ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В ВЫСШЕМ ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В ВЫСШЕМ ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ

Шаркова А.Н. 1
1ИГЭУ им. В.И. Ленина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
История высшего инженерно-технического образования, науки и техники свидетельствует, что традиционно эти сферы деятельности считались мужскими. Между тем, число девушек, стремящихся получить высшее, в том числе и инженерно-техническое образование неуклонно растет. Так, в 1927/28 учебном году в составе студентов высших учебных заведений женщины составляли 28%, в 1950/51 – 53 %, в 1970/71 - 49 %, в 2006/07 – 58 %. 1 Между тем, продолжают сохранятся гендерные стереотипы о том, что девушки не способны освоить предметы, изучаемые в техническом вузе, а также уверенность в том, что их предназначение – педагогика, медицина, культурно-просветительная деятельность. По данным проведенного нами на базе Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ) исследования, около 25% студентов не видят в своих однокурсницах руководителей производства; 46% считают, что их удел – семья, либо (21%)- и семья, и работа. Между тем, более 85% девушек мечтают стать квалифицированными специалистами-энергетиками. Как свидетельствует качество их учебы, они имеют для этого весомые основания. Между тем, в настоящее время в ИГЭУ девушек обучается почти в два раза меньше, чем мальчиков. Одна из причин данного явления – традиционные представления о предназначении женщин, существующие в российском обществе. 2

Аналогичная ситуация существует в науке. Если говорить о научных открытиях, изобретениях, Нобелевских лауреатах, то вспоминаются, в первую очередь, имена выдающихся ученых-мужчин, такие, к примеру, как: Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Никола Тесла, Михаил Васильевич Ломоносов, Дмитрий Иванович Менделеев и др. В результате проведенного экспресс-опроса студентов ИГЭУ, были названы имена только Марии Склодовской-Кюри и Софьи Ковалевской. Между тем, многие важные открытия и изобретения были сделаны женщинами!

В 1845 году Сара Мэтер запатентовала свое изобретение — перископ для подводных лодок. Данным прибором определяют расстояние до объектов наблюдения, поэтому в подводном путешествии без него просто не обойтись. Джозефина Кокрейн создала посудомоечную машинку, которая очень скоро вошла в домашний обиход. Глушитель для автомобилей изобрела Эль Долорес Джонс, после чего на улицах стало намного тише. Хеди Ламарр, звезда Голливуда и авангардный композитор Джордж Антейл, увлечённый автоматизаций инструментов, вместе придумывают новый способ кодировки сигналов, препятствующий их глушению. Ламарр стала прародительницей стандартов Wi-Fi и Bluetooth. Зинаида Ермолова – советский микробиолог впервые получила первые образцы пенициллина, стрептомицина, получила и внедрила антибиотик животного происхождения, в последствие это изобретение спасло тысячи жизней советских солдат, участвовавших в Великой Отечественной войне. Грейс Хоппер написала первую программу – компилятор (предложила концепцию компьютерного «переводчика», т.е. перевод исходной программы на язык, понятный компьютеру); выдвигала идею программирования, не привязанных к конкретному устройству. Розалинд Франклин выполнила рентгеноструктурный анализ ДНК, после чего сложилось полное визуальное представление о двойной спирали. Джесси Картайт изобрела первую микроволновую печь – Radarange, потом же изобрела и компьютер для стиральной машины, что является предпосылкой появлению стиральной машины-автомат. Алесандра Глаголева-Аркадьева - всемирно известная женщина-физик, ей принадлежит открытие, доказавшее единство световых и электромагнитных волн. Сделала классификацию и оформление терминологии электромагнитных волн, разбив шкалу на части: низкочастотные, радиоволны, ультра-радиоволны, ИК-излучение, световые лучи, УФ-излучение, рентгеновские лучи, гамма лучи. Наталья Малышева – советский конструктор, принимала участие в разработке двигателей зенитно-ракетного комплекса С-54 и космического корабля «Восток». 3

В качестве примера успешной самореализации в профессиональной сфере можно привести рассказ о судьбе одной из женщин-энергетиков - Мотыгиной Софье Андреевне. Работать в "большую энергетику" страны она пришла одновременно с началом Великой Отечественной войны. Диплом инженера-электрика по специальности "Электрические станции, сети и системы" Софья Андреевна защитила 8 мая 1945 года и уехала по направлению на Уфимскую ТЭЦ-1, где стала работать старшим инженером, а с 1947 года – начальником электролаборатории. В мае 1952 года Мотыгину С. А. перевели на Иркутскую ТЭЦ-1 в город Ангарск. Софья Андреевна активно участвовала в строительстве, монтаже и пуске агрегатов электростанции в качестве начальника электролаборатории, а с 1956 года – начальника электрического цеха. Ее усилиями он был выведен из наиболее аварийных в передовой. Одновременно она училась в заочной аспирантуре Всесоюзного заочного энергетического института в Москве, работая над темой повышения надежности электроснабжения нового, строящегося в Ангарске предприятия п/я N 79 Министерства среднего машиностроения СССР, имеющего особенно важное значение для устойчивой работы Иркутской энергосистемы. В 1960 году Мотыгина С. А. была награждена орденом Ленина, переведена на должность главного инженера строящейся Иркутской ТЭЦ-9 (или ТЭЦ НПЗ) и защитила кандидатскую диссертацию, получив ученую степень кандидата технических наук. С 1964 года по 1972 год – директор Иркутской ТЭЦ-9. Сочетая производственную деятельность с преподавательской работой в Иркутском политехническом институте, она два года была заведующей кафедрой "Электрические станции, сети и системы", а затем утверждена в ученом звании доцента той же кафедры. В 1972 году решением Министерства энергетики СССР была переведена директором строящейся экспериментальной Ростовской ТЭЦ-2 и до 1996 года работала в энергосистеме "Ростовэнерго". В 1996 году РАО ЕЭС России наградило Софью Андреевну высшей профессиональной наградой: "Ветеран энергетики". В этом же году ушла на заслуженный отдых. Общий трудовой стаж в энергетике – 52 года. 4

Женщины, которые, вопреки распространенному понятию о «слабом поле», смогли сделать в науке открытия – пример для подражания молодым исследовательницам. Однако их судьбы - скорее исключения, чем распространенная тенденция. Среди студентов технических вузов девушек намного меньше, чем юношей, а в современной науке женщины представлены в гораздо меньшей степени, чем мужчины. Ученые понимают существование этой проблемы, о чем свидетельствуют проведенные в различных регионах страны исследования.5 Полагаем, вопросы гендерного неравенства в российской науке и высшей школе требуют серьезного обсуждения и принятия конкретных практических решений государственными и общественными организациями, нацеленных на проведение политики формирования в обществе гендерного равенства.

1 Цит. по: Будник Г.А. Высшее инженерно-техническое образование женщин: история и современные тенденции // Женщины в российском обществе. 2015 № 3-4. С.39.

2 Подробнее см.: Шаркова А.Н., Будник Г.А. Гендерные аспекты современного инженерно-технического образования (по материалам социологического исследования) // Экономические аспекты развития энергетики. Энергия-2016. Одиннадцатая международная научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, 5-7 апреля 2016 г., г. Иваново: материалы конференции. – Иваново: ИГЭУ, 2016. – В 6 т. – Том 6. С. 80-82.

3 См., например: Лучшие изобретения женщин в истории // Peoples.ru: сайт. URL: http://www.peoples.ru/friday/the_best_inventions_of_women_in_the_history.html (дата обращения: 6.08.2015).

4 Маякова Г. Г. «Единственная» // Газ. «Сибирский энергетик». 2003. № 3. URL: http://www.irkutskenergo.ru/qa/664.2.html (дата обращения: 6.08.2015)

5 См., например: Яковенко Я.Ю., Касич А.А. Гендерное равенство в сфере образования и науки // URL: http://www.fa.ru/projects/mknrsa/skireports (дата обращения: 6.08.2016); Пятов А.П. Гендерное неравенство в российской науке и высшей школе // Дисс. … к.социол.н., Нижний Новгород, 2004; Хасбулатова О. А. Профессиональное образование мужчин и женщина в России в 1918—2015 гг.: историко-социологический анализ // Женщины в российском обществе. 2015 № 3-4. стр. 1-16

Просмотров работы: 588