Но, несмотря на то, что за последние десять-пятнадцать лет в России было реализовано достаточно весомое количество проектов социокультурной направленности, проектная деятельность в сфере культуры развивается преимущественно стихийно, она еще слабо развита в качестве организационно-управленческой формы.
Проект как особая форма организации культурной деятельности, позволяющая привлекать альтернативные ресурсы, производить децентрализованные культурные действия, поддерживать партнерство государственных структур и неправительственных организаций, выступает эффективной современной моделью управления в сфере культуры. С помощью проектного подхода можно добиться необходимого сочетания традиционных и инновационных начал в отечественной культуре, роста культурного многообразия.[1]
В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию, предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел – предваряющий действие проект. [2] именно акция является одним из средств формирования патриотической культуры молодежи.
Рассмотрим подробнее ценностно–ориентационные акции (воспитательного, идеологического характера) на примере акции памяти «Минувшее и нынешнее», прошедшей в Орловском Городском парке культуры и отдыха 9 мая 2016 года и посвященной 71 годовщине Победы в Великой Отечественной Войне. Акция памяти «Минувшее и нынешнее» была подготовлена арт-группой «Ради жизни», которая функционирует как клубное формирование Городского парка культуры и отдыха.
Проект акции памяти «Минувшее и нынешнее»
Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
В настоящее время в общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. У современной молодежи проявляется равнодушие к своей малой Родине, от куда они стремятся уехать на легкие заработки в крупные города, а если повезет и за границу. Наблюдается отсутствие интереса к проблемам и перспективам развития родного края, села, города, да и в целом страны, нетерпимость, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей страны. Можно с уверенностью говорить о низком уровне знания истории, литературы, культуры своей страны, в то время как важным фактором формирования патриотизма является именно отношение к истории, культуре, языку и традициям страны.
Сегодня молодежь становится свидетелем многочисленных изменений в стране и обществе. Ее отношение к этим изменениям, к России, ее месту в мире обусловлено не только эффективностью реформ, но и духовными ценностями, которые заложены в сознание молодежи. Современная российская молодежь имеет существенный запас «патриотической прочности», однако жизненные реалии заметно корректируют желание молодых людей связывать свои жизненные планы и стратегии с Россией.
В этой связи все более актуальным становится вопрос о патриотическом воспитании.
Цель проекта: Объединение по средствам социальной сети в контакте инициативных молодых людей города Орла, не обладающих определенными профессиональными навыками, но обладающих самым важным - желанием служить своей малой родине и прославлять ее героев.
Задачи проекта:
- вовлечение молодого поколения по средствам социальной сети «Вконтакте» в активные формы гражданского и патриотического воспитания;
- создание условий для поддержания интереса у детей и подростков к отечественной истории и культуре, истории и культуре родного города;
- воспитание уважения к подвигу защитников Отечества, родного края;
- содействие формированию патриотической культуры молодежи;
- формирование у подрастающего поколения духовности, нравственности, готовности и способности отдать силы и энергию на благо общества и государства;
- организация досуга подростков;
- объединение участников проекта общими интересами в сфере искусства и культуры;
- формирование творческих способностей детей и молодежи.
Кадровое обеспечение:
Руководитель проекта и режиссер: Саженина З. С. – обучающаяся 3 курса Орловского государственного института культуры, профиля подготовки «Менеджмент социально-культурной деятельности»;
Помощник режиссера: Кутасова В. В. – выпускница Орловского областного колледжа культуры и искусств, направление подготовки народное художественное творчество;
Хореограф: Зубарева П. С. – выпускница Орловского областного колледжа культуры и искусств, руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель.
Информационная поддержка:
На подготовительном этапе (сбор участников и оповещение жителей города о предстоящем мероприятии) информационную поддержку нам оказал канал «Первый городской», который приехал в первый день репетиции на место сбора с участниками и снял сюжет и приглашение на Акцию памяти «Минувшее и нынешнее».
Помимо этого организаторами велась постоянная рассылка приглашений в социальной сети «Вконтакте», в ходе которой и было набрано необходимое количество участников (60 человек).
Акция памяти «Минувшее и нынешнее» состоялась 9 мая 2016 года в городском парке культуры и отдыха, в ряду множества праздничных мероприятий, посвященных 71-ой годовщине Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Идея заключалась в том, чтобы объединить на площадке два времени: современную молодежь и молодых людей 40-х гг. Участниками акции было красочно показано отношение современной молодежи к событиям, происходящим в 1941-1945 г., к ветеранам и службе в армии.
Так как мероприятие планировалось массовое, первой проблемой, с которой пришлось столкнуться, это поиск людей, готовых на добровольной основе принять участие в представлении. В социальной сети «Вконтакте» была создана группа, в которой подробно описывались цели и задачи грядущего мероприятия. В результате рекламы и информационной рассылки, жители города получили возможность стать участниками акции памяти.
Собрав, ранее незнакомых друг с другом людей, необходимо было сплотить их как коллектив и исключить такие моменты как неловкость в общении, скованность, замкнутость. Для этого на первых репетициях были проведены тренинги и мастер-классы, в результате которых, во-первых, участники познакомились друг с другом и начали увереннее себя чувствовать, а, во-вторых, организаторы смогли увидеть на что каждый из них способен, узнать об увлечениях и хобби ребят, что облегчило дальнейшую работу с участниками.
Репетиции проходили 3 раза в неделю в течение месяца. Для постановок танцев приглашались хореографы. А по окончании мероприятия каждый из участников получил грамоты от Городского парка культуры и отдыха с благодарностью за помощь в организации акции памяти.
Если говорить о специфике акции памяти «Минувшее и нынешнее», то следует упомянуть, что в ней приняли участие непрофессиональные актеры, а лишь люди, неравнодушные и желающие активно и интересно проводить свой досуг.
Репетиционной базой для Акции памяти «Минувшее и нынешнее» стал МАУК «Городской парк культуры и отдыха», киноконцертный зал «Юбилейный», в котором организаторам была предоставлена осветительная и звуковая аппаратура. В день выступления парк предоставил колонки, микрофоны, ноутбук и микшерный пульт для воспроизведения музыки, а также площадку перед колоннадой.
С костюмами для выступления (гимнастерки, пилотки, ремни) помогли ученики Муниципального бюджетного лицея №28 города Орла и Орловский государственный театр «Свободное пространство», в лице художественного руководителя Михайлова Александра Алексеевича.
План акции памяти «Минувшее и нынешнее».
Мероприятие |
Ответственный |
Сроки выполнения |
1. Создание инициативной группы, которая будет реализовывать проект |
Руководитель проекта. |
20 марта 2016 |
2. Разработка афиши и информационного сообщения |
Помощник руководителя проекта. |
24 марта 2016 |
3. Составление сценария, обсуждение содержания, внесение корректив |
Руководитель проекта, помощник руководителя проекта. |
20 марта – 5 апреля 2016 |
4. Поиск участников и информационная рассылка |
Руководитель проекта, помощник руководителя проекта. |
24 марта – 5 апреля 2016 |
5. Общение с потенциальными участниками |
Руководитель проекта, помощник руководителя проекта. |
24 марта – 5 апреля 2016 |
6. Проведение первой встречи-знакомства с участниками, регистрация участников |
Руководитель проекта, помощник руководителя проекта. |
5 апреля 2016 |
7. Организация и проведение репетиций |
Руководитель проекта, помощник руководителя проекта, хореограф. |
6 апреля – 8 мая 2016 |
8.Запись и монтаж звукового оформления |
Руководитель проекта. |
26 апреля 2016 |
9. Поиск костюмов, подготовка необходимогориквезита |
Руководитель проекта. |
28 апреля – 8 мая 2016 |
10.Проведение мероприятия |
Руководитель проекта, помощник руководителя проекта. |
9 мая 2016 |
11.Составление отчета о проведенном мероприятии |
Руководитель проекта. |
11 мая 2016 |
Таким образом, проектная деятельность, стала одной из приоритетных, позволяет решать социально-культурные задачи в области воспитания, образования, развития и социализации путём организации комплекса мероприятий по целенаправленному изменению или коррекции существующих проблем в течение заданного периода времени.
Творческая среда, созданная в процессе социально-культурного проектирования, является стимулирующим фактором для производства инноваций в области социально-культурных технологий, способствует наращиванию образовательно-культурного уровня населения.
Технологии социально-культурного проектирования мероприятий - это конструктивные знания, которыми должен обладать любой квалифицированный специалист.
Список литературы:
1) Булавина Д.М.Проектная деятельность в сфере культуры как механизм реализации культурной политики. – М., 2007.
2) Марков А.П., Бирженюк Г.М. Социально-культурные технологии. – Спб., 1997.