Военная и трудовая доблесть
С утра 22 июня 1941 г. аудитории и лаборатории МИИТа заполнила молодежь. Двери института были открыты абитуриентам, проводился традиционный «День открытых дверей». Преподаватели и сотрудники института знакомили гостей с возможностями продолжения образования и будущими профессиями. Но после 11 часов ректорату МИИТа стало известно о предстоящем Правительственном сообщении в 12 часов дня. Радио принесло скорбную весть о вероломном нападении фашистской Германии на СССР, о бомбежках Киева, Харькова, Минска, железнодорожных узлов.
Часть сотрудников и студентов добровольно вступила в ряды народного ополчения, учащиеся младших курсов были мобилизованы на военную службу в Советкую Армию. Более 600 студентов, рабочих и служащих МИИТа приняли участие в строительстве оборонительных сооружений на подступах к Москве, своим самоотверженным трудом они заслужили благодарность командования Западного фронта. Грозные события начала Великой Отечественной войны изменили
привычный уклад образовательного учреждения. В институте были
созданы группы противовоздушной обороны, оборудованы бомбоубежища. На Бахметьевской ул. они располагались в подвалах первого и
химического корпусов, окна с внутренней стороны оклеивались крест-
накрест полосами бумаги, это увеличивало прочность стекол на случай взрывной волны при бомбежке.
В октябре 1941 г. в институте была сформирована 2 Московская коммунистическая дивизия, в которой воевали многие сотрудники и студенты МИИТа.
60 студентов МИИТа в октябре 1941 г. стали бойцами сводного лыжного батальона Калининского фронта, а 78 студентов вступили в студенческий батальон 3 коммунистической дивизии.
29 мая 1942 г. на фронт отправился женский военный эшелон 19 отдельного батальона воздушного наблюдения, в его составе были 23 студентки.
В начале 1942 г. под Оренбургом была сформирована 46 железнодорожная бригада полковника А.Д. Шишкина. Во всех ее частях командирами взводов и помощниками командиров рот по технической части были назначены выпускники МИИТа 1940 г.
Воздушно-десантная бригада, где проходил службу студент МИИТа В.В. Павлов, в 1941 г. вела бои в тылу врага. В.В. Павлов попал в окружение и вступил в Злынковский партизанский отряд, который вошел в партизанское соединение Федорова. Здесь он был минером, командиром отделения, взвода, заместителем командира батальона. Владимир Владимирович стал настоящим мастером железнодорожных диверсий в тылу врага. Вместе с товарищами он взорвал 38 эшелонов противника. Павлов демобилизовался в мае 1944 г. и вернулся в МИИТ на Мостовой факультет. 2 мая 1945 г. В.В. Павлову присвоили звание Героя Советского Союза.
Г.Д. Тимрот, выпускник МИИТа 1941 г., будучи командиром минно-подрывного взвода, летом 1942 г. в ходе операции по установке заграждений взорвал мост через реку Оскол, но был ранен и попал в плен. Фашисты узнали, что Георгий - инженер-мостовик и предложили ему работу по восстановлению мостов. Он отказался, несмотря на пытки и избиения. Гитлеровцы убили Г. Тимрота во Владимир-Волынском концлагере «Норд».
т вторично восстановили через 16 суток.
Без преувеличения можно сказать, что значительное влияние на восстановительные работы во время войны оказывал И .Д . Гоциридзе - заместитель наркома путей сообщения по строительству, выпускник МИИТа 1927 г. Он принимал деятельное участие в постройке моста через Волгу у
Астрахани, в восстановлении моста через Днепр у Кременчуга и, особенно, в строительстве моста через Керченский пролив, где он находился больше месяца. Разумеется, он осуществлял и общее руководство строительными работами в СССР.
Народное ополчение в МИИТе
В Москве в первых числах июля 1941 г. было сформировано 12 дивизий народного ополчения. 6-я дивизия народного ополчения Дзержинского района формировалась в помещениях МИИТа и 300 миитовцев – рабочих, студентов, служащих, профессоров и преподавателей вступили в ее ряды. Так же ее составе были представители большинства организаций района, в первую очередь, рабочие заводов «Борец», «Твердых сплавов», «Станколит», сотрудников министерств иностранных дел и внутренних дел. Свой первый бой ополченцы приняли в августе 1941 года в районе Ельни.
За отвагу в боях под Москвой 60 миитовцев награждены медалью «За оборону Москвы». Они участвовали в боях за Ленинград, Одессу, Кавказ – практических на всех фронтах Великой Отечественной войны. Многие – в партизанских отрядах. Выпускник тоннельного факультета Владимир Чепига командовал партизанским единением, которое дошло до Польши.
В боях за освобождение Польши Владимир погиб, посмертно нгражден орденом «Крест Грюнвальда» 3-й степени. Многие миитовцы не вернулись с полей войны. Анатолий Капчинский, Александр Протасов – выпускники путейского факультета, умница и жизнерадостный человек, казнен фашистами в декабре 1941 года.
Георгий Тимрот, выпускник факультета «Мосты и тоннели» - зверски замучен фашистами в 1941 году, такая же участь постигла студентку 2-го курса путейского факультета Зину Хайкину.
Герои Советского союза
Выстоявшие и победившие
Александр Сергеевич Морухов
Он был единственным матросом-подводником, удостоенным в годы Великой Отечественной войны звания "Герой Советского Союза".
Родился 23 марта 1919 года в селе Митьково (ныне Угранского района Смоленской области) в крестьянской семье. Окончил 7 классов и рабфак. Работал слесарем в московском Метрострое, прокладывая "подземку" на участке между станциями "Аэропорт" - "Сокол".
В Военно-Морском Флоте с 1939 года, прошёл курс обучения в учебном отряде подводного плавания. Войну встретил в июне 1941-го.
Участвовал в 34-х боевых походах и потоплении 8-и кораблей противника. При выполнении боевого задания 14 сентября 1942 г. спас от гибели свою подлодку "М-35", исправив повреждения вертикального руля во время срочного погружения,.
28 сентября 1943 г. подлодка подорвалась на плавающей мине. От взрыва носовая часть корабля до 9-го шпангоута была оторвана. Морухов своими грамотными действиями создал условия для успешной борьбы за живучесть ПЛ, что позволило быстро устранить последствия аварии.
За мужество и героизм 22 июля 1944 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1957 г. А.С. Морухов окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Работал в московском Метрострое.
Скончался 19 октября 2001 г. Похоронен в Москве, на Подрезковском кладбище. Награждён также орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, "Знак Почёта", медалями. В г. Севастополе установлена скульптура А.С. Морухова.
Владимир Владимирович Павлов
Родился 29 ноября 1921 года в Москве. В 1938 году окончил 10 классов столичной школы. Выпускник мостового факультета. Активно занимался спортом.
В 1939 году Павлова призвали в армию. Служил в воздушно-десантных войсках на Украине. Это была элита Вооруженных сил: каждый десантник умел стрелять из любого вида оружия, владел приемами рукопашного боя, был тренирован физически и готов к любым испытаниям.
При выходе из окружения в октябре 1941 г. вступил в Злынковский партизанский отряд, базировавшийся в Брянских лесах. С июля 1942 г. – командир диверсионного подрывного взвода, а затем группы Черниговского партизанского соединения под командованием легендарного А.Ф. Фёдорова. Участвовал в рейде в северные районы Житомирской и Волынской областей. За июль-август 1943 г. группа под руководством В.В. Павлова пустила под откос 38 эшелонов с боевой техникой, боеприпасами, горючим и живой силой противника. Лично взорвал 13 эшелонов. Руководил нападениями на фашистские гарнизоны. Во время одного из них были освобождены около 300 советских граждан, подготовленных к угону в Германию.
2 мая 1945 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1949 г. окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. С 1956 года – на журналистской работе в журнале «Огонёк».
Умер 8 июля 1975 г. Похоронен на Введенском кладбище в Москве. Награждён также орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Автор книг «По закону верности» М.,1971; «Бригада «трижды уничтоженных». 2-е изд. М., 1976 и др.
Игорь Валентинович Копейкин Родился 8 июля 1920 года в деревне Аксёново, ныне посёлок городского типа Альшеевского района Башкирии. Отец и мать – крестьяне, колхозники. Учился в поселковой школе.
В Красную Армию призван в 1939 году Белебеевским райвоенкоматом Башкирской АССР. К началу Великой Отечественной Копейкин уже имел военную специальность стрелка-радиста.
На фронте с июня 1941 г. К октябрю 1944 г. Копейкин И.В. совершил 180 боевых вылетов, более 50 раз участвовал в воздушных боях, лично сбил два и в группе - восемь самолётов противника.
23 февраля 1945 г. за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками ему присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1951 г. он окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. С 1952 г. работал в органах госбезопасности СССР.
Умер 7 декабря 2002 г. Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище. Награждён также орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.
Леонид Тимофеевич Быков родился 16 апреля 1914 года в посёлке Южа в семье рабочего. В 1917 году Быковы переехали в посёлок Люблино (ныне муниципальный район Москвы). Окончил 7 классов и станкостроительный техникум. Работал токарем, мастером, технологом, конструктором на Люблинском заводе железнодорожных запчастей.
С начала Великой Отечественной войны у Быкова была «бронь». Но он настойчиво просился на фронт. В 1943 году после окончания Горьковского танкового училища младшего лейтенанта Быкова направляют на Юго-Западный фронт.
В первом же бою первым же выстрелом он сумел поджечь фашистский танк. Это было только началом. Наши части наступали, освобождали населённые пункты от врага. Но в конце августа 1943 года случилась беда.
В бою за железнодорожную станцию Успенская на Донбассе танк Быкова был подожжён. Сам он потерял сознание и двумя членами экипажа (радист погиб) был отнесен в окоп. Там танкисты были захвачены фашистами в плен.
Через какое-то время пленных танкистов привезли в город Каховку. Там при следовании на работу Быков и еще пятеро военнопленных напали на конвоиров и бежали в днепровские плавни.
По счастливой случайности корпус, в котором прежде служил Быков, вышел на берег Днепра в том самом месте, где прятались бежавшие танкисты. Целую ночь в Особом отделе он подробно описывал все 30 дней, которые пробыл в плену. Ему поверили. Доброе имя воина ничем не было запятнано.
И снова фронт. После ранения Быков попал в 3-ю танковую армию. Участвовал в освобождении города Львова. В бою за Львов Быков потерял свой танк. Потом был Сандомирский плацдарм, форсирование Вислы…
В конце 1944 года Быкова перевели во 2-ю танковую армию. В середине января 1945 года взводу танков, в составе которого была машина Быкова, было приказано пройти 80 километров к польскому городу Кельце, произвести разведку и посеять панику среди отступавших гитлеровцев.
Из пяти посланных танков 2 подорвались на минах. Но 3 оставшихся устремились вглубь фашистской обороны. Форсировав вброд реку Черна Нида, наши танки подошли к шоссе Краков – Кельце и засекли нескончаемую колонну удирающих фашистов. Широко раскатившись и создав иллюзию прорыва крупных сил, 3 танка на ходу открыли стрельбу по колонне. На шоссе заполыхали автомашины.
В полдень разведывательная группа подошла к городу Кельце. Задание было выполнено. Вскоре сюда подтянулся и танковый полк. Но основные силы были далеко позади, и полк оказался в окружении, заняв круговую оборону.
Командир полка вручил Быкову пакет и приказал прорваться обратно к корпусу и доставить пакет командиру. При прорыве «Т-34» Быкова раздавил две «зазевавшиеся» вражеские противотанковые пушки и продырявил один «тигр». Удачно используя ночную темноту, танк на полном ходу скрылся от преследования.
Вскоре скупые слова донесения из пакета воплотились в прочерченный на карте путь. И по этому пути пошла лавина главных сил механизированного корпуса.
Последний бой, из которого его вынесли с перебитыми ногами, Быков провёл под самым Берлином. В госпитале Леонид Быков узнал о великой Победе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство Леониду Тимофеевичу Быкову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8708).
Целый год не снимал Быков госпитального халата. В 1946 году старший лейтенант Л.Т. Быков по инвалидности демобилизовался. В 1954 году окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Вернулся в своё конструкторское бюро. Потом работал в Московском теплотехническом институте имени Ф.Э. Дзержинского.
Леонид Тимофеевич Быков скончался 15 июня 1990 года. Похоронен в Москве, на Люблинском кладбище.
Награждён орденом Ленина, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.
Так же МИИТ гордится такими ученицами, как:
Иваном Варвашеней (строительный факультет), который в годы войны являлся секретарем Минского подпольного обкома партии Белоруссии, заместителем командира партизанского соединения Минской области.
Пантелеймоном Кондратьевичем Пономаренко, выпускником факультета «Паровозное хозяйство», который в годы войны являлся начальником Центрального штаба партизанского движения.
Мужество - одна из черт миитовцев
Особенность системы отопления - вентиляции явилась причиной розгорания нескольких этажей во время пожара в МИИТе 10 ноября 1995 г. Очаг возгорания находился в первом корпусе, в аудитории № 1533. Пламя быстро распространилось на верхние этажи левого крыла. Дежурные сотрудники института вызвали пожарную охрану.
Верхний этаж первого корпуса МИИТ а после пожара (1995 г.)
Штаб быстрого реагирования по ликвидации пожара вначале находился в вагончике, во дворе первого корпуса, после локализации пожара переместился в кабинет ректора. Работа велась круглосуточно. К сожалению, проектом строительства не были предусмотрены гидранты, которые позволили бы силами дежурных МИИТа приступить к тушению пожара. Время было упущено.
В конструкции первого корпуса была специально устроена прогрессивная для своего времени система вентиляции которые проходили с пятого до второго этажей, и горизонтальные деревянные короба сечением находившиеся под полами. Такая циркуляция воздуха препятствовала также загниванию древесины. Сотрудники и истинные доброжелатели верили, что благодаря мужеству людей М ИИТ будет восстановлен в кратчайшие сроки.
Они не ошиблись в этом.
В 1928 г. был надстроен шестой этаж первого корпуса. Была обесточена электропроводка, установлено временное освещение. 10 ноября, одновременно с разборкой завалов, сортировкой и комплектованием уцелевшего оборудования начались восстановительные работы. Только к 13 ноября удалось полностью погасить пожар.
Уже с 10 ноября занятия в уцелевших, не отапливаемых аудиториях левого и правого крыльев первого корпуса проводились в обычном режиме. Ни одно из плановых мероприятий учебного процесса, включая защиты диссертаций, отменено не было. Из-за пожара шестой этаж был уничтожен полностью, включая оконные переплёты, перекрытия деформировались.
Были фактически уничтожены кафедры: «Управление эксплуатационной работой», «Строительные материалы», «Геодезия». Серьезно пострадали кафедры: «Строительные конструкции» и «Здания и сооружения».
На второй этаж огонь попал через вертикаль воздуховодов, сгорели аудитории № 1228 и 1226, где находился Отдел кадров студентов. Во время тушения пожара, от перегрузки намокших делопроизводственных папок, обрушился пол в помещение ДОСААФ этажом ниже.
Требовалось не только восстановление сгоревшей части первого корпуса, но и полная реконструкция здания с заменой перекрытий.
Мужеству место не только на полях военных сражений, но и в
трудовых буднях. И трудно сказать, где больше проявляется человеческая воля! Люди спасали документы и имущество, забывая о сне, еде и отдыхе. Сотрудники университета во дворе охраняли документы, в том числе полуобгоревшие аттестаты, выброшенные
из окон, не позволяя корреспондентам центральной прессы рассматривать и подбирать их в погоне за сенсацией. Кстати, многие газеты дали искаженную информацию о пожаре. Они не заметили главного - мужества и преданности людей. У некоторых сотрудников сгорели сбережения, оставленные в сейфах. Также беззаветно трудились и студенты. располагался общественный штаб по ликвидации пожара.
Уже к сентябрю 1996 г., когда отмечалось столетие МИИТа, сгоревшая половина первого корпуса была полностью восстановлена на самом современном уровне.
Роль транспорта в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.
В ВОЕННЫЕ ГОДЫ ТРАНСПОРТ ОБЕСПЕЧИЛ: Перебазирование промышленности на восток страны Перевозку войск, вооружения и военной техники, боеприпасов Доставку сырья и топлива Подвоз на фронт и в тыл продовольствия, одежды, лекарственных препаратов Оперативную эвакуацию населения Перевозку раненых бойцов.
Транспортная система государства выдержала тяжелейшее испытание войной за счет:
- четкой координации деятельности всех видов транспорта;
- рационального распределения грузопотоков;
- мобилизации всех резервов
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ И ДОРОЖНЫЕ ВОЙСКА В ГОДЫ ВОВ Перевезено более 145 млн. тонн грузов
Построено и восстановлено: - 100 тыс. км. дорог, - более 700 км. протяженности мостов
Построено и восстановлено: - 100 тыс. км. дорог, - более 700 км. протяженности мостов
Отремонтировано 800 тыс. машин.
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ В ГОДЫ ВОВ
Обучено и переподготовлено более 40 тыс. авиаторов, в том числе более 20 тыс. для авиации дальнего действия
Перевезено более 2 млн. 350 тыс. человек и 278 тыс. тонн грузов.
Эвакуировано около 350 тыс. раненых Доставлено на фронт более 2 тыс. тонн консервированной крови и около 1,7 тыс. тонн медикаментов.
Доставлено на фронт более 2 тыс. тонн консервированной крови и около 1,7 тыс. тонн медикаментов.
МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ В ГОДЫ ВОВ
Общий объем перевозок на внутренних и внешних морских сообщениях составил около 100 млн.
Перевезено более 4 млн. человек
Эвакуировано свыше 1 млн. человек, более 600 тыс. тонн оборудования и сырья, 300 тыс. голов скот
За годы войны железнодорожники перевезли 20 млн. около 20 млн. вагонов с войсками и грузами различного назначения
РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ В ГОДЫ ВОВ
Перевезено для фронта и тыла около 200 млн. тонн грузов Перевезено для фронта и тыла около 200 млн. тонн грузов
В 1941-1942 г.г. эвакуировано из Ленинграда, Москвы, Сталинграда и других приречных городов свыше 2,5 млн. человек; вывезено более 2 млн. голов скота, десятки тысяч единиц автомашин и сельхозтехники
За годы войны железнодорожники перевезли 20 млн. около 20 млн. вагонов с войсками и грузами различного назначения
Восстановлено и построено: - около 120 тыс. км. Главных, и станционных железнодорожных путей; - 15 тыс. искусственных сооружений (в том числе более 2,7 тыс. больших и средних мостов); - 46 тоннелей; - около 100 тыс. км. железнодорожных линий связи; - около 8 тыс. станций и разъездов
«Железнодорожный транспорт принято называть родным братом Красной Армии. Самоотверженная работа наших железнодорожников ускорила падение Берлина».
Г.К. Жуков
Заключение
В заключении стоит отметить, что победа в Великой Отечественной была бы невозможна без боевых подвигов и героического труда нашего народа, в том числе транспортников. В МИИТе свято чтут память погибших в годы Великой Отечественной войны. В их честь в день двадцатипятилетия Победы в 1970г. в сквере института на средства, собранные в коллективе, был открыт памятник.
Памятник воинам Московского института инженеров транспорта, павшим в боях за
Родину (вид со стороны I корпуса МИИТа)
В коротком стихотворении «Навечно в памяти», сложенном А.С. Володиной, главным хранителем Музея МИИТа, отражена человеческая память, которую хранят многие поколения людей о прошедшей Великой Отечественной войне:
«Над памятью павших склоняем знамена,
Вечная слава вам, воины МИИТа,
И пусть имена их на плитах гранита,
Никто не забыт, ничто не забыто».
В обороне и освобождении советской и европейской территорий была также доля миитовцев: в обороне Одессы - 8 человек, Ленинграда - 40, Севастополя - 10, Сталинграда-20, Кавказа-28, на Курской дуге - 10. В освобождении Польши приняли участие 25 миитовцев, Венгрии - 16, Чехословакии - 17, Восточной Пруссии - 26, Берлинской операции-2.
Встреча 9 мая 1945 г. участников Сталинградской битвы. В первом ряду выускники МИИТа 19940 г.
Список использованных источников и литературы
МИИТ на рубеже веков. М., МИИТ, 2002. – 641с.
Журнал «Железнодорожный транспорт». Номер посвящен 100-летию МИИТа.
Газета «Инженер транспорта»
Интернет-ресурсы:
http://www.miit.ru/portal/page/portal/miit/divs
http://www.myshared.ru/slide/380244/