В тот период железнодорожный транспорт бурно развивался, в год строилось до 5 тыс.км железнодорожных линий. Поэтому правительство России пошло на создание второго транспортного высшего учебного заведения в дополнение к Петербургскому институту путей сообщения.
В связи с острой потребностью в высококвалифицированных технических специалистах для Московского региона МПС обсуждало в октябре 1895 г. проект об организации в Москве инженерного учебного заведения, где готовились бы квалифицированные специалисты по укороченной, трехлетней учебно-теоретической программе, с последующим прохождением двухлетней инженерно-строительной практики. Это был эксперимент, внушавший его изобретателям надежду, что новая организационная форма специального института позволит ускорить подготовку инженерных кадров для производства, к тому же без значительных финансовых вложений.
Научная общественность неоднозначно оценивала целесообразность такого проекта. Так, выступая на Всероссийском торгово-промышленном съезде в Нижнем Новгороде в августе 1896 г., директор Отдела промышленных училищ Министерства народного просвещения И.А.Анопов высказался за необходимость сохранения высокого теоретического уровня преподавания в высших технических учебных заведениях и выразил сомнение в долговечности трехлетнего курса обучения, заложенного в проектируемом Московском инженерном училище.
Московское инженерное училище (МИУ) было учреждено в соответствии с «высочайше утвержденным положением» от 23 мая 1896 г. 24 мая того же года оно получило наименование «императорского»6 (ИМИУ). Главным идеологом со здания училища заслуженно считается Николай Павлович Петров (1836-1920 гг.). Он обосновал, доказал и постоянно курировал ИМИУ, а также много сделал для преобразования ИМИУ в МИИПС. Н.П. Петров Участвовал в составлении Положения и Устава ИМИУ, неоднократно выступал с программными речами, которые во многом определяли методологию преподавания, характерную для училища. Программа обучения в ИМИУ фактически разработана им. В 1911 г. он был избран Почетным членом училища.
Выступая на открытии ИМИУ, профессор Николай Павлович Петров привлек внимание его педагогов к вопросу о необходимости изучения учащимися точных наук в большем объеме, чем это было принято в функционировавших на тот период высших технических учебных заведениях. Призвал он и к поддержке творческого, дискуссионного характера преподавания. Оратор выразил надежду, что будущие специалисты станут руководствоваться «разумом, просвещенным знаниями и изощренным в самостоятельном исследовании и разрешении инженерных вопросов».
Лица, окончившие трехлетний теоретический курс, направлялись на двухлетнюю железнодорожную строительную или иную инженерную практику. Само по себе, прохождение теоретического курса не давало особых прав лицам, занятым на государственной службе или в народном хозяйстве. Звание инженера-строителя с правом осуществления «всякого рода строительных работ и составления проектов сооружений за исключением проектов сложных механизмов» давалось только после предоставления удостоверений от технических специалистов об успешном прохождении практики, защиты по ней отчета и сдачи экзаменов.
Звания инженера-строителя могли удостоиться и «лица, по образованию имеющие право на поступление в училище и прослужившие на технической практике не менее двух лет», но непременно после экзамена по теоретическому курсу, как и полноправные его практиканты. В категории таковых лиц могли оказаться и выпускники средних учебных заведений, и обладатели диплома о высшем образовании. Такого облегченного пути к инженерному статусу не предлагал ни один специальный институт. Данный факт - убеди тельное свидетельство того, сколь острой была проблема обеспечения дипломированными кадрами системы путей сообщения Российской империи.
Императорское Московское инженерное училище (ИМИУ) в 1896-1913 гг. и Московский институт инженеров путей сообщения (МИИПС)в 1913—1917 гг.
Профессорско-преподавательская деятельность
Для организации преподавания теоретических предметов и практических занятий в штате ИМИУ состояли ординарные и экстра-ординарные профессоры, адъюнкты и преподаватели, а также, в случае необходимости, внештатные педагоги. Распределение кафедр по предметам преподавания утверждалось Министром путей сообщения. Преподаватели училища выбирались из выпускников, успешно окончивших курс в высшем учебном заведении. Только для преподавателя рисования и иностранного языка требовалось разрешение Министерства народного просвещения на педагогическую деятельность. Назначение профессоров, адъюнктов, преподавателей, профессоров-наблюдателей, помощников инспекторов осуществлялось Министром путей сообщения, а законоучителя - согласовывалось с епархиальным начальством. Профессоры, адъюнкты, штатные преподаватели и библиотекари утверждались в чинах, соответствующих классу их должностей. В зависимости от педагогического стажа они могли быть «произведены» двумя чинами выше этого класса. Впервые учебному заведению было разрешено по мере необходимости приглашать адъюнктов и преподавателей сверх числа, установленного штатным расписанием. Инженеры путей сообщения, окончившие с отличием курс наук в МИИПС и пробывшие не менее двух лет на практике, могли быть приглашены для подготовки к преподавательской деятельности в качестве стипендиатов. Через два года для присуждения звания адъюкта они должны были представить в Совет института техническое описание работ, сдать экзамен по выбранному направлению, защитить диссертацию по одному из специальных предметов, прочесть пробную лекцию. Без теоретической подготовки в институте можно было получить подобное звание за самостоятельные печатные научные труды по специальным предметам. Преподавателями назначались лица, успешно окончившие «курс наук» в вузах.
Годовые оклады профессоров и преподавателей Петербургского и Московского институтов инженеров путей сообщения в 1914 г. резко отличались в их минимальной и максимальной величине. При этом ординарные профессоры в чине действительного статского и даже тайного советника в Петербурге получали одинаковые оклады в 2700 рублей, а в Москве - от 3750 рублей до 4500 рублей; экстра ординарные, соответственно, - 1800 рублей и 3000 рублей. Столь ощутимая разница в окладах между профессорам петербуржцами и москвичами объяснялась причинами чисто бюрократического свойства: первые жили по старому закону, а вторые - по новому. Важнейшей статьей дополнительного дохода профессоров, адъюктов и преподавателей ИМ ИУ было совместительство, притом не только в других вузах, но и в государственных и частных учреждениях.
Поддержка достаточно высокого научного статуса преподавателей подтверждалась их многочисленными публикациями. Так, в 1910 г. из 212 публикаций принадлежавших их перу 40 наименований было издано по математике, физике, химии; 22 - по теоретической и строительной механике, 17 - по железнодорожному транспорту, 22 - по водному транспорту и гидротехнике, 23 - по мостам и конструкциям, 41 - по строительному делу и геодезии, 6 - по машиноведению и электротехнике, 22 - по естествознанию (геологии), 19 - по прочим работам.
Студенты и образование
На первый курс ИМИУ принимались русские подданные, имевшие аттестаты или свидетельства об окончании курса в высших учебных заведениях; получившие аттестаты зрелости классических гимназий, реальных училищ (с дополнительным классом) или иных средних учебных заведений, курс которых признавался МПС по соглашению с Министерством народного просвещения. Без экзамена принимались лица, окончившие курс физико-математического факультета университетов, а также высших технических учебных заведений. Лица, желавшие поступить в учебное заведение, должны были подать две фотографии с собственной подписью, засвидетельствованные по месту учебы; вместо рисования и иностранного языка экзаменовались в тригонометрии и физике.документ об окончании учебного курса, подтверждение полиции о «неприкосновенности к делам предосудительного характера» со времени выхода из среднего учебного заведения, если с этого периода до подачи заявления прошло не более шести месяцев; свидетельство о приписке к призывному участку по отбыванию воинской повинности, документ о со словном состоянии, увольнительное свидетельство от соответствующего общества. В качестве приемных экзаменов абитуриенты сдавали в 1905 г. арифметику и алгебру, геометрию, рисование, русский и иностранный языки.После преобразования училища в институт абитуриенты.
Плата за обучение в училище, взимаемая со студентов, была существенно выше, чем в других инженерно-технических институтах. Для проживавших в общежитии, а таковых было большинство, она равнялась 400 рублей, для прочих - 100 рублей в год. Сумма вносилась вперед за полгода. В училище было предусмотрено учреждение частных стипендий для оплаты учебы «недостаточных» студентов. Российские государственные и общественные организации пытались поднять уровень успеваемости выпускников средних учебных заведений и заинтересовать их в дальнейшем образовании путем выделения целевых стипендий для поступавших в высшие гражданские технические учебные заведения. Так, еще 20 мая 1885 г. была учреждена ежегодная стипендия в размере 300 рублей имени бывшего наказного атамана войска Донского генерала-адьютанта М.Г. Хомутова. Ее обладателем мог стать уроженец области войска Донского, казачьего происхождения, с «успехом окончивший курс среднего учебного заведения». Стипендии получали и студенты ИМИУ. 9 сентября 1900 г. Новороссийская городская дума учредила аналогичную стипендию имени генерал-адъютанта, князя Г.С. Голицына. Она предназначалась для «воспитания» в любом высшем учебном заведении выпускника Новороссийской мужской гимназии. Стипендиат избирался педагогическим советом названной гимназии из числа «беднейших и отличнейших по успехам и поведению воспитанников», принадлежавших к русским по данным г. Новороссийска, без различия происхождения и вероисповедания, и утверждался черноморским губернатором. При этом стипендиат «не обязывался никакой службой перед городским обществом» после окончания высшего учебного заведения. В 1904 г. обладатели обеих стипендий появились в ИМИУ.
Самые сильные потрясения учебно-дисциплинарных основ жизнедеятельности ИМ ИУ были связаны с событиями первой российской революции. 23 октября 1905 г. занятия в нем остановились в связи с участием примерно 370 студентов во Всероссийской октябрьской забастовке. С 16 января по 16 апреля 1906 г. решением Совета училище было закрыто. 19 ноября 1913г. московский градоначальник обратился к администрации МИИПС с просьбой прислать списки чинов правлений и уставы всех существующих в нем студенческих научных и экономических организаций. По-прежнему лица нерусской национальности привлекали особо пристальное внимание администрации этого учебного заведения. В своем ответе институт обращал особое внимание на ходатайство слушателей-поляков об утверждении устава общества «Братская помощь», сходного с уставами таких же студенческих организаций в других высших учебных заведениях г. Москвы. В студенческой среде, как и в годы революции, зрела идея созыва общестуденческого съезда. В марте 1914 г. по инициативе студентов - политсхников в Петербурге был избран организационный комитет по под готовке съезда, провести который намечалось в ноябре. В апреле 1914 г. Министр путей сообщения С.В. Рухлов извещал директора М ИИПС Н.Д. Тяпкина о том, что прошло два заседания комитета. При этом «эко номисты» видели основную задачу съезда в обсуждении экономических проблем студенчества, в то время как представители демократической молодежи выступали за политический характер будущего форума. «Общественники» стояли на той точке зрения, что студенческое самоуправление ценно не столько предоставлением своим членам материальной помощи, сколько возможностью воспитать политическую молодежь, «организовать кадры борцов», объединять и сплачивать людей для массовых выступлений. Вопрос о характере съезда и времени его созыва не удалось решить, т.к. на первом заседании была принята резолюция, в которой рекомендовалось использовать все пути, в том числе нелегальные, дня работы форума. Однако на втором заседании большинство участников склонилось к законным путям решения проблемы. Студенты, придерживавшиеся социал-демократической ориентации, также поддерживали идею съезда, считая, что его подготовка и проведение будут способствовать повышению организованности студенческих выступлений. Правительство, обеспокоенное тем, что съезд состоится нелегально, приняло меры к ликвидации Объединенного комитета, часть которого в июне 1914 г. была арестована. Первая мировая война сделала проведение съезда невозможным. Революционные на строения сменились патриотическими. В училище был сформирован санитарный отряд из 30 человек для ночного дежурства на Савеловском вокзале и в городском госпитале, студенты добровольно отчисляли раненым бойцам денежные суммы, закупали медицинское оборудование, шили и чинили белье. 20 марта 1917 г. Временное правительство объявило об отмене религиозных и национальных ограничений при поступлении в учебные заведения. Как следовало из доклада инспектора МИИПС от 8 мая 1917г., лица иудейского вероисповедания должны были приниматься наравне с русскими гражданами.
С 1896 по 1904 гг. учебный курс в ИМИУ ограничивался тремя годами. Несмотря на однофакультетную структуру, училище готовило и выпускало инженеров-строителей путей сообщения широкого профиля, в том числе ориентированных на такие специальности, как мостовик, путеец, эксплуатационник, портовые и гидротехнические сооружения, инженер по постройке зданий. Специалисты получали достаточно широкое представление об устройстве и проектировании паровозов.1 12 В соответствии с положением от 23 мая 1896 г. в учебном заведении преподавались: закон Божий; высшая математика; начертательная геометрия с приложениями; топография и геодезия; механика теоретическая, строительная и прикладная с электротехникой; физика; химия; физическая геология с петрографией; гражданская архитектура; строительное искусство, в том числе общие начала с технологией строительных материалов; сухопутные сообщения (шоссейные и грунтовые дороги, мосты, постройка и эксплуатация железных дорог), гидротехнические сооружения (водяные сообщения, портовые сооружения, осушение, орошение, водопроводы и водостоки); законоведение; черчение и рисование; начала счетоводства; составление смет и техническая отчетность; французский, немецкий, английский языки, из которых изучение одного было обязательным. Во второй половине 1890-х- 1900-е гг. значительная часть учебного времени отводилась профессиональной подготовке, в том числе на общеобразовательные гуманитарные дисциплины выделялось 2,7%, общетехнические - 63%, специальные - 34,3%. На лекции предусматривалось 49,2%, практические и лабораторные занятия - 50,8%, производственную практику-24% времени. Со временем учебный план училища конкретизировался.
В учебном плане МИИПС в соответствии с положением от 13 июля 1913г. вместо общепрофессионального курса топографии и геодезии изучалась низшая и высшая геодезия. Отдельным предметом была выделена электротехника; к специальным дисциплинам отнесены строительное искусство, строительная и прикладная механика, геодезия. Значительным изменениям подвергся состав гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Вместо закона Божьего читалось богословие; законоведение было ограничено вопросами, от носящимися «к строительной части и путям сообщения»; «начала счетоводства», которые изучались вместе с вопросами составления смет и технической отчетности, были заменены статистикой, вошедшей в новый курс политэкономии. Впервые в учебный процесс разрешалось вводить предметы по выбору. Курсовая система обучения предусматривала чтение лекций и проведение практических занятий, на которых решались задачи и примеры. В процессе преподавания распределенная по кур сам образовательная программа пересматривалась педагогами с целью улучшения усвоения учебного материала. Так, в записке профессора-физика П .Н . Лебедева «О характере и программе лекций по физике» рекомендовалось перенести преподавание с I курса на II, опустив из методического документа описательные элементы, обратив внимание на решение измерительных задач с помощью технических приборов; дополнительно дать материал об опытном исследовании законов движения, механических свойствах тел, акустике. В ходе изучения электротехники выделялись методы измерения полезных коэффициентов генераторов, расходов энергии при электрической тяге. Наряду с запланированными для практикантов двумя часами для лабораторных занятий в течение одного семестра П.Н.Лебедев предлагал так же ввести семинары в том же объеме.
Выпускники
С 1899 по 1913 гг. полный теоретический курс ИМ ИУ окончило 912 человека. Из них 682 выпускника получили звание инженера-строителя после успешной защиты в училище подробного отчета о двух годичной инженерно-производственной практике перед комиссией под председательством ректора или одного из ведущих профессоров. На защите выступали два оппонента, знакомившиеся с отчетом заблаговременно. В целом за 1898—1916 гг. эта цифра составила треть от общего количества инженеров-строителей и архитекторов, выпущенных за данный период в России. Она равнялось 1862. В связи с заметным сокращением в начале XX в. объемов работ по возведению стальных магистралей, спадом промышленного производства и предоставлением равных профессиональных прав всем выпускникам высших технических учебных заведений, специалисты Петербургского института инженеров путей сообщения и ИМИУ, ранее фактически монопольно получавшие работу в службах пути и тяги, стали ощущать нараставшую конкуренцию со стороны инженеров-технологов. Конкуренция особенно отозвалась на выпускниках И М И У - инженерах-строителях, не говоря уже о «практикантах». С 1905 г. их стали вытеснять с рынка строительных работ дипломированные специалисты, подготовленные в Петербургском институте инженеров путей сообщения (их выпуск значительно увеличился), инженерно-строительных отделений политехникумов и Томского технологического института. Не удалась попытка комиссии МПС распределить практикантов по частным железным дорогам даже «без претензий на оплату их труда и на обязательные инженерные места». В то же время инженеры-строители, окончившие ИМИУ до первой российской революции, работали в должностях начальников дистанций и их помощников, начальников участков, инженеров при технических отделах управлений железных дорог. К 1911 г. инженеры, подготовленные училищем, весьма положительно зарекомендовали себя, в первую очередь, как управленцы на строительстве и эксплуатации железных дорог, службе в округах путей сообщения, отраслевом министерстве . Выпускник ИМИУ работал даже управляющим Ейской железной дороги.
Кратковременная , революционная история ИМИУ (МИИПС) совпала с завершающим этапом формирования государственной высшей школы Российской империи. ИМИУ было детищем промышленного подъема 90-х гг. XIX в., который вызвал самые значительные свершения в отечественном инженерном образовании, игравшем существеннейшую роль в капиталистической модернизации России. Будучи экспериментальным высшим учебным заведением, предназначенным для ускоренной подготовки инженеров, столь необходимых для важнейшей отрасли российской экономики - железнодорожной, в меру не таких уж мощных возможностей, вуз добросовестно исполнял свои функции, подготовив, в общей сложности, более 1000 дипломированных специалистов, по полнивших корпус инженеров путей сообщения. Но, пожалуй, главная роль, которую ИМИУ исполнило вполне, заключалась в том, что оно постоянно, на протяжении почти двух десятков лет находилось в центре дискуссии на тему, каким должно быть высшее учебное заведение для подготовки инженеров путей сообщения в организационном отношении и сколько таких институтов требовалось России, чтобы покончить с дефицитом инженерных кадров на железных дорогах. В конечном же счете эксперимент завершился созданием на базе ИМИУ полноценного МИИПСа, который правда, под другим именем живет, здравствует и полноценно развивается посей день.
Профессорско-преподавательский состав
Качество обучения студентов в определяющей степени зависит от состояния, уровня подготовки и квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) университета. В 1991 -1992 учебном году на 64 кафедрах работали 1128 штатных преподавателей, в том числе 146 профессоров, 607 доцентов, кандидатов наук, 375 старших преподавателей и ассистентов. Доля лиц, имеющих ученые степени и звания, составляла 69,6%. В связи с сокращением приема студентов в 1995-1996 гг. количество преподавателей уменьшилось до 1006 человек. 40% докторов и 25% кандидатов наук от всех научных кадров, работавших в отрасли, вело педагогическую деятельность в МИИТе. Более 80 педагогов учебного заведения являлись заслуженными деятелями науки и техники, лауреатами государственных премий, были действительными членами и членами-корреспондентами Академии транспорта РФ, Российской академии архитектуры и строительных наук, Международной инженерной академии, членами специализированных советов ВАК России. Это позволяло МИИТ у занимать ведущие позиции в педагогической и научной деятельности. Вместе с тем, старение профессорско-преподавательского состава было очевидным. Так, средний возраст преподавателей в 1995/96 учеб ном году составлял 50 лет, профессоров и докторов наук - 60, кандидатов наук - доцентов - 52. Каждым третьим преподавателем была женщина. В 1994/95 учебном году в подготовке будущих специалистов на выпускающих кафедрах всех факультетов университета работали 164 профессора и более 390 доцентов. За 1991-1996 гг. сотрудниками университета было сделано 265 заявок на изобретения, получено 260 решений о выдаче патентов, 34 изобретения были внедрены.. В 1999 г. произошло значительное снижение штатного персонала ППС с 1043 человека (в 1998 г.) до 992 человека, связанное с приведением штатного расписания университета в соответствие с нормативом 1:10 (десять студентов на одного преподавателя), установленного Министерством образования Российской Федерации. При этом часть профессорско-преподавательского состава была вынуждена перейти на неполную ставку (14,7% от штатного персонала). В 2000-2001 гг. численность профессорско-преподавательского со става университета остается практически неизменной. При некотором снижении ППС, работающего на полной ставке, до 82,8% от штатного персонала (в 2000 г. - 86,2%) увеличилось количество преподавателей, работающих на 0,5 и 0,25 ставки-до 17,2% (в 2000 г . - 13,8%, в 1997г.- 11,7%). Кроме того, прослеживается рост численности профессорско- преподавательского состава, работающего на условиях внештатного совместительства с 5,2% в 1996 г. до 7,2% в 2001 г. Такая тенденция определяется, в основном, необходимостью привлечения высококвалифицированных преподавателей для ведения занятий по вновь открытым специальностям.
Важнейшей проблемой кадрового обеспечения вузов является старение профессорско-преподавательского состава, недостаточен приток молодых ученых (число ассистентов уменьшилось с 48 до 33 человек), под угрозой отдельные научные школы - источник подготовки высококвалифицированных научных кадров.
Дополнительные формы образования
Военная подготовка
В первые годы после окончания гражданской войны Советское правительство определило программу военного строительства в условиях мирного времени. При ее разработке учитывалось как международное положение, так и экономические возможности страны. В этих целях была проведена реформа, в ходе которой большинство соединений и частей переводилось на территориальную систему комплектования, в учебных заведениях организована допризывная и вневойсковая военная подготовка.
Военная кафедра комплектовалась высококвалифицированными военными кадрами, имевшими практический опыт работы в войсках. Для проведения занятий в институте были оборудованы четыре специализированные аудитории. Обучение велось по единому профилю «Военные сообщения». Занятия проводились по общевойсковым предметам, подрывному делу, восстановлению железных дорог и военным сообщениям. В 1930-1931 гг. при реорганизации МИИТа Военная кафедра при институте сохранилась. Ее начальником в 1930 г. был назначен известный специалист в области военных сообщений комдив С.Н. Савченко, которому впоследствии было присвоено воинское звание генерал-майор. В этом же году для укрепления обороноспособности страны в Москве была сформирована сводная студенческая территориальная стрелковая дивизия. В составе трех стрелковых полков, по три стрелковых батальона в каждом, причем крупные вузы Москвы формировали по одному батальону, а более мелкие - по одной роте для сводных батальонов. МИИТ сформировал Первый батальон Первого полка. Командиром этого батальона был назначен С.Н. Савченко. Студенческий батальон МИИТа состоял из пяти стрелковых рот (две действующие и три резервные), общей численностью в 1241 человек и комплектовался студентами III и IV курсов. Студенты-бойцы батальона привлекались к несению караульной (патрульной) службы на улицах Москвы, особенно в праздничные дни, помогая регулярным войскам и милиции.
Военная подготовка, имевшая целью обучение начсостава запаса, с 1931г. стала необязательной для студентов. Ее проходила только часть студентов-мужчин, из которых были сформированы военизированные группы с шестилетним сроком обучения. Остальные студенты под руководством Военной кафедры проходили только начальную военную подготовку и по окончании института призывались в Вооруженные Силы для прохождения военной службы рядовыми. В 1937 г. в условиях возраставшей военной опасности СНК СССР принял решение о переходе от высшей вневойсковой под готовки в вузах и техникумах к первичному военному обучению всех студентов мужского и женского пола.
Транспортные вузы нашей страны были особо упомянуты в законе СССР от 23 февраля 1937 г. «О первичном военном обучении студентов и студенток вузов и техникумов СССР». Закон предписывал транс портным вузам, в том числе вузам системы Наркомата путей сообщения СССР, не руководствоваться только программой подготовки «одиночного бойца», а проводить, по возможности, военно-тактические учения силами сводных студенческих рот и батальонов.
Обучение зарубежных специалистов
Подготовка специалистов для зарубежных стран ведется в МИИТе с 1946 г. К 2002 г. 2419 иностранных граждан из 71 страны мира получили в МИИТе дипломы о высшем образовании. Около 400 зарубежным специалистам присвоены ученые степени кандидатов и докторов наук. В этот же период 760 лиц иностранного происхождения закончили МИИТ со статусом стажера. Первыми иностранцами в стенах вуза стали вьетнамские студенты - группа борцов сопротивления против французских колонизаторов, направленная на учебу в Советский Союз. Всего 227 выпускников из этой страны закончили МИИТ в 1946-2001 гг.
В начале и середине 1950-х гг. большинство иностранных студентов и аспирантов МИИТа составляли граждане КНР. Это был период политической и экономической интеграции Китая и Советского Союза. Китайские студенты обучались на всех факультетах института. Они являли собой пример трудолюбия и высокой работоспособности, способствовали формированию атмосферы напряженного учебного труда и творчества. В начале 1960-х гг. китайское землячество в МИИТе перестало существовать. Выпуск студентов из Китая возобновился только в 1996 г. Итоговая цифра подготовленных в МИИТе китайских специалистов, начиная с 1946 г., составила 82 человека.
МИИТ стал основной кузницей квалифицированных кадров инженеров и экономистов для Улан-Баторской железной дороги (МНР). Выпуск инженеров для МНР за указанный период составил 273 человека.
Желающим научиться общаться на русском языке или усовершенствовать свои знания Центр предлагал интенсивные курсы разной продолжительности и профессиональной направленности. С начала 1990-х гг. большинство иностранных граждан стали полностью компенсировать затраты за обучение в МИИТе. С созданием в 1991 г. Международного центра, переименованного в 1992 г. в Международный институт (МИ), учебный процесс для иностранных студентов стал более разнообразным. Ряд выпускающих кафедр МИИТа разработали учебные планы многоуровневой подготовки специалистов (бакалавр, дипломированный специалист, магистр) по наиболее популярным среди иностранных граждан направлениям обучения: информатике и вычислительной технике, экономике, строительству и др.
Биографические очерки о руководителях и выдающихся ученых МИИТа
Директоры Московского инженерного училища Ведомства путей сообщения (МИУ)
1896—1905 — Максименко Филипп Емельянович (1852—1935)
1905—1908 — Эйхенвальд Александр Александрович (1864—1944)
1908—1913 — Тяпкин Николай Дмитриевич (1869—1929)[7]
Ректоры МИИПС и МИИТ, начальники МИИТ
1913—1918 — Тяпкин Николай Дмитриевич (1869—1929)
1919—1920 — Митюшин Николай Трофимович (1877—1950)
1920—1924 — Гибшман Евгений Александрович (1872—1934)
1924—1927 — Халатов Артемий Багратович (1896—1937)
1927—1928 — Полюдов Евгений Венедиктович (1887—1937)
1928—1930 — Чёрный Виктор Николаевич (1891—1937)
1930—1936 — Лизарев Фёдор Семёнович (1888—1937)
1936—1939 — Медков Ефим Иванович (1898—1969)
1939—1951 — Парфёнов Дионисий Фёдорович (1900—1990)
1951—1954 — Герасимов Александр Степанович (1908—1956)
1954—1955 — Курочкин Василий Васильевич (1900—1955)
1955—1980 — Кочнев Фёдор Петрович (1906—1997)
1980—1985 — Белов Иван Васильевич (1923—1994)
1985—1997 — Иноземцев Владимир Григорьевич (1931—2003)
c 1997 Лёвин Борис Алексеевич (р. 1949)
МАКСИМЕНКО ФИЛИПП ЕМЕЛЬЯНОВИЧ (1852 - 1935 гг.) Первый директор императорского Московского инженерного училища (ИМИУ) (1896-1905, 1915-1916)
Родился 9 октября 1852 г. в семье священнослужителя. Став студентом Петербургского института инженеров путей со общения императора Александра I, он да вал частные уроки, занимался по ночам перепиской чужих рукописей, работал в пор ту грузчиком. Большие способности, удивительное трудолюбие и настойчивость позволили ему в 1874 г. успешно окончить институт в звании гражданского инженера с правом производства строительных работ и чине коллежского секретаря. Приказом от 31 октября 1874 г. молодой инженер был определен на службу по МПС сверхштатным инженером без содержания, одновременно Указом Правительствующего Сената по Департаменту Герольдии утвержден в звании гражданского инженера путей сообщения в чине коллежского секретаря (31 октября 1874 г.). Ф.Е. Максименко поступил на завод инженером и два года работал нештатным преподавателем- почасовиком до появления вакансии репетитора по строительной механике, гидравлическим двигателям, водопроводу, водостокам и гидравлике.
В июле 1890 г. Ф.Е. Максименко был утвержден ординарным профессором, а 9 мая 1893 г. назначен на административную должность инспектора (проректора) института. Он участвовал в работе комиссий по разработке новых программ обучения студентов и по составлению положения о новом, втором высшем учебном заведении - Московском инженерном училище МПС. 15 июля 1896 г. первым директором нового училища. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству был назначен Филипп Емельянович Максименко. Он хорошо понимал, что задача подготовки инженеров, не уступающих по своей квалификации выпускникам С.-Петербургского института инженеров путей сообщения, очень сложна, что успех дела во многом зависит от состава преподавателей. Одним из первых он пригласил выдающегося мостовика, профессора Л.Д. Проскурякова, который стал его заместителем по учебным делам и одновременно заведующим кафедрой «Строительная механика и мосты». Кафедру «Теоретическая механика» возглавил будущий академик С. А. Чаплыгин, кафедру «Физика» - П.Н. Лебедев, кафедру «Геодезия» - профессор Межевого института С.М. Соловьев.
Большую работу на посту директора училища Филипп Емельянович совмещал с плодотворной научной и педагогической деятельностью. Его лекции и семинары пользовались у студентов огромным успехом. Его живой, образный и вместе с тем точный научный язык импонировал им. Два раза в месяц он проводил специальные занятия, посвященные творчеству великих ученых, современным научным открытиям, обзорам новой техники. В такие дни аудитории были полны.
И на посту директора училища, и позже он всегда оказывал большую помощь и поддержку молодежи, создавал благоприятную обстановку для профессионального роста молодых ученых. Они охотно шли к нему за советом, его отзывчивость вселяла уверенность, ободряла. К тому же Филипп Емельянович инициировал идеи по любой отрасли железнодорожного дела. Так, он согласился с утверждением Е.О. Патона, что любая диссертация должна отстаивать передовые взгляды, а главное - давать что-то новое, нужное практике.У Филиппа Емельяновича были ученики, многие из которых стали известными учеными. Среди них академики Б.Е. Веденеев, И.Г. Александров, профессора А.Н. Ахутин, Н.Н. Гениев, В.Н. Кузнецов, С.Н. Санеев, А.И. Фидман и др.
По инициативе Ф.Е. Максименко с 1907 г. начали регулярно выпускать «Известия Московского инженерного училища». В них публиковали свои научные работы преподаватели училища. Журнал рассылался во все высшие учебные заведения страны, а также в научные библиотеки.
Заключение
Трудно и долго решался вопрос о преобразовании Училища в Институт путей сообщения. Лишь в конце августа 1913 г. такая реорганизация стала реальностью. Вскоре после начала учебного года, 6 сентября 1913 г., состоялось первое торжественное заседание совета Императорского Московского Института путей сообщения. Совет отправил телеграмму министру С. В. Рухлову с выражением признательности за благожелательное отношение к преобразованию Инженерного Училища в Институт и за содействие к скорейшему проведению этого преобразованиях
Таким образом, 1 сентября 1913г. можно считать вторым днем рождения нашего старейшего транспортного вуза. Можно опять перечислять высоких гостей, принимавших участие в торжествах, привести их взволнованные речи, но теперь это уже детали второстепенные.
Суть состоит в том, что на транспорте появился качественно иной, с хорошей научной школой Институт, которым по праву гордилась и гордится страна.
Список использованной литературыМИИТ на рубеже веков / МПС России. Ред. Б.А. Лёвин. - 2002. - 641 с.
МИИТ: 110 лет на службе Отечеству: научное издание / А.Б. Артемов, А.А. Баринов, А.Т. Богдан и др.; Ред. Б.А. Лёвин ;, 2006. - 328 с.
Интернет ресурс: http://eme-111-miit.narod.ru/MiitHistory.html
Интернет ресурс: http://www.miit.ru/portal/page/portal/miit/information
Интернет ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki