от степени новизны продукции, к ним относятся:

- «психологическая цена»;

- престижная цена;

- цена «снятия сливок»;

- цена проникновения на рынок;

- цена следования за лидером;

- цена, определяемая по методу «издержки плюс» .

Все вышеизложенное говорит о том, что цены играют важную роль в развитии экономики. Они охватывают производство продукции разных сфер и отраслей деятельности, тарифы на транспортные перевозки, коммунальные и бытовые услуги, цены на строительную продукцию – они отражают и сглаживают интересы всех субъектов экономики.

Просмотров работы: 1025