Культура – это одна из самых важных областей жизни человека. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности - труд, быт, досуг, область мышления, образ жизни общества и личности.
В каждую историческую эпоху перед народом каждой страны стоит какая-то проблема, которая оказывает сильнейшее влияние на общественную и политическую борьбу, на творчество деятелей литературы и искусства. К ней в конечном счете сводится основное содержание всей общественно-политической и культурной жизни страны.
На развитие русской культуры первой половины XIX в. большое влияние оказали два события:
Отечественная война 1812 г., которая способствовала развитию национального самосознания русского народа, сплотившегося в борьбе с иноземным врагом.
Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. Их идеи, мысли, поражение и даже смерть повлияли на умственную и культурную жизнь русского народа.
Формирование новой социальной структуры общества началось, когда противоречия между развивающимися буржуазными отношениями и господствующим феодально-крепостническим строем приняли острокризисный характер. В процессе формирования русской нации завершилось создание русского литературного языка и реалистической литературы, классической национальной музыки, зародилось национальное самосознание русского общества, появилось желание отыскать собственное место, понять ту роль, которую призвана сыграть Россия в мире. Проникновение буржуазных отношений в экономику усилило потребность в образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые непривилегированные социальные слои: мелкие дворяне, разорившиеся помещики, мещане, крестьяне втягивались в общественные процессы.
Развитие культуры России в первой половине XIX века ознаменовалось крупными достижениями, которые стали вкладом в мировую культуру. Появилась целая плеяда блестящих мыслителей, ученых, писателей, художников. Своим творчеством они помогали народу найти путь в будущее, приближали это будущее, будили в народе новые гигантские силы.
Необычайный подъем русской культуры позволил назвать это время "Золотым веком".
Развитие просвещения и образования.
Образованность общества является одним из показателей культурного состояния народа, страны.
В первой половине XIX в. уровень образованности общества был очень низкий. Пропасть между образованной частью общества и традиционно ориентированной в культурном отношении массой россиян становилась все заметнее. В связи с этим, просвещение и образование было признано важнейшим направлением государственной политики.
Министерство народного просвещения было учреждено в сентябре 1802 года. Перед ним была поставлена довольно сложная задача: создать за короткий срок систему народного образования, отвечающую потребностям страны и современному уровню педагогической науки.
В январе 1803 г. было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений, по которому Россия разделялась на шесть учебных округов. Высшим научным и административно-методическим центром каждого должен был стать университет. Все общеобразовательные школы делились на три разряда: приходские и уездные училища, губернские гимназии. Программа обучения в них должна была обеспечить преемственность и непрерывность образования.
Установилась замкнутая сословная система просвещения и образования:
для крепостных крестьян школьное обучение не было предусмотрено. Большинство крестьян не знало грамоты, хотя представление о поголовной безграмотности русской деревни неверно. Нередко грамотными были оброчные крестьяне, связанные с торговлей или сложным ремеслом. Так, например, серебряник (то есть чеканщик и гравер по серебру) умел читать и писать. Многие из крестьян, не умея писать, владели пассивной грамотой, о чем свидетельствуют огромные тиражи лубочных картинок с текстами.
для государственных крестьян были созданы приходские школы с программой обучения, рассчитанной на один год.
для городского населения недворянского происхождения создавались уездные училища.
для детей дворян - гимназии, окончание которых давало возможность получения высшего образования. Также для дворян открывались и специальные средние учебные заведения - военизированные кадетские училища.
Образование сельского священника ограничивалось усвоением церковно-славянского языка и заучиванием довольно многочисленных молитв и обрядов церковной службы.
В подавляющем большинстве, практически почти во всех казенных селах и деревнях, не было начальных школ. В то же время тяга к просвещению у крестьян была очень сильна, но правительство не стремилось ее удовлетворить. В тех случаях, когда по требованию правительства в губерниях создавались школы по подготовке волостных писарей, результаты были очень неутешительны. По официальной версии, в Курской губернии из 324 подростков, набранных в писарскую школу, большинство оказалось «умственно неспособными» и окончили школу всего два с половиной процента общего количества учащихся.
В противоположность казенным школам школы для крестьян, организованные частными лицами, давали блестящие результаты. Так, в Калужской губернии при полном отсутствии казенных школ в селе Кандрикине Жиздринского уезда местный священник обучал крестьянских детей безвозмездно, в результате почти в каждой семье были грамотные. В селе Любичи Рязанской губернии разбогатевший крестьянин, впоследствии купец, Ларин в 1787 г. пожертвовал на организацию школы 24 тысячи рублей. К моменту ревизии школа процветала. Крестьяне охотно отдавали туда детей, два учителя, старший и младший, обучали их по широкой программе, включавшей чтение, чистописание, священную историю, российскую грамматику, словосочинение, арифметику, всеобщую и российскую географию, всеобщую и российскую историю. Предполагалось ввести бухгалтерию, рисование, гражданскую архитектуру и домоводство.
Аналогичный пример содержит и отчет по Полтавской губернии, где большой популярностью среди крестьян пользовалась школа, организованная в 1837 г. казаком Хвостиковым, окончившим семь классов гимназии. Располагая как зажиточный казак необходимыми средствами, Хвостиков собрал в своей школе 45 учеников, с которыми сам занимался; вскоре число учеников возросло вдвое и учитель на свои средства выстроил для школы специальное здание.
Широко распространена была система домашнего образования, в которой основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, привитию хороших манер.
Развивалось университетское и высшее специальное образование. Университеты играли большую роль в формировании национального самосознания, пропаганде современных научных достижений. Особенно, большой популярностью пользовались:
публичные лекции профессоров Московского университета по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам
лекции по всеобщей истории профессора Т. Н. Грановского, соответствующие общественным настроениям того времени.
Образцовым учебным заведением стал знаменитый Царскосельский лицей. В лицее учились многие выдающиеся общественно-политические деятели и представители русской культуры: поэты и писатели А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин, М. Е. Салтыков-Щедрин, дипломаты А. М. Горчаков и Н. К. Гирс, публицист Н. А. Данилевский, будущий министр народного просвещения Д. А. Толстой и многие другие.
Кто же преподавал во вновь создаваемых университетах и гимназиях? Надо признать, что Александр I в начале царствования не видел для самодержавия опасности в распространении просветительской философии в учебных заведениях. В Московском университете и Благородном пансионе после введения нового устава 1804 г. появились 15 новых профессоров, среди них историк Шлёцер (сын геттингенского профессора А. Л. Шлёцера, любимого учителя А.С. Кайсарова), профессор Буле, у которого А.С. Грибоедов «брал частные уроки на дому в философских и политических науках». Из молодых русских профессоров надо отметить Н. Ф. Кошанского (позже учителя Пушкина в Царскосельском лицее), A.Ф. Мерзлякова - профессора российской риторики, профессора эстетики П.А. Сахацкого, профессора истории М. Т. Каченовского. Грибоедов и декабристы Якушкин, Якубович, Муравьев в своих воспоминаниях тепло отзываются об этих ученых. С 1811 г. директором Царскосельского лицея стал B.Ф. Малиновский, один из виднейших представителей просветительского лагеря, и профессором нравственной философии А. П. Куницын, которого с неизменной благодарностью вспоминал Пушкин. В Петербургском педагогическом институте с 1806 г. читал курс К. Ф. Герман, рекомендовавший своим слушателям сочинения Монтескье, Филанджери, Адама Смита.
Высшие специальные учебные заведения готовили квалифицированные кадры для дальнейшей модернизации России. Наградой учености и таланта служило дворянское достоинство:
Окончившим Московский университет присваивались чины 14—12 класса.
Окончивший с отличием (по тогдашней классификации — со званием кандидата) имел право на получение чина 10 класса.
При добровольном поступлении на военную службу выпускники университета представлялись к первому обер-офицерскому чину через шесть месяцев службы и становились потомственными дворянами.
Звание профессора соответствовало чину 7 класса, адъюнкт-профессора (доцента) — 8 классу.
Аналогичные права или «привилегии» были предоставлены Императорской Академии трех знатнейших художеств, Медико-хирургической академии, даже духовным семинариям и академиям. Правда, священникам со средним и высшим богословским образованием чиновничьи ранги не присваивались. Но определенная часть семинаристов, притом лучшая по успеваемости, имела право ходатайствовать перед церковными властями о разрешении не принимать священнического сана, а поступать на гражданскую службу, где они получали чин 14 класса на льготных условиях, так же как выпускники светских гимназий. После реформы 1808 г. некоторая часть выпускников духовных академий, защитив магистерскую и докторскую диссертации, так же предпочитала не духовную, а светскую карьеру и пользовалась теми же привилегиями, как магистры и доктора других наук.
К потомственному дворянству принадлежали почти все выдающиеся люди русской культуры первой половины XIX в., вышедшие из других сословий. Дворянами были учителя гимназий, архитекторы и художники, врачи и инженеры, хотя отцы их были дьячками, купцами, ремесленниками, иногда даже крепостными крестьянами. Уже в начале XIX в. русская интеллигенция была дворянской по сословной принадлежности и разночинской по происхождению. Исключение составляли лишь поэты и писатели, в большинстве случаев дворяне по происхождению. По установившейся традиции родовое дворянство признавало достойной для себя лишь службу отечеству и государю, то есть военную и в крайнем случае гражданскую. Занятия художествами ради денег считались унизительными, писание стихов и поэм - благородным досугом, изящным бездельем просвещенных людей.
В городах, в первую очередь столицах, и торговых центрах распространение грамотности и образованности за два десятилетия было очень заметным. Если в 1814 г. было издано 234 названия книг, то в 1825 г. - уже 575 названий. В столицах открылись частные библиотеки для чтения. В Москве такую библиотеку содержал С.А. Селивановский, сочувствовавший декабристам, состоявший в 20-х годах под негласным надзором полиции.
Правительственная Императорская публичная библиотека, основанная еще в 1795 г., открылась для читателей только в 1814 г. Огромный книжный фонд образовался вследствие конфискаций главным образом польских собраний. В нем из 243 тысяч томов русских было немногим более 2300. В год открытия ее посетили 329 человек, взявших для чтения 1341 книгу. В 1816 г. число читателей едва доходило до 400. Русским отделом с 1816 г. руководил И. А. Крылов. За время его деятельности (до 1841 г.) русский фонд вырос до 30 тысяч томов.
Но все это в городе, точнее в Москве и Петербурге. А как же собственно «народ»? Народ был в подавляющем большинстве неграмотен и ничего не читал.
Распространению среди народа «чувств высоких» и должно было предшествовать обучение его грамоте. Декабристы пытаются кое-что сделать в этом направлении. Создаются школы для солдат в полках. В 1818 г. в Петербурге организовано «Общество учреждения училищ по методе взаимного обучения». Возглавил его член Коренной управы «Союза благоденствия» Ф. П. Толстой. Но что могла изменить одна школа, две, три или даже сотня в стране, где нужны были десятки тысяч школ?...
Нерешенным также оставался вопрос женского образования. Для дворянок существовало только несколько закрытых институтов/школ. Наибольшую известность приобрел Смольный институт благородных девиц, открытый в Петербурге в конце VIII в., по образу и подобию которого, открывались женские учебные заведения. Институт положил начало женскому образованию в России. Программа была рассчитана на 7-8 лет обучения и включала арифметику, историю, словесность, иностранные языки, танцы, музыку, различные виды домоводства. В начале XIX в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек "обер-офицерского звания". В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако большая часть женщин России всё же была лишена возможности получить какое-либо образование.
Важной задачей становления культуры был вопрос о необходимости нормативного закрепления, разработки правил и норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи с тем, что «большой свет» ревниво оберегал свою исключительность не только в общей массе населения столиц, но и внутри самого дворянского сословия. Многие из них не умели писать и читали по-русски, старались во всем подражать французам.
К сожалению, реализация всех этих начинаний проходила медленно и тормозилась в значительной степени недостаточностью финансирования. Государственные средства на просвещение в течение всего XIX в. были значительно меньше других расходов и меньше потребностей школы. Так, в 1805 г. сумма всех государственных расходов была 125 448 922 руб., из них Министерству просвещения причиталось — 2 600 934 руб., а в 1815 г. государственные расходы составляли 271 246 174 руб., из них Министерству просвещения было выделено лишь 2 351 780 руб. Только ценой невероятных усилий и лишений удавалось выходцам из низших сословий получать желаемое образование. В середине 30-х годов XIX в. учащиеся средних учебных заведений, то есть гимназий, пансионов, военных и духовных училищ составляли всего 379 тыс. человек на 51 миллион населения, то есть около 0,7%.
Крупнейшие политические деятели понимали, что прежняя система просвещения, присущая феодальному обществу, безнадежно устаревала, препятствовала росту и развитию. Государству требовалось все больше образованных, грамотных людей. Но в то же время они боялись широкого просвещения народа.
2. Развитие науки
Развитие просвещения создало почву для подъема науки. Во всех отраслях шла упорная борьба против старых, обветшалых теорий, тормозивших развитие науки, против суеверий и предрассудков, против религии, которая сковывала человеческую мысль. Эта борьба принесла великие результаты.
Гениальный прорыв в математике совершил Н.И. Лобачевский (1792-1856). Он отверг старые математические представления, существовавшие еще с древности, и создал учение о неевклидовой геометрии. Это было великое открытие, имевшее огромное значение для развития науки и техники (в современной космологии применяется для расчета траекторий движения). Лобачевского справедливо называли «Коперником геометрии». Церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы XIX в. Н.И. Лобачевский в течение 20 лет возглавлял Казанский университет, который под его руководством стал крупнейшим научным и культурным центром страны.
Большую роль начинают играть химия и физика. Эти науки помогали человеку овладевать силами природы, проникать в ее тайны, способствовали развитию экономики страны, росту техники.
В развитие теоретической и прикладной химии крупный вклад внесли ученые Н.Н. Зинин, А. М. Бутлеров. Их открытие имели мировое значение и на многие годы определили направление развития органической химии во всем мире и послужили основой для развития фармацевтической промышленности, изготовления взрывчатых веществ. Основные положения Теории строения веществ не потеряли научного и практического значения до настоящего времени.
В области физики открытия мирового значения сделали:
В. В. Петров - первый электротехник исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их применения для освещения, при плавлении металлов, в быту и народном хозяйстве;
Б.С. Якоби провел крупнейшие исследования в области создания электрических машин, телеграфа, минной электротехники, электрохимии. Он открыл метод гальванопластики.
На далекий океанский простор вышли русские моряки и географы, которые совершают ряд кругосветных путешествии:
Ю.Ф. Лисянский и И.Ф. Крузенштерн предприняли первое русское кругосветное путешествие (1803-1806 гг.). На двух кораблях "Надежда" и "Нева" экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Во время экспедиции изучались Маркизские и Сандвичевы острова, Китай, Японские острова, Сахалин и Камчатка. Составленный Крузенштерном «Атлас Южного моря», многочисленные карты обогатили географическую науку и способствовали развитию мореплавания.
Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1819 г. на двух кораблях "Восток" и "Мирный" осуществили экспедицию в Антарктиду.
Адмирал В.М. Головин и его ученик и последователь Ф.П. Литке открыли 12 островов и собрали огромный материал по океанографии, этнографии, зоологии и ботанике. Ф.П. Литке основал Русское географическое общество, которые сыграло огромную роль в развитии географической науки.
В 1839 г. с санкции Николая I была основана Пулковская обсерватория с крупнейшим для того времени телескопом (она так и называлась – Николаевская Пулковская). Главным направлением ее работы было составление каталогов координат звезд. Одним из создателей школы русских астрономов был академик В. Я. Струве.
Профессор Московского университета М. Г. Павлов внес большой вклад в развитие агробиологии.
Н. И. Пирогов, участник обороны Севастополя во время Крымской войны, впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические средства в военно-полевой хирургии.
Профессор А. М. Филомафитский ввел в практику использования микроскопа для исследования элементов крови и совместно с Н. И. Пироговым разработал метод внутривенного наркоза.
Среди технических достижений России известны электромагнитный телеграф, созданный Шиллингом в 1832 г. – раньше, чем Морзе.
Промышленный переворот в России в отличие от передовых стран Западной Европы начался, а в некоторых отраслях промышленности и завершился не после ликвидации крепостных отношений, а еще в недрах феодальной системы. Первой на путь машинной техники и перехода от мануфактуры к фабрике встала во второй половине 30-х годов хлопчатобумажная промышленность, в 40-х годах — льнообрабатывающая и кожевенная, признаки промышленного переворота намечаются в суконной, писчебумажной, сахароваренной и некоторых других отраслях. Только за десятилетие с 1840 по 1850 г. ввоз машин возрос более чем в два раза в денежном выражении.
Развивается отечественное машиностроение. Среди крупных машиностроительных предприятий Петербурга были такие, как завод Берда, Александровская мануфактура, завод Огарева. Рост промышленного производства и возрастающая товарность сельского хозяйства кладут начало использованию парового транспорта как на суше, так и на воде. Первый пароход «стимбот», построенный на петербургском механическом заводе Ч. Берда, начал регулярные рейсы между Петербургом и Кронштадтом еще в 1816 г. В начале 20-х гг. несколько пароходов, построенных на казенных заводах, использовались для прибрежного плавания на Черном, Каспийском и Белом морях. В 1823 г. первый пароход появился на Днепре, в 1825-м — на Северной Двине. В 40-х гг. возникли акционерные пароходные общества «По Волге» и «Меркурий», к середине века в Волжском бассейне плавало уже около 300 пароходов.
С большими трудностями строились в России первые железные дороги. Еще в 20-х годах вопрос о введении железнодорожного сообщения горячо обсуждался в печати и правительственных кругах. После долгих колебаний правительство решило построить первую опытную железную дорогу, соединяющую столицу с Царским Селом и Павловском. Дорога была открыта к концу 1837 г. и сразу приобрела популярность у столичных жителей. В газетах печатались восторженные отзывы о паровозах, которые ходили при восемнадцати градусах мороза, в бурю, дождь и ужасную метель, и кроме пассажиров перевозимы были лошади, овцы, свиньи, строевой, дровяной лес и разные экипажи. Последнее обстоятельство убедило и в коммерческой выгодности нового вида транспорта. Инженер А. Сафонов предложил проект создания трех железнодорожных магистралей: Петербург — Саратов через Москву и Тамбов, Москва — Одесса через Курск и Кременчуг, Курск — Рига через Смоленск. Однако против постройки железных дорог выступили министр финансов Канкрин и главноуправляющий путями сообщения граф Толь. Тот и другой доказывали, что в России строительство железных дорог скорее зло, нежели благодеяние. Но царь, ко всеобщему удивлению, приказал строить железную дорогу между Москвой и Петербургом.
С 1806 г. начали производиться в России сельскохозяйственные машины. В 1815 г. механические мастерские открылись в Ельце. В 1830 г. начал работать завод братьев Бутеноп в Москве.
1 половина XIX в.— время становления русской исторической науки. Рост национального самосознания народа невозможен без освещения его прошлого. Было создано Общество истории и древностей Российских при Московском Университете. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано найденное в конце ХVIII в. "Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник древнерусской литературы.
Александр I поручил Н.М. Карамзину (1766—1826) написать историю России. Н.М. Карамзин, писатель и публицист, не был профессиональным историком, но воспринял поручение как свой патриотический долг и в течение нескольких лет упорного труда сумел добиться крупных успехов. В 1818 г. были изданы первые 8 томов "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина. Этот труд вызвал широкий резонанс общественности и неоднозначные оценки его консервативно-монархической концепции.
Большую известность получили работы историков К. Д. Кавелина, Н. А. Полевого, Т. Н. Грановского, М. П. Погодина. В конце 40-х годов начал свою исследовательскую деятельность С. М. Соловьев, написавший 29-томную "Историю России" и много других сочинений по разным проблемам отечественной истории.
Развитие литературы
Именно расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как «золотой век» русской культуры. Русская литература первой половины XIX века прошла большой путь.
В начале XIX в. классицизм уступил место сентиментализму, для которого был характерен интерес к внутреннему миру человека. Главой русского сентиментализма был писатель и историк Н.М. Карамзин. В его произведениях («Бедная Лиза» и пр.) нашли отражение чувства простых людей. Но он представлял жизнь в идиллическом, приукрашенном виде.
О любви к отечеству в России говорили и писали и в XVIII веке. Но с особой силой это чувство проявилось в первом десятилетии XIX века. Немалую роль в этом сыграла и внешнеполитическая обстановка, но все же серия наполеоновских войн, предшествовавших 1812 г., играла скорее роль внешнего возбудителя, а не источника патриотизма. В 1807 г. летучей брошюрой вышла из печати ода Сергея Глинки «Пожарский и Минин, или Пожертвования Россиян».
Героические события войны 1812 г. способствовали появлению романтизма, в котором было два направления. В творчестве главы романтизма В.А. Жуковского проявился "салонный" романтизм: воссоздание мира поверий, рыцарских легенд. Основу поэзии Жуковский видел в воспитании человека, в пробуждении в его душе лучших человеческих чувств. Он много писал о красоте земной дружбы, о долге, о поэтах, пробуждающих любовь к отечеству. В 1812 г. вся Россия знала наизусть «Певца во стане русских воинов». В 1822 г. Жуковский перевел «Орлеанскую деву» Шиллера и «Шильонского узника» Байрона. Романтизм в России был порожден глубокой неудовлетворенностью передовой части русского общества, его общим состоянием. Эта неудовлетворенность была присуща всей почти тогдашней интеллигенции.
Другое течение представляли поэты-декабристы К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, ранее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Они призывали к борьбе за свободу и служению Родине.
Особенно велико было воздействие на современников творчество А.С. Пушкина. Кроме прямой проповеди широко понимаемых «чувств высоких и к добру призывающих», чувств, свойственных всем лучшим представителям русской культуры первой четверти века, в творчестве" Пушкина наметилось и нечто новое. Читая «Руслана и Людмилу», внимательный читатель скоро начинал понимать, что развитие традиционно-сказочного сюжета отнюдь не главное в поэме, что наряду с его развертыванием все более и более завладевает вниманием читателя сам автор, шутливые, порой достаточно рискованные, порой интимно-лирические отступления которого, определяют всю тональность поэмы. Это было рождение нового качества лирики, утверждение нового принципа в поэзии - принципа авторской индивидуальности.
В еще большей степени авторская индивидуальность выявилась в других стихотворениях и поэмах Пушкина, а также в первой главе «Евгения Онегина», написанной и напечатанной в первой половине 20-х годов. Его художественные произведения составляют гордость русского народа, принадлежат к шедеврам мировой литературы.
Пушкинская традиция была продолжена Лермонтовым. Его "Герой нашего времени" открыл серию русского классического романа XIX в.
Во 2 четверти XIX в. в русской литературе господствует реализм. Литература стала не только правдиво изображать действительность, но и пробуждала в передовых кругах русского общества стремление к борьбе против гнета и насилия, к свободе и справедливости.
Бессмертная комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» еще в рукописи во множестве экземпляров разошлась по всей России и стала необычайно популярной, особенно среди молодежи. Грибоедовская комедия была настольной книгой многих декабристов. Правдивое изображение жизни, образность языка, оригинальность замысла (столкновение нового, передового со старым, реакционным) принесли огромный успех этому произведению. Грибоедов наносил тяжелый удар косности, невежеству, всему тому, что мешало утверждению нового.
Превратить родники народной поэзии в достояние национальной литературы было суждено Алексею Васильевичу Кольцову. Сам подлинный сын народа по рождению и воспитанию, поэт - самоучка, Кольцов стал печататься при содействии Н. В. Станкевича с 1830 г. Сердечная дружба связывала его с 1831 г. с Белинским, в 1836 г. Кольцова поощрил Пушкин, напечатавший в «Современнике» одно из его лучших стихотворений «Урожай». Необыкновенное, только Кольцову свойственное качество заключалось в умении смотреть на природу и человеческие взаимоотношения глазами крестьянина - труженика, в способности возвести в чистое золото поэзии не только крестьянский быт, но сам труд, составляющий основу не только крестьянского, но и всякого человеческого существования. У Кольцова молодая крестьянская девушка грустит о добром молодце и «колос срезанный из рук валится» («Жнецы»). Напротив, надежда на личное счастье - удача в труде. Сам певец радуется, когда «в копны частые снопы сложены, от возов всю ночь скрипит музыка» («Урожай»). Успех Кольцова был всеобщий.
Почти одновременно с песнями Кольцова образы простых крестьян появились в большой литературе и в повестях молодого Гоголя. В 1831 г. вышли в свет «Вечера на хуторе близь Диканьки», повести, изданные неким пасечником Рудым Паньком. Пушкин признался, что они изумили его, ибо «все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе». «Вечера» обладали таким качеством, которое восхитило не только Пушкина, но и большинство читающей и пишущей публики: почти все критики отмечали народность как главное достоинство повестей Гоголя.
К реалистической школе принадлежат крупнейшие писатели, гиганты русской литературы – Салтыков-Щедрин, Гончаров, Достоевский, Тургенев, Некрасов. В их творчестве отчетливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности во всем ее многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.
Большое значение для развития литературы имела деятельность литературных журналов. В 1808 г. Сергей Глинка начал выпуск журнала «Русский вестник». В каждом номере своего журнала он обращает внимание читателей и на простой народ, причем настойчиво выделяет такие его качества, как Вера и Верность, неизменно с большой буквы. В номерах «Русского вестника» печатались списки подписчиков, по которым академик Н.М. Дружинин установил, что друзьями и почитателями журнала были члены императорского дома, сановники, генералы, провинциальные помещики, иерархи православной церкви, московские и иногородние купцы, изредка зажиточные крестьяне.
В журналах «Современник» и «Отечественные записки» возникло новое явление для России — литературная критика. Они стали и центрами литературных объединений, и выразителями разных общественно- политических взглядов. В них отражалась не только литературная полемика, но и идейная борьба.
Для усовершенствования чистоты и обилия российского языка учреждена Российская Академия, которая по примеру французской начала изданием полного и совершенного российского словаря, имея в предположении издать со временем все те книги, кои должны будут очистить от неправильностей язык российский и показать обилие оного, красоту и превосходство пред всеми известными на земном шаре древними и новыми наречиями. Чтобы российский язык, а не французский, сделался бы всеобщим употребительным языком ученым.
Развитие русской литературы шло под сильнейшим идеологическим и цензурным гнётом. Устав 1804 г. запрещал печатание книг, «противных правительству, нравственности, закону божию и личной чести граждан», но указывал и на то, что «скромное и благоразумное исследование всякой истины не подлежит и самой умеренной цензуре». Правда, право определять границы «скромного и благоразумного» оставалось за цензурой. В 1826 г. цензурный устав, названный современниками «чугунным», сменил прежний (1804г.), более либеральный. Теперь цензор мог по своему усмотрению кромсать текст, убирая из него все, что ему казалось оскорбительным для самодержавия и церкви. А.И. Полежаев и Т.Г. Шевченко были отданы в солдаты. А.И. Герцен и Н.П. Огарев за свои первые литературные опыты сосланы. Но ни в какой другой сфере вклад России в мировую культуру не был столь высок, как в ней.
Развитие живописи и скульптуры.
Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.
Ярким представителем романтизма в живописи был О.А. Кипренский, кисти которого принадлежат несколько замечательных картин. Его портрет молодого, овеянного поэтической славой А.С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа.
Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. Он тоже написал портрет А.С. Пушкина. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. Чаще всего В.А. Тропинин обращался к изображению людей из народа («Кружевница», «Портрет сына» и др.).
Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в картинах К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» и А.А. Иванова «Явление Христа народу». Широкое признание получил маринист Айвазовский.
В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А.Г. Венецианов. Он посвятил свои картины «На пашне», «Захаркав», «Утро помещицы» изображению крестьян. Его традиции продолжил П.А. Федотов. Его полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим быт и нравы верхушки общества («Сватовство майора», «Свежий кавалер» и др.). Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе.
В 1813 г. малоизвестный и малоталантливый живописец И.В. Лучанинов получил от Академии художеств за картину «Проводы рекрута» золотую медаль. Композиция картины примитивна, живопись вялая, рисунок местами просто совсем плох. И тем не менее картина приобрела такую популярность, какая и не снилась Академии за полвека ее существования. «Рекрута» изображали на шпалерах, копировали в гравюре, масса копий исполнена «домашними мазунами». Художники-портретисты во время войны и вскоре после нее выполнили много портретов участников борьбы с Наполеоном. Это вполне понятно, но характерно то, что в этих портретах заметен дальнейший сдвиг к естественности и простоте, характерной для всех видов искусства.
В конце 1812 г., но основная масса в 1813 г. появились первые карикатуры. Авторами почти всех карикатур были художники-профессионалы. По своим сюжетам как сатирические, так и патриотические листы посвящены в основном эпизодам Отечественной войны 1812 г. Гравюры можно было разделить на две группы: листы, прославляющие подвиги народа в войне, и листы, высмеивающие Наполеона и его армию. Это деление условно, поскольку есть множество карикатур, где в одной композиции сочетаются возвышенные образы защитников России с резко сатирическим изображением французов. Об их содержании можно судить даже по названиям: «Русский Сцевола», «Побеждение врага нагайкой», «Французы — голодные крысы в команде у старостихи Василисы», «Геркулес города Сычевки», «Русская героиня девица», «Подмосковный крестьянин Сила», «Крестьянин увозит у французов пушку» и т.п. Созданные после изгнания Наполеона гравюры способствовали осмыслению событий Отечественной войны и роли в ней простого народа и, следовательно, формированию собственно-национального самосознания, а не просто патриотизма.
Заметнее стала в эти годы роль крепостных художников в развитии изобразительного искусства. Имеется в виду не известных русских художников, вышедших из крепостной среды, таких, как Орест Кипренский, только родившийся в крепостном состоянии, или Н. Аргунов и В. Тропинин, получивших свободу в зрелом возрасте. Речь идет о тысячах безвестных «домашних мазунов», вроде описанного Салтыковым-Щедриным Тихона Курзанова. Эти крепостные художники в гораздо большей степени были зависимы от вкусов и прихотей владельцев вследствие камерного характера их творчества. Они писали и портреты, и картины для украшения господских комнат, исполняли всякие живописные работы, вплоть до росписи деревянных дощатых полов «под паркет».
Изделия доморощенных мастеров исчислялись в свое время, наверное, тысячами, но сохранились единицы. Это естественно. С ростом общей культуры и эстетических вкусов «Обедающие дураки», кривобокие «Сусанны со старцами» новыми владельцами усадеб были выброшены в сараи и на свалки, остатки истреблены уже в новое время. И это очень жаль. Конечно, из того, что уцелело, видно, сколь незначительна эстетическая ценность подобной живописи вообще. Среди немногих сохранившихся произведений крепостных художников есть небольшая картина масляными красками «Продажа крепостной». Она изображает стоящую на коленях крестьянку, около нее приказчик со счетами в руках, покупатель в офицерской форме времен Александра I и группа мужиков и баб. Некоторые утирают слезы. К подобному сюжету художник - профессионал обратился только после отмены крепостного права, в 1866 г. Если сравнить широко известную картину Н. В. Неврева «Торг» с народным примитивом, то по остроте постановки темы преимущество остается за последним.
Не профессионалами художниками, а самоучками был в подлинном смысле открыт и индустриальный жанр. Мастером Нижнетагильского завода Демидова был написан интерьер «Кричный и листобойный цех Нижнетагильского завода» (копия в Государственном историческом музее), картина «Доменный цех на Уральском заводе» — неизвестным художником-самоучкой первой половины XIX в., цех завода Н. Б. Юсупова — неизвестным крепостным мастером 30-х годов (музей-усадьба «Архангельское»).
На рубеже XVIII-XIX вв. наметился подъем и русской скульптуры:
И.П. Мартос создал первый в Москве памятник — К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади. В 1813 г. он приступил к выполнению двух групп евангелистов для Казанского собора, стремился в композиции и пластической трактовке изваяний выразить вполне злободневное патриотическое содержание. Так, под видом трудных изгибов главных частей человеческого тела», по убеждению автора, можно подразумевать трудное положение возлюбленного отечества в войну.
По проекту А.А. Монферрана была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 г.
Б.И. Орловскому принадлежат памятники М.И. Кутузову и B. Барклаю де Толли в Петербурге.
П.К. Клодт был автором четырех конных скульптурных групп на Аничковом мосту и конной статуи Николая I.
Ф.П. Толстой создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812 г.
5. Развитие архитектуры и градостроительства.
Особо необходимо остановиться на необычайном расцвете русской архитектуры в начале XIX в. Высокое нравственное сознание и патриотизм лучших людей этого времени, их борьба за достоинство человеческой личности и национальное единство шли в форме утверждения вневременных моральных норм или в борьбе за торжество абстрактного справедливого закона. И если абстрактность мышления задерживала развитие литературы и драматургии к реализму, то архитектура, по своей природе являясь искусством абстрактного образа, выразила идеи долга перед отечеством, всемогущества человеческого разума, гражданственности и достоинства человеческой личности с наибольшей полнотой. В поисках средств выражения этих идей зодчие обратились к наследию культуры, отдаленной от тех дней на две тысячи лет.
Обращение архитекторов России к наследию Древней Греции оказалось гораздо более плодотворным, чем в других видах искусства. В силу своей специфики архитектура, как искусство наиболее обобщающее и широкое, была понятна и близка людям иной исторической эпохи. В мировоззрении древних греков классической эпохи оказалось много черт, близких и понятных просветителям начала XIX века. Хотя некоторые здания, построенные две тысячи лет назад и послужившие образцами для строителей нового времени, имели культовое назначение, они по своему образному строю и художественной форме были прежде всего воплощением идей единства, величия и гармонии свободного общества граждан города-государства, идей разума и свободы. В новых исторических условиях, используя только основные принципы ордерной архитектуры, русские зодчие создают произведения, воплощающие светлую веру в возможность построения гармоничного и свободного общества.
Русская архитектура 1 половины XIX в. связана с традициями позднего классицизма. Для нее характерно создание крупных и завершенных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге, где сложились целые проспекты и кварталы, поражающие своим единством и гармоничностью. Создаются лучшие ансамбли города:
Было воздвигнуто здание Адмиралтейства по проекту А. Д. Захарова. Ничего даже отдаленно похожего на построенное Захаровым Адмиралтейство нет ни во Франции, ни в Древней Греции, ни в Древнем Риме. Это здание могло быть воздвигнуто только в России в начале XIX в.
Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения А. Н. Воронихиным Казанского собора.
По проекту Монферрана создан Исаакиевский собор - самое большое здание России того времени. Именно в первой половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчества.
В 1834 г. был открыт необычный монумент — Александровская колонна, созданная по проекту О. Монферрана. Монумент посвящен победам русского оружия в войне с Наполеоном. Колоссальный гранитный монолит имел 25,6 м в высоту и весил свыше 600 т при общей высоте сооружения в 47,5 м. Венчающая колонну фигура ангела выполнена скульптором Б.И. Орловским.
Среди наиболее значительных архитектурных памятников Петербурга здание Императорского Эрмитажа (архитектор Л. фон Кленце), ставшее главным российским музеем, сосредоточившим богатейшие художественные коллекции. По воле императора Николая I в 1852 г. собрание художественных произведений было открыто для бесплатного осмотра всеми желающими. Эрмитаж стал первым общедоступным музеем в России.
Масштабностью замысла поражают творения К. И. Росса – здание великокняжеского Михайловского дворца, ныне здание Государственного Русского музея, ансамбль Александринского театра и Дворцовой площади со зданиями и аркой Главного штаба, колоссальная дуга которого окаймляет Дворцовую площадь. Триумфальная арка стала кульминацией всей архитектурной композиции, задуманной как памятник героической славы русского народа, победившего в войне 1812 г.
Особенно интенсивно после пожара 1812 г. строится по традициям классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург, Москва:
По проекту выдающегося архитектора О. И. Бове в 1814 г. была реконструирована Красная площадь. Старое здание торговых рядов напротив кремлевской стены обрело новый архитектурный облик. Оно превратилось в горизонтально вытянутые здания, создавшие выразительный контраст с устремленными ввысь кремлевскими башнями.
В 1816 г. Бове создал план классического ансамбля Театральной площади.
В 1825 г. открыл свои двери для публики Большой театр, ставший одним из крупнейших в мире театральных зданий.
Крупным архитектурным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями Университета, Манежа и Александровским садом под стенами Кремля. Грандиозное здание Манежа было построено для встречи русских войск, возвращавшихся из заграничного похода 1813-1815 гг.
На Сухаревской площади закончилось строительство большой больницы и приюта, получивших название Странноприимного дома. Этот комплекс зданий был создан на средства графа Н. П. Шереметева архитекторами Е.С. Назаровым и Дж. Кваренги.
Крупнейшим мастером московского ампира стал архитектор Д.И. Жилярди. Лучшими его творениями являются реконструированное после пожара здание Московского университета, построенное в XVIII в. М. Ф. Казаковым, и здание Опекунского совета на Солянке (ныне — Академия медицинских наук России).
Причудливым сочетанием классицизма с декоративными мотивами древнерусского зодчества отмечено творчества архитектора К.А. Тона, создателя Большого Кремлевского дворца, здания Оружейной палаты Московского Кремля. Любимый архитектор Николая I К. А. Тон издал в 1838 г. альбом церковных проектов в «русско-византийском» стиле, которые были «высочайше» одобрены и рекомендованы всем архитекторам как образцовые. Вместо спроектированного Витбергом храма — памятника подвигу русского народа в Отечественной войне 1812 г. Тон воздвиг храм Христа-спасителя, воплощавшего идею незыблемости самодержавия, символ избавления от нашествия французов 1812 г. и победы русского оружия.
Подражая обеим столицам, преображались и провинциальные города. По проекту Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А. И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми зданиями, обращенными к морю.
К концу первой половины XIX в. в архитектуре начал проявляться кризис классицизма. Современников уже утомляли его строгие формы. Он оказывал сдерживающее воздействие на развитие гражданского строительства. Получил распространение "русско-византийский стиль", мало связанный с национальными градостроительными традициями.
Развитие театра, балета и музыки.
В 1 половине XIX в. в России оживилась театральная жизнь.
Существовали различные виды театров.
В Москве, губернских и некоторых уездных городах, а также во многих богатых усадьбах действовали крепостные театры. Богатейшие вельможи имели настоящие театры с великолепными декорациями и прекрасно обученными артистами, не уступавшими иногда профессионалам из императорских театров.
Широко известны театры Н. П. Шереметева в Кускове и Останкине под Москвой. Великолепный спектакль в имении Буда, неподалеку от Брянска, описывает князь Шаликов. Представление состоялось в присутствии генерал-губернатора А. Б. Куракина и большого съезда дворян по этому поводу. По словам Шаликова, «опера «Школа ревнивых» очаровала слух и зрение. За нею следовал балет «Венера и Адонис». Помещичья «благотворительность» у иных зрителей вызывала отнюдь не умиление, а, наоборот, искреннее негодование. Ведь крепостная интеллигенция, в особенности театральная, оказывала влияние на общественное мнение не только содержанием своего творчества, которое не отличалось от свободного профессионального, но и самим фактом своего существования. Чудовищное несоответствие того образа, который создавал актер на сцене, с его собственным рабским состоянием не могло не бросаться в глаза и возбуждало подчас сомнения в справедливости существующего строя.
Крепостные театры появляются и в провинции, часто заменяя отсутствующий театр профессиональный. В Пензе в первом десятилетии века было три крепостных театра и ни одного профессионального. Один из них, театр Гладкова, обладал очень обширным репертуаром. В 1811 г. у него ставились «Бригадир» и «Недоросль» Фонвизина, «Модная лавка» и «Урок дочкам» Крылова, трагедии Сумарокова, Княжнина, Николаева; наряду с драмами Коцебу - трагедия Озерова «Дмитрий Донской». За сезоны 1806, 1811, 1813 гг. на сцене Гладковского театра было поставлено комедий - 103, опер - 39, драм - 29, трагедий - 19. Это свидетельствует о том, что уже в 1800-е гг. некоторые крепостные театры в провинции становились «коммерческим делом». Интересна история общедоступного крепостного театра в Орле, открытого в 1815 г. просуществовавшего около 20 лет. Театр этот широко известен современному читателю по повести А. И. Герцена «Сорока-воровка», Н.С. Лескова «Тупейный художник», их многочисленным инсценировкам и экранизациям. Владелец его, граф С. М. Каменский, по рассказам современников, отличался самодурством, тщеславием, жестокостью и многими причудами, но главной его страстью, приведшей к полному разорению, был театр. Он купил крепостную труппу умершего в 1814 г. казанского помещика П. В. Есипова. К 1815 г. на большой соборной площади в центре Орла Каменский выстроил деревянный театр на 500 мест. Судя по воспоминаниям современников, планировка зрительного зала была типичной для публичного городского театра, а не усадебного. Она включала партер, состоящий из двух-трех рядов кресел и свободного пространства «за креслами» (собственно партер), двух ярусов лож и райка, или галерки. Кресла предназначались для знатнейших и чиновных лиц мужского пола, ложи — для дам и целых семейств, по рангам, места за креслами (партер) — для офицерской и чиновничьей молодежи и, наконец, раек — для всех «неблагородных», даже дворовых. Репертуар театра не отличался по составу от репертуара столичных императорских театров. Крепостной театр уверенно становился рядом с профессиональным.
Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Они находились под опекой правительства, которое постоянно вмешивалась в репертуар, подбор актеров и другие стороны их деятельности. Это в значительной степени тормозило театральное творчество.
Театр развивался под действием тех же тенденций, что и литература. В нем в первые десятилетия XIX в. господствовали классицизм и сентиментализм. В духе классицизма написаны исторические трагедии В. А. Озерова ("Эдип в Афинах", "Дмитрий Донской").
На театральных подмостках ставились романтические пьесы русских и зарубежных авторов. Играли пьесы Ф. Шиллера, В. Шекспира и др. Из русских авторов наиболее был популярен Н. В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес ("Рука Всевышнего Отечество спасла" и др.).
Патриотический энтузиазм возбудила трагедия Озерова «Дмитрий Донской», поставленная на петербургской сцене в 1807 г.
19 апреля 1836 г. впервые был поставлен на петербургской сцене «Ревизор». Споры об этой пьесе имели бурн ый характер. Известный тогда литератор и крупный чиновник В. И. Панаев негодовал на то, что «Ревизора» дозволили играть на сцене. Эта комедия, по его мнению, была «безобразная карикатура на администрацию всей России, которая охраняет общественный порядок, трудится для пользы отечества, и вдруг какой-то коллежский регистратишка дерзает осмеивать не только низкий класс чиновников, по даже самих губернаторов». «Ревизор» является пьесой истинно национальной, так как потрясает противоположные слои зрителей и читателей. «Она равно важна как для образованнейшего высшего круга, так и для низшего, нуждающегося в пище простой, но сытой и здоровой».
Крупным событием общественно-культурной жизни России стала пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума», а в начале 50-х годов первые пьесы Островского.
Особую известность приобрёл Малый Московский театр – во многом благодаря сценическому дарованию М.С. Щепкина, сына крепостного крестьянина.
Русский театр 1 половины XIX в. стремился стать «школой нравов» и «органом патриотизма». Во главе петербургской труппы стоял старейший русский актер-просветитель И. А. Дмитревский, по словам Жихарева, «муж просвещенный и образованный путешествиями», друг Державина и Мерзлякова.
Выдающимся композитором той эпохи, родоначальником музыкальной оперы был М. Глинка, создавший ряд крупных музыкальных произведений. В 1806 г. на петербургском театре давали драму С. Глинки «Наталья — боярская дочь» по повести Карамзина. В патриотической опере «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), Глинка выразил общий принцип русской музыкальной школы: «Музыку создает народ, а мы, музыканты, ее аранжируем». М. И. Глинка написал много романсов на стихи известных русских поэтов. Наибольшую известность приобрел его романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи А. С. Пушкина. Музыкальный реализм Глинки так же, как реализм в других видах искусства, был подготовлен десятилетиями сближения музыки профессиональной с народной музыкальной культурой. Проницательный современник правильно заметил, что Глинка не ограничился более или менее близким подражанием народному напеву, «он открыл целую систему русской мелодии и гармонии, почерпнутую в самой народной музыке и не сходную ни с одной из предыдущих школ».
Замечательным композитором был А. С. Даргомыжский, который смело вводил в музыкальные произведения сюжеты из обыденной жизни и народные песенные мелодии. Наибольшую известность приобрела его опера " Русалка", восторженно принятая публикой.
Русская музыка получила самобытное развитие. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ, искали собственные пути музыкального самовыражения. В музыке того времени можно наблюдать стремление к более углубленному изучению и пониманию народно-песенной стихии. Народная песня еще с конца XVIII в. привлекала все более пристальное внимание музыкантов - и профессионалов, и любителей. Характерным для современников-декабристов был интерес к новой, рожденной в послевоенные годы, крестьянской, особенно рекрутской, песне. Песни «Не белы-то снеги», «Уж как пал туман», «Не кукушечка во сыром бору» встречаются во многих рукописных сборниках 20-х годов. Позднее к разработке их мелодий обращались представители русского романса. Романсы А. А. Алябьева "Соловей", А. Е. Варламова "Красный сарафан", А. Л. Гурилева "Матушка-голубушка" популярны и сегодня.
Замечательным явлением тех лет было широкое распространение песен Рылеева и Бестужева «Слава» («Уж как шел кузнец»), «Ах, тошно мне и в родной стороне», распевавшихся «на голос» популярных народных песен.
Заключение.
Итак, в 1 половине XIX в. в целом завершился процесс формирования национальной культуры. Формирование русской национальной культуры было выражением интенсивного роста национального самосознания, небывалым высоким патриотическим подъемом.
Русская цивилизация успешно преодолевала разрыв между отечественными и европейскими традициями, сохраняя при этом свою самобытность. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.
Русская культура воспитывалась на идеях уважения к личности каждого человека, патриотизма и верности гражданскому долгу. Первая половина XIX в. является переходной как для русского освободительного движения, так и для русской культуры. Русские писатели и художники, впитывая в себя нравственный кодекс трудового народа, раскрывали в неотразимых по убедительности образах правду об угнетающих человека социальных условиях России, подготавливая тем самым общество к восприятию и усвоению революционно - демократической идеологии. Революционно-демократическая мысль верно отражала пробуждающееся политическое самосознание масс, была действительно формой национального самосознания, идеологической основой дальнейшего развития прогрессивной русской национальной культуры.
Отечественные ученые внесли серьезный вклад не только в развитие русской культуры, но и в мировой научно-технический прогресс и стали известными за рубежом. Деятельность лучших представителей просвещения, науки, литературы, живописи, театра и музыки обогатила мировую культуру и выдвинула отечественную культуру на одно из ведущих мест в мире. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом — формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в первой половине XIX в., развивались и приумножались в последующее время.
Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.
Список используемой литературы
1. Балакина Т.И. История русской культуры. - М., 2006. - 343 с.
2. Белинский В.Г. - Шульгин В.С. Культура России IX - XX вв. - М, 2006. - 290 с.
3. Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.): Учеб. пособие / Под ред. проф. И.Я. Фроянова. - Москва: УИЦ "Гардарики", 2002. - 445 с.
4. Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры М: 2000
5. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 687 с.
6. Кравченко А.И. Культурология. М.: Академический Проект, 2002. – 496 с.
7. Культурология. История мировой культуры. Под ред. проф. А.Н. Марковой. М.:. ЮНИТИ, 1998. - 600с.
8. Культурология. История мировой культуры. Под ред. И.О. Воскресенской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. - 759 с.
9. Культурология: теория и история культуры. Под общ. ред. И.Е. Ширшова М.: БГЭУ, 2004. - 543с.
10. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. - 608 с.