Начала второй половины 19го века является и началом свершения важнейших исторических событий, воздействующих в большой мере на все стороны общественной и политической жизни. неудачный исход Крымской войны и построение революционной ситуации в государстве подняли широкие народные массы, создали условия для революционного взрыва, заставили царизм, утративший всякую возможность управлять старыми методами, отменить крепостничество и осуществить множество других реформ, которые превратили бы российскую дворянскую монархию в монархию буржуазную.
В это время Россия имела самую масштабную территорию, с населением в 126 миллионов граждан. Вся власть целиком и полностью принадлежала монарху, возглавлявшему сильное централизованное государство. В первую очередь царь опирался на дворян-помещиков. Российская армия даже в мирное время насчитывала свыше миллиона человек.
Общественная мысль в России после смерти Николая I имела широкое развитие ввиду наличия свободомыслия. Началась волна распространения записок, проектов реформ и преобразований в государственном аппарате, все они посылались правителю. Правда не все они доходили до Александра II, однако их все равно насчитывалось довольно много, в том числе была «Записка об освобождении крестьян», К.Д. Кавелина, профессора Петербургского университета и наставника сына Александра. Написана она была от руки и имела распространение в 1855-1856 гг.
Кавелин был уверен, что крепостное право-это главный «узел противоречий», от которого необходимо избавиться с помощью мирной и хорошо спроектированное реформы. Насильственное же решение данной проблем не даст ни плюсов экономике, ни внутреннему положению страны. Кавелин считал, что помещикам положено вознаграждение, чтобы не нарушать права собственности. Крестьян же нужно обеспечить личной свободой, отдать в их владение те земельные участки, которые они имели на момент освобождения. Однако, проект выкупной операции, по мнению Кавелина, правительству следует взять в свои руки. Для стабильного функционирования земледельческого хозяйства страны, считал Кавелин, нужно наличие и взаимодействие малых и больших хозяйств. Между крестьянами и помещиками должны будут сформироваться имущественные отношения.
Исходя из рассуждений Калевина, крестьянская реформа откроет возможности для преобразований во всех остальных сферах жизни страны, в том числе и в армии.
Создание данной записки было для Калевина гражданским долгом, он был готов понести за это любое наказание. В итоге автор записки ответил за свою смелость: сторонники крепостничества смогли настроили царя против Кавелина, в результате чего Константин Дмитриевич утратил место наставника наследника престола и был удален из Петербургского университета. Однако его записка сыглала роль и в некоторой степени предопределила исход будущих событий.
На этот счет также выражали своей мнение множество других деятелей. В 1855 году А.И. Герцен начал издавать в Лондоне альманах «Полярная звезда», в котором была хронология действий декабристов. Это издание имела огромный успех. Герцен печатал альманах в его «Вольной русской типографии»,по этой причине удалось избежать цензуры. А.И. Герцен выпускает новое издание - «Колокол», на страницах которого было решено размещать материалы «на злобу дня» - охватывающие общественно-политические проблемы России. С 1 июля 1857 года Александр Герцен и Николай Огарев стали выпускать новую газету «Колокол». Уже в первом выпуске были предоставлены пункты программы преобразований, такие как: освобождение крестьян с землей, выкупленной государством, свобода мысли, отмена телесных наказаний.
На тот момент издатели «Колокола» не писали о конституции, военной реформе. Достаточно было вопроса об отмене крепостничества. Герцен получал большое множество писем из различных районов страны, которые несли в себе не только отзывы о издании, но также люди слали подборки документов о злоупотреблении чиновников, сообщали о несправедливых действиях правительственных лиц.
После того как Александр II отменил амнистию всех политических ссыльных, в их числе были декабристы и петрашевцы, у издателей «Колокола» и «Полярной звезды» появились сотрудники в их лице.
Помимо зарубежных изданий, российская периодика стала освещать проекты реформ. В начале 1858 года император позволил выпустить статьи по крестьянскому вопросу отечественным журналам. Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов стали печатать такие статьи в «Современнике». Они напечатали «Записку» Кавелина, но позже стали придерживаться более радикальных идей. Чернышевский и Герцен после своей встречи разошлись в принципах. Герцен считал лучшем мирный, эволюционный путь развития, а Чернышевский был приверженцем революционных перобразований.
Отмена крепостного права касалась всех слоев общества. Необходимость реформы была налицо.
Итак, перед новым монархом встало множество проблем в различных сферах, требующее скорого решения. Возможным решением данных проблем являлось проведение технической реорганизации, форсированного развития промышленности и транспорта совместно с отменой крепостного права.
Также преградой к укреплению положения России на мировой арене был рост дефицита бюджета и увеличении внешнего долга. Неизбежность финансовой реформы была очевидна.
Моей же задачей является методом анализа и сопоставления фактов, рассматривая хронологию событий и опираясь на мнения современников, определить значимость проведенных Александром реформ, связать проделанные труды императора второй половины 19го века с современностью.
Основная часть
1.Россия при Александре II
Александр Николаевич II - старший императорской четы сын Николая 1 Павловича и Александры Федоровны, родился 17 (29) апреля 1818 года в Москве - умер 1 (13) марта 1881 в Санкт-Петербурге.
Был рожден в 11 часов утра в Николаевском дворце Московского Кремля. Поскольку у старших братьев Николая Павловича не было сыновей, новорожденный уже тогда воспринимался как потенциальный наследник на престол. В честь его рождения в Москве был салют в 201 пушечный залп. Шарлотта Ливен 5 мая внесла ребенка в собор Чудова монастыря, где московский архиепископ Августин крестил младенца, в честь чего Марией Фёдоровной был дан торжественный ужин.
Получил домашнее образование под личным надзором своего отца, который уделял воспитанию сына чуткое внимание. Его «наставником» и учителем русского языка стал В. А. Жуковский, учителем Закона Божия и Священной истории - просвещённый богослов протоиерей Герасим Павский ,военным инструктором - капитан К. К. Мердер, а К. И. Арсеньев - преподавателем статистики и истории , Е. Ф. Канкрин - внешней политики, К. Б. Триниус - естественной истории.
По множеству свидетельств, в юности был весьма впечатлителен и влюбчив. Во время поездки в Лондон 1839 у него возникла мимолётная влюблённость в юную королеву Викторию (впоследствии как правители они испытывали взаимную неприязнь и вражду).
До 3 (15) сентября 1831 г. имел титул «Императорское Высочество Великий Князь». Далее официально именовался «Государем Наследником, Цесаревичем и Великим Князем»
19 февраля 1855 г. Александр II вступил на российский престол.
Новый император вступил на престол уже в зрелом возрасте, ему было 36. К этому времени Александр был уже в определенной степени осведомлен в делах государства и имел собственное мнение по многим спорным вопросам внутренней политики России. Своего отца Александр считал самоотверженным и честным, искренне служившим свой стране правителем . Сам он имел уважение и расположение своих наставников и ближайшего окружения еще до того, как он стал монархом.
Но после смерти отца, когда Александр вступил на престол, в России была довольно таки трудная ситуация. Крымская война, окончившаяся поражением, и условия Парижского мира, подписанные в марте 1856 г. , нанесли большой урон внешнеполитическому статусу державы. Также причинами поражения являлись техническое отставание России от других развитых стран и затруднительное положение в экономике, где главным препятствием к развитию являлось отсутствие свободной (наемной) рабочей силы. У армии не было тех видов оружия, которые были в арсенале европейских государств; отсутствие железнодорожных сетей сказывалось на скорости транспортировки ресурсов. Также рекрутские наборы пагубно сказывались на времени комплектации.
Итак, перед новым монархом встало множество проблем в различных сферах, требующее скорого решения. Возможным решением данных проблем являлось проведение технической реорганизации, форсированного развития промышленности и транспорта совместно с отменой крепостного права.
Также преградой к укреплению положения России на мировой арене был рост дефицита бюджета и увеличении внешнего долга. Неизбежность финансовой реформы была очевидна.
2.Реформы 1860-1870 гг.
Крестьянская реформа
Подготовка:
В начале января 1857 года был создан Секретный комитет «для обсуждения мер быта помещичьих крестьян» под представительством князя А.Ф. Орлова. Это был последний секретный комитет по крестьянскому делу. Первыми, кто дал на это согласие, были дворяне трех западных губерний – Виленской, Ковенской и Гродненской. В ответ на это 20 ноября 1857 года следовал царский рескрипт генерал-губернатору этих губерний В.И. Назимову об учреждении из числа местных помещиков трех губернских комитетов для подготовки местных проектов реформы. 5 декабря 1857 года последовал такой же рескрипт петербургскому генерал-губернатору графу П.Н. Игнатьеву. В течение 1858 года рескрипты были отданы и другим губернаторам, и в том же году в 45 губерниях, в которых были помещичьи крестьяне, были открыты комитеты по подготовке местных проектов освобождения крестьян. С опубликованием рескриптов и началом деятельности губернских комитетов подготовка крестьянской реформы была оглашена. 16 февраля 1858 года Секретный комитет был переименован в «Главный комитет по крестьянскому делу».
В комитетах началось соперничество между либеральным меньшинством и крепостническим большинством, нередко принимавшее довольно острый характер. Летом 1858 г. Александр II совершил поездку по стране, где заявлял о своем намерении покончить с крепостничеством и призывал помещиков одобрить остальные разрабатываемые новшества.
Судьба крестьян решались в губернских комитетах, которые готовили реформу. 4 декабря 1858 года Главный комитет создал новую программу реформы, которая предусматривала предоставление крестьянам их наделов в собственность после отдачи помещикам выкупа, правительскую помощь в виде выдачи кредита, ввод крестьянского самоуправления в рамках общины. Эта программа была основой для разрабатываемого проекта «Положений о крестьянах, выходивших из крепостнической зависимости».
4 марта 1859 года в качестве «рабочего» органа при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии. В их компетенции было рассмотрение материалов, которые были представлены губернскими комитетами , и проектирование законов об освобождении крестьян. Это был вневедомственный, «нетрадиционный» орган, который совершил главную работу в подготовке проекта «Положений о крестьянах».
10 октября 1860 года Редакционные комиссии завершили свою работу, и проект «Положений» был передан Главному комитету по крестьянскому делу, где он был вынесен на обсуждение. 16 февраля 1861 года обсуждение проекта «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» завершилось. Подписание «Положений» было приурочено к 19 февраля – 6-ой годовщине Александра II на царствование.
В состав «Положений» 19 февраля 1861 года входили: «Общее положение», четыре «Местных положения о поземельном устройстве крестьян», «Положение о выкупе», «Положение об устройстве дворовых людей», «Положение о губернских по крестьянским делам учреждениях», а также ряд «правил» - «О порядке введения в действие Положений», «О крестьянах мелкопоместных владельцев», «О приписанных к частным горным заводам» и пр. Действие этих законодательных актов распространялось на 45 губерний.
Правовое положение крестьян
Личное освобождение крестьян не было еще до конца осуществлено. Черты внешнеэкономического принуждения еще сохранялись на время обязательств крестьян: за помещиком было право вотчинной полиции на территории его владения, ему в течении этого периода были подчинены сельские должностные лица, он мог он был в праве менять эти лица, изгонять из общины дурных крестьян, менять решения сходов. Но с переходом крестьян на выкуп помещик лишался этих прав.
Крестьянское самоуправление
Вводились сельские и волостные органы управления. Первой ячейкой считалось сельское общество, которое до данного составляло имение помещика. Сельское общество (общину) соединяли единые домашние интересы – единые угодья и единые обещания пред помещиком. Сельское управление тут состояло из сельского схода, представленного дворохозяевами, старосты, его ассистента и сборщика податей, выбираемых на 3 года. Не считая их, аграрный сход нанимал сельского писаря, назначал (либо выбирал) смотрителя запасного хлебного торгового центра, лесных и полевых охранников. Аграрный сход ведал вопросцами общинного землепользования, раскладкой муниципальных и земских повинностей, имел преимущество устранять из сообщества «вредоносных крепких членов», ликвидировать от роли в сходе на 3 года тех, кто сделал какие-либо проступки. Решения схода имели законную мощь, ежели из-за их высказалось большая часть находящихся там на сходе. На сельском сходе избирались адепты на волостной сход из расчета – один человек от 10 дворов.
Волостной сход избирал на 3 года волостного старшину, его помощников и волостной трибунал в составе от 4 по 12 судей. Волостной сход ведал раскладкой мирских повинностей, составлением и проверкой рекрутских списков и очередностью рекрутской повинности. Волостной трибунал разглядывал деревенские имущественные тяжбы, ежели величина жалоб никак не превосходил 100 руб., и дела сообразно неважным проступкам, оперируя общепризнанными мерками обыденного права. Все дела проводились устно, только вынесенные вердикты записывались в «Книгу решений волостного суда».
Мировые посредники
Мировым посредникам доводилось учитывать прежде всего интересы государства, пресекать корыстные деяния крепостников и следить за тем, чтобы они придерживались закона. Но в числе мировых посредников были также представители либерально-оппозиционного дворянства, критикующие грабительские условия реформы 1861 года и желающие последующих изменений.
Значение отмены крепостного права
Реформа 1861 года стукнула «одним концом по барину, другим по мужику» (Н.А. Некрасов). Являясь грабительской сообразно отношению к крестьянам, она в известной мере ущемляла и финансовые интересы помещиков: собственное освобождение крестьянства уничтожало монополию помещиков на использование бесплатного крепостного труда, реформа принудила дать крестьянам в собственность их надельную территорию. Усмиряющее большая часть помещиков встретило реформу 1861 г. с раздражением, полагаясь, будто произведенный закон быстро станет изменен в желаемом для их духе. Отовсюду рассыпались претензии помещиков на грозящее им банкротство. Помещичья фронда отыскала родное представление в истоке 1862 г. в дворянских губернских собраниях, на каких расступались раскрытые протесты супротив нарушения «священной дворянской принадлежности» и выносились предложения поменять в пользу дворянства произведенный закон.
Крестьянская реформа 1861 года невзирая на противоречивость, являлась в итоге имеющим колоссальное значение историческим актом. Она стала переломным моментом, гранью между Россией крепостной и Россией свободного предпринимательства, предоставив для капиталистического развития страны.
Судебная реформа
Судебная реформа 1864 года имела более логическую последовательность.
Подготовка судебной реформы начались в конце 1861 года. 20 ноября 1864 года Александр подтвердил введение проектов. Судебные уставы говорили о бессословности суда и его независимости от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвокатов.
Возникли такие учреждения как коронный и мировой суд. В коронном было 2 инстанции- окружной суд и судебная палата, которая включала в себя несколько судебных округов.
Имевшие роли в судебном разбирательстве выборные присяжные заседатели ставили только виновность либо невиновность подсудимого, а мерку санкции характеризовали в согласовании со заметками закона арбитр и члены суда. Решения, принятые окружным трибуналом с ролью присяжных заседателей, числились конечными, однако в отсутствии их роли имели возможность существовать обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов и судебных палат, принятые с ролью присяжных заседателей, имели возможность существовать обжалованы в Сенате, лишь в случае нарушения законного распорядка судопроизводства либо обнаружения каких-или новейших событий сообразно занятию. Сенат имел преимущество кассации (отмены и пересмотра) судебных решений. Для данного в его составе учреждались кассационно-криминальный и кассационно-штатский департаменты. Для разбора гражданских исков на необходимую сумму по 500 руб. и маленьких преступлений учреждался в уездах и городках вселенской трибунал в составе 1-го арбитра, в отсутствии присяжных заседателей и защитников, с упрошенным делопроизводством. Он снабжал «быстрое» заключение дел с учетом «районных сословий». Вселенские арбитра избирались на уездных земских собраниях, а в Столице, Петербурге и Одессе – городскими мыслями срокам на 3 года. В губерниях, в каком месте никак не было земств, вселенские арбитра назначались районной администрацией. Крупным арбитром имел возможность существовать избран (либо назначен) лишь «здешний обитатель» в возрасте никак не моложее 25 лет, «никак не охаянный сообразно суду либо публичному вердикту», имевший высочайшее либо среднее воспитание «либо прослуживший, в большей степени сообразно судебной доли, никак не наименее 3-х лет». Вселенской арбитр был 1 инстанцией, представлявшей собой вселенской участок. 2-ой инстанцией считался уездный собрание глобальных арбитров. Данная инстанция сочиняла вселенской уездный округ. Решения крупного арбитра разрешено было апеллировать в уездном съезде глобальных арбитров.
Представителей и членов судебных палат и окружных судов утверждал правитель, а мировых судей – Сенат. После данного они по закону никак не подлежали ни уходу с работы в административном порядке, ни временному отстранению от должности. Их разрешено было отстранить от должности только тогда, когда они привлекались к суду по нареканию в уголовном правонарушении. В таковых случаях суд принимал заключение о смешении их с должности.
Судебные уставы 1864 года вводили институт присяжных поверенных – адвокатуру, а также институт судебных следователей – особых чиновников судебного ведомства, которым передавалось изымаемое из ведения полиции производство предварительного следствия по уголовным делам. Представители окружных судов и судебных палат должны были иметь высшее юридическое образование. Членами этих судов назначались лица, прослужившие «по судебной части» не менее трех лет, а судебными следователями – занимавшиеся судебной практикой не менее четырех лет. Присяжные поверенные помимо высшего юридического образования должны были иметь и пятилетний стаж судебной практики. Присяжными заседателями не могли быть духовные лица, военные, учителя народных школ, а также «опороченные по суду»
Следили за законностью действий судебных учреждений обер-прокуроры Сената, прокуроры судебных палат и окружных судов. Они же были под подчинением самого министра.
Судебными уставами 1864 года впервые в России вводился нотариат. Появлялись нотариальные конторы.
Действие судебных уставов 1864г. распространялось только на 44 губернии (немногим более половины губерний) России. Судебные уставы не распространялись на Прибалтику, Польшу, Белоруссию, Сибирь, Среднюю Азию, северные и северо-восточные окраины Европейской России.
В связи с подготовкой судебной реформы была проведена и такая важная мера, как отмена телесных наказаний. Изданный 17 апреля 1863 г. закон отменял публичное наказание по приговорам гражданских и военных судов плетьми, шпицрутенами, «кошками» (плети с несколько просмоленными концами), клеймение. Однако телесные наказания все же окончательно не отменялись: они сохранялись для податных сословий (до ста ударов розгами взамен ареста в смирительном или рабочем доме) и для крестьян по приговорам волостных судов. Принимались розги к штрафным солдатам и матросам, ссыльным и заключенным в арестантские отделения.
Земская реформа
1 января 1864 года был«Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Ныне созданные земские учреждения должны были состоять из распорядительных и исполнительных. Учреждения избирались ровно на три года. Члены собраний назывались "гласными".
Выборы же в эти уездные земские собрания проходили на трех съездах. Избератели делились на три курии:
1) горожан-избирателей
2) уездных землевладельцев
3) выборных от сельских обществ
В первой курии находились довольно обеспеченные избиратели(например имевшие годовой доход более шести тысяч рублей в год). Второю курию составляли купцы всех трех гильдий, владельцы торговых и промышленных заведений в городах, а также владельцы городской недвижимости . По этой курии могли баллотироваться дворяне и духовенство, если они владели в городах недвижимость по указанной оценке.
По первым куриям выборы были прямые, по третьей же -многоступенчатые. Согласно «Положению» о земстве представителями уездного и губернского земских собраний становились уездный и губернский предводителями дворянства. Представители управ избирались на земских собраниях, при этом председателя уездной управы утверждал в должности губернатор, а губернской – министр внутренних дел.
Земства появлялись лишь в тех губерниях, где большую часть занимало русское дворянство. Из 78 губерний России «Положение» о земских учреждениях охватывало менее половины губерний, а точнее 34. Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, в которых не было или почти не было дворянского землевладения, и национальные окраины России: Остзейские губернии (здесь было свое местное управление, подчиненное немецким баронам), Литву, Польшу, Белоруссию, Правобережную Украину (в этих регионах среди землевладельцев преобладало польское дворянство), на Кавказ, Казахстан и Среднюю Азию. Всего предполагалось избрать в 34 губерниях 13 тыс. гласных. Реально было избранно 11,5 тыс., половину их составляли гласные первой курии, чем обеспечивалось преобладание в земствах дворянства.
Земства лишились всяких политических функций. Их юрисдикция заканчивалась на решении вопрос местного значения. Выполнение земствами местных хозяйственно-административных функций было для правительства не как право земств, а как обязанность: до этого данными вопросами руководила губернская администрация, сейчас же заботы о местных делах и расходы на них были возложены на плечи земства. Члены земств могли нести судебную ответственность, если они переходили рамки своей компетенции.
Земства контролировались центральной и местной властью МИДа и губернатора, которые могли помещать любому постановлению собрания, назвав его «противным законам или общим государственным пользам». Большинству постановлений не удавалось вступить в силу без согласия губернатора или МИДа. Для введения постановлений земства часто обращались к земской полиции, которая не завесила от земств.
Однако, далее принятые законы все более ограничивали деятельность и компетентность земств. Правительственные указы и циркуляры Министерства внутренних дел за 1868 – 1874 годы поставили земства в более зависимое от власти губернатора положение, гласность заседаний становилась все ограниченнее .
Но не смотря на эту ограниченность, земства в огромной мере решали местные хозяйственные и культурные задачи. Итак, земства, несмотря на ограниченность, продемонстрировали свою приспособленность к сложившимся условиям и требованиям государства. Хотя и было множество запретов, земства сумели превратиться в центры общественной деятельности либерального дворянства.
Военная реформа
Военные реформы начались с назначением в 1861 г. на пост военного министра Д. А. Милютина, профессора Академии Генерального штаба, обладавшего выдающимися военными и личными дарованиями, придерживающегося либеральных воззрений. С именем Д. А. Милютина, который прибывал на посту военного министра 20 лет, связанно коренное переустройство русской армии. 15 января 1862 г. он предоставил Александру II программу военных преобразований. Она предусматривала сокращение вооруженных сил в мирное время и развертывание их за счет обученных резервов в период войны, реорганизацию подготовки офицерского состава и создание новой структуры управления армией. В первую очередь Милютин добился сокращения срока солдатской службы до 15 лет, при этом после 7 –8 лет службы солдату предоставлялся временный отпуск. Затем в армии были отменены телесные наказания – шпицрутены, «кошки», кнут и плети. Вслед за этим была реорганизована система военного управления. По изданному 6 августа 1864 г. «Положению» вся территория России была разделена на 15 военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненным Военному министерству. В подчинение Военному министерству передавались артиллерия, гвардия, инженерные войска, военно-учебные заведения (до этого они имели свои отдельные управления), а на время ведения военных действий – действующая армия.
В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построенный на началах судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции – полковой, военно-окружной и главный военные суды. На время войны учреждался Главный военный полевой суд. Решения военных судов подлежали утверждению соответственно полкового и окружного начальников, а в последней инстанции – военного министра.
В середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений. В 1863 г. кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, близкие по программе общеобразовательных дисциплин (помимо специальных военных) к реальным училищам. В 1864 г. были учреждены военные училища, в которые поступали воспитанники военных гимназий. Для специальной подготовки военных инженеров, артиллеристов, кавалеристов были созданы 16 юнкерских училищ с трехлетним сроком обучения. В практику вводилось квалификация офицерского состава во время прохождения службы. Расширялась система высшего военного образования в военных академиях – Академия Генерального штаба, Артиллерийской, Инженерной, Военно-медицинской и во вновь учрежденной Военно-юридической.
Данные преобразования во многом восполнили пробелы и улучшили подготовку армии. В Европе уже давно использовалась система всеобщей воинской повинности, в России же долгое время сохранялась система рекрутских наборов. Всеобщая воинская повинность была эффективной только при том условии, что запасные резервы будут быстро мобилизованы в нужную точку, а это в свою очередь на прямую зависит от развитости транспортных путей.
1 января 1874 г. Александр II утвердил «Устав воинской повинности» и специальный Манифест о нем. Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшие 20-летнего возраста, без различия сословий, т.е. она приобретала всесословный характер. Для регулярных сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы. Отслужившие этот срок увольнялись на 9 лет, а по истечении этого срока зачислялись в ополчение до 40- летнего возраста. Для флота устанавливался 7-летний срок действительной службы и 3 года пребывания в запасе.
От действительной службы освобождались в первую очередь по семейному положению: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье при малолетних братьях и сестрах, а также те призывники, у которых старший брат отбывает или уже отбыл срок действительной службы. Сроки действительной военной службы значительно сокращались в зависимости от образовательного ценза: до 4 лет – для окончивших начальную школу, до 3 лет – городскую школу, до полутора лет – гимназию и до полугода – для имевших высшее образование. Если получивший образование поступал на действительную службу добровольно (вольноопределяющимся), то указанные сроки службы сокращались вдвое.
По закону 1874 г. от воинской повинности освобождались духовные лица всех вероисповеданий, представители некоторых религиозных сект и организаций (в силу их религиозных убеждений), народы Средней Азии и Казахстана, некоторые народности Кавказа и Крайнего Севера. По отношению к русскому населению воинская повинность фактически распространялась на податные сословия, так как привилегированные сословия благодаря своему образованию или прохождению обучения в военно-учебных заведениях практически освобождались от солдатской службы. В армии также присутствовали сословные отличия. Командный состав армии в основном состоял из дворян, пусть и официально лица низших сословий также могли становиться офицерами. Обычный солдат имел возможность достичь только унтер-офицерского чина.
В1860-х годах русская армия начала перевооружаться. С 1866 года гладкоствольное сменилось на нарезное. Приняли скорострельную винтовку системы Бердана. Артиллерийский парк был заменен на новые системы стальных орудий, начали строить военный паровой флот. В 1876 году ввелась военно-конская повинность: на военное время подходящие для военных целей животные подлежали мобилизации, владельцам же выдавалась денежная компенсация. По этой причине проводились военно-конские переписи.
В конце XIX в. в русской армии были произведены следующие изменения. По новому воинскому уставу 1888 г. устанавливался 5-летний срок действительной службы и 13-летний срок пребывания в запасе для всех родов войск, с последующим зачислением в ополчение. С 20 лет до 21 года повышался призывной возраст на действительную службу. Предельный возраст для ополченца увеличился с 40 до 43 лет. Сохранялись прежние льготы по семейному положению, но в 2 – 4 раза увеличились сроки службы для лиц, окончивших средние и высшие учебные заведения, а также для вольноопределяющихся.
Военные реформы 1861 –1874 годов сыграли внесли очень большой вклад в безопасное положение российской армии. Но плоды из были видны не сразу. Военно-учебные заведения не могли в полной степени снабдить армию квалификационными офицерами, преобразование и перевооружение армии затянулось на много лет.
Реформы образования
28 июля 1861 года был создан комитет для составления школьной реформы. Введенные им проекты реформы начальной и средней школы пошли на рассмотрение русских и иностранных специалистов. 14 июля 1864 года был учреждено «Положение о начальных народных училищах». Оно давало права открывать начальные школы как общественным учреждениям, так и частникам, однако только после одобрения власти. Учредители обязывались материально содержать школы, а учебная часть была передана уездным и губернским училищным советам. Было всего 4 вида начальных школ: учрежденные частными, Министерством народного просвещения , земствами и церковно-приходские, которые подчиняли себе созданные крестьянами «школы грамоты».
19 ноября 1864 года был утвержден «Устав гимназий и прогимназий». Он говорил о равенстве в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий. По уставу 1864 года прежние гимназии разделялись на классические и реальные. Классические гимназии обучали в основном гуманитарным наукам. В реальных же гимназиях был превышен объем математики и естественных наук. Те, кто оканчивал классические гимназии могли поступить в университеты без сдачи экзаменов. Окончившим реальные гимназии поступить в ВУЗ было довольно трудно: они могли поступать преимущественно в высшие технические учебные заведения. Уставом 1864 года учреждались прогимназии – четырехклассные учебные заведения, соответствующим первым четырем классам классической гимназии: окончившие прогимназию могли поступить в 5-й класс классической гимназии.
Так или иначе из-за высокой стоимости обучения, достойное образование могли получать только дети высших сословий, пусть официально это и было разрешено всем.
Еще в 1858 году наряду с закрытыми женскими учебными заведениями – «институтами благородных девиц»– стали открываться женские училища для девочек и из непривилегированных сословий. 9 января 1862 года эти училища имели свои устав, а 10 ноября того же года переименованы в женские гимназии с менее обширной чем в мужских программой. Срок обучения в но был равен семи года, но был еще и дополнительный восьмой год для подготовки учительниц.
6 июня 1863 году был принят Университетский ,он считается самым либеральным из ныне существовавших.
По Уставу 1863 года в каждом университете должно было быть четыре факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. В Петербургском университете вместо медицинского был восточный факультет. Было увеличено количество профессоров. Постепенно появлялись новые дисциплины и кафедры. Были увеличены оклады преподавателей. Был повышен их статус в табеле о рангах
Университетский совет был в праве сам решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы: давать степени и звания, распределять государственные средства по факультетам, заменять одни кафедры на другие, открывать новые кафедры, разделять сами факультеты на отделения, отсылать молодых ученых заграницу Управление факультетами было во власти факультетских советов. Университеты и их профессора могли выписывать из-за рубежа учебные статьи без таможенного осмотра. В уставе было прописано, что ректор и университетский состав должен был выбираться.
Студенты как и ранее делились на тех, кто живет дома или в съемных апартаментах и на тех, кто живет при институте и содержится им .Но в конце обучения они должны были отработать 6 лет. Согласно устав студенты не имели права создавать свои организации и подвергались дисциплинарному суду , состоявшему из выбираемых профессоров. По поступлению студенты обязывались подчиняться уставу.
Устав 1863 года не давал права учиться девушкам. Но это компенсировалось открытием частных женских курсов.
3.Значение проведенных реформ для России (заключение)
Внутреннее единство и либеральное направление всех реформ 1860-1970 гг. дало возможность России стать ближе к буржуазной монархии и создать новые правовые начала в функционирование государственного аппарата, предоставило возможность сформировать гражданское общество, посодействовало культурному росту страны. Безусловно это является достижением и положительным итогом реформ Александра II.
Очевидно, что внутренняя политика рассматриваемых годов характеризуется проведением ряда реформ, сменой общего политического курса царизма, который начал уделять большее внимание потребностям капиталистического развития государства. Также можно заметить, что все преобразования учитывали принципы и основы самодержавия. Это наблюдалось даже в тех случаях, когда не возможность старых абсолютистских методов управления была налицо. Для проведения реформ было крайне необходимо единство действий всех центральных госучреждений. В соответствие с мнениями многих высокопоставленных государственных и общественных деятелей, достичь этой цели возможно было лишь путем формирования кабинета министров, возглавляемого премьером и состоящего из представителей единственного политического направления.
Обширный круг проблем этого периода стал в последнее время объектом всестороннего комплексного изучения современных историков, что в свою очередь дало мне возможность в полной мере изучить данный период, проанализировать все события и сделать некоторые умозаключения на этот счет.
На мой взгляд, императору действительно удалось достичь великих результатов. Нужно учитывать то, что для России, большая часть населения которой были крестьяне, проведение вышеуказанных реформбыло значительным шагом в развитии страны.
Список литературы(источники):
Сайт https://ru.wikipedia.org
Давыдов Н. В. Судебные реформы 1866 года.
Яковлев А. И. Александр II и его время.
Сайт http://rushist.com/
Гессен И.В. Судебная реформа.
Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо.