Акционерное общество «Таганрогский котлостроительный завод „Красный котельщик“») — крупное российское предприятие в городе Таганроге. Основным направлением работы предприятия является производство котельного оборудования для электростанций.
Публичное акционерное общество «Таганрогский металлургический завод» (ПАО «ТАГМЕТ») — российское металлургическое предприятие, одно из крупнейших заводов в Таганрог.
ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева» (ТАНТК им. Г. М. Бериева) — авиастроительное предприятие.
Для каждого перечисленного завода, необходимо разрабатывать мероприятия по улучшению качества. Для начала дадим определение, что такое «контроль качества продукции?»
Контроль качества продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Многие люди задаются вопросом: «Зачем улучшать и разрабатывать мероприятия по улучшению качества? Ведь, один раз разработали мероприятия и этого достаточно.»
Но, и в то же время, люди хотят получать качественную и долгослужащию им продукцию. Для этого заводы постоянно разрабатывают мероприятия для улучшения качества. Приведем пример.
Руководством поставлена задача – в течение месяца разработать и внедрить мероприятия, позволяющие уменьшить на 50% количество дефектов выпускаемой продукции. Как начинают рассуждать в такой ситуации специалисты-исполнители? «…Чтобы понять, в чем проблема нужно будет собрать исходные данные. На это потребуется время. Потом собранные данные нужно проанализировать (как и когда это делать совсем не понятно). Потом еще нужно будет успеть разработать и внедрить мероприятие. Даже если чудом успеем провести улучшение, то уж, конечно, в конце текущего месяца положительных результатов будет не видно. Поэтому все это мы делать не будем, а просто ограничимся любимыми экспертными оценками. И если мероприятие не принесет результата, мы немножко подтасуем результаты, чтобы отчитаться в конце месяца о достигнутом эффекте. Не лишаться же премии из-за того, что нам поставили невыполнимые цели?...» Сказано, сделано. Руководитель представленным результатом остался доволен, принято решение продолжать в том же духе. На следующий месяц почему-то качество процесса опять ухудшилось. Каковы действия руководителя? Он требует найти причину. Какую причину укажут ему специалисты? Любую, только не истинную... Такая цепочка событий, к сожалению, достаточно типична для предприятий. Почему так происходит? Корни проблемы лежат в отсутствии у работников понимания процесса улучшений. На наш взгляд, рекомендации руководителю в описанной выше ситуации должны быть следующими:
а) выделить этапы процесса улучшения;
б) определить, что конкретно должно быть на выходе каждого этапа;
в) определить, какие знания нужны, чтобы квалифицировано выполнить каждый этап;
г) снабдить специалистов необходимыми знаниями;
д) контролировать не результат улучшений, а результаты этапов;
е) не привязывать размер премии к целевому показателю (стремления к улучшениям должны стать естественным состояниям сотрудников).
Если руководитель прислушается к указанным выше рекомендациям, то непрерывные улучшения станут нормальной корпоративной практикой.
Целесообразно процесс улучшения качества разбить на шесть этапов.
1. Выявление ключевой проблемы
На первом этапе необходимо выбрать те процессы или характеристики процесса, которые в первую очередь нуждаются в улучшениях. Эта проблема всегда будет стоять достаточно остро. Действительно, практически все процессы можно улучшить. А ресурсы времени, людей и денег всегда ограничены. Для выделения приоритетных направлений существует свой аналитический инструментарий. Результатами данного этапа будет: выделение процесса и характеристик процесса, которые необходимо улучшить в первую очередь.
2. Измерение текущего уровня качества процесса
После выбора улучшаемого процесса нужно зафиксировать текущий уровень качества процесса. Это поможет оцифровать цель улучшения и создаст базу для оценки эффекта предпринятых действий по улучшению процесса. Сложность заключается в том, что существует около 20 различных способов измерения качества процесса. Результатом данного этапа будет выбор некоторого показателя и оценка с помощью данного показателя текущего уровня качества процесса.
3. Выявление и анализ факторов, определяющих качество процесса
Краеугольным камнем всего процесса улучшений является понимание первопричин неудовлетворительного состояния процесса. Первые два этапа являются скорее подготовительными, они сужают цель улучшений. Вся соль анализа процесса сосредоточена на текущей стадии. Именно анализ факторов порождает решения по улучшению процесса. Сложность данного этапа порождает большое количество аналитических инструментов, направленных на ее решение. Результатом данного этапа является выделение набора факторов, оказывающих влияние на качество процесса, а также оценка силы влияния этих факторов.
4. Разработка и внедрение улучшений
Данный этап в значительной мере является творческим и во многом зависит от понимания реальных и недоступных возможностей для улучшений. Однако, несмотря на творческий характер, существует особый набор аналитических методов, нацеленных на поиск оптимальных решений. Результатом этапа является внедрение мероприятия по улучшению качества процесса.
5. Оценка эффективности улучшений
Для того, чтобы определить эффект улучшений, очень часто недостаточно сравнить два числа (до и после). Необходимо собрать данные за период (выборку) и осуществить анализ, используя специальные статистические методы. Результатом этапа является сравнение начальных и достигнутых показателей качества процесса.
6. Стабилизация достигнутого эффекта
Эффект от улучшений должен быть не разовым, а постоянно действующим. Типичная проблема инициатив по улучшениям – не способность удержать достигнутый эффект. Для того чтобы убедиться в постоянстве достигнутого эффекта, вы можете использовать определенный набор аналитических инструментов. Результатом данного этапа будет подтверждение стабильности достигнутого состояния качества процесса.
Отдельно отметим важность шестого этапа. Поскольку первая цель управления производством - добиться стабильности основных процессов. Если процессы не стабильны, улучшать качество такого процесса бесполезно. Поэтому не стабильные процессы нужно сначала привести к стабильному состоянию. На рисунке схематично представлен цикл постоянных улучшений, основанный на последовательной реализации описанных этапов
Повышение качества продукции выражается в любом улучшении потребительских свойств изделий производственного назначения или народного потребления. В результате меньшее или равное количество продукции удовлетворяет больший объем потребностей.[1]
Качество изделий закладывается при проектировании, обеспечивается в процессе производства и поддерживается в эксплуатации. Поэтому проблема улучшения качества - это комплексная проблема, которая решается на основе совершенствования конструкций изделий, применения новых материалов, внедрения новой прогрессивной технологии, повышения квалификации кадров, улучшения системы кооперированных связей и др.
Основные цели внедрения организационно-технических мероприятийпо улучшению качества продукции, совершенствованию системы менеджмента качества, стабилизации работы технологического процесса (ТП) следующие:
- разрабатывать новые изделия, повышать качество выпускаемых изделий, снижать материалоемкость продукции;
- повышать технический уровень производств за счет их переоснащения и модернизации, внедряя высокоточное и производительное оборудование, обеспечивая высокую технологичность процессов изготовления продукции;
- осуществлять продвижение работ по развитию метрологического обеспечения производства технической базы метрологических и испытательных лабораторий;
- проводить работу по организации переподготовки и обучения персонала, привлекать к обучению сотрудников сторонних организаций;
- осуществлять постоянный контроль по затратам на гарантийное обслуживание и динамике их снижения;
- повышать моральный и предусматривать материальный стимулы работникам, при постоянной сдаче продукции с первого предъявления, вести пропаганду в области качества;
- изучать и внедрять новые программные продукты для систем технического документооборота.
По мнению работников ОТК предприятий, наиболее существенными причинами появления брака являются недостаточное знание исполнителями технологии, а также ошибки, допускаемые в них; невнимательность при контрольных осмотрах. Такие причины, как нехватка или недостаточное количество контрольного оборудования, ограничение во времени контроля или неопытность, они считают второстепенными.
Непосредственно улучшение качества продукции достигается прежде всего, совершенствованием конструкции изделий. В каждой отрасли существуют научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, занимающиеся разработкой новых видов продукции, унификацией и нормализацией входящих в конструкцию деталей и узлов, изучением достоинств и недостатков образцов.
Повышение качества продукции сопряжено с увеличением единовременных и текущих затрат на всех стадиях ее жизненного цикла (подготовка производства, производство, потребление). Важно добиваться того, чтобы она стала лучшей и конкурентоспособной на мировом рынке не только по потребительским свойствам, но и по затратам.
Ни для кого не секрет, что качество выполняемой работы рабочего-исполнителя зависти в основном от его квалификации и добросовестности. Все остальное, в том числе и производительность труда при необходимом качестве, должны обеспечивать, руководители производственного процесса.
Еще один важный аспект – оснащение рабочих и инженерно-технических работников необходимой оснасткой и инструментом, начиная от удобной спецодежды, спецпоясов с карманами для инструмента, мерительным и механизированным инструментом. Этому на предприятии должно придаваться большое значение и старается на этом не экономить.
Контроль качества продукции является составной частью производственного процесса и направлен на выявление дефектов, брака в готовой продукции и на проверку надежности в процессе ее изготовления.
Контроль качества продукции устанавливается на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и кончая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытании, но и эксплуатации, а для сложных видов оборудования — с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика.
Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Показатель качества продукции представляет собой количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество и рассматриваемую применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.
В машиностроении применяются следующие показатели для оценки качества продукции:
показатели назначения продукции, которые подразделяются на: классификационные (грузоподъемность, скороходность, производительность, мощность); конструктивные (удобство управления, размещения, обзора); эксплуатационные (простота и доступность обслуживания, эффективность работы);
показатели надежности (безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость и долговечность);
технологичность конструкций (простота собираемости, рациональность схемы, их соединения, материалоемкость изделия и др.);
показатели стандартизации и унификации (коэффициент нового уникального конструирования, коэффициент повторяемости, коэффициент применяемости, коэффициент серийности и коэффициент экономической эффективности стандартизации);
эргономические показатели, которые можно разделить на: гигиенические (температура,влажность,давление, освещенность); антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека и его отдельных частей и др.); физиологические и психофизиологические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям человека);
эстетические показатели включают гармоничность, выразительность, целостность, оригинальность внешнего вида, соответствие окружающей среде, соответствие стилю и др.;
патентно-правовые показатели характеризуют патентную чистоту продукции, ее конкурентноспособность на мировом рынке;
показатели экономичности изделия определяют размеры затрат, необходимых для проведения мероприятий, повышающих его качество. [3]
Обеспечение качества продукции, на которое ориентировано предприятие, осуществляется в рамках действующей на предприятии системы менеджмента качества путем разработки и реализации целей и политики в области качества. [1].
Качество выполняемой работы рабочего-исполнителя зависит в основном от его квалификации и добросовестности. Все остальное, в том числе и производительность труда при необходимом качестве, должны обеспечивать руководители производственного процесса.
Еще один важный аспект – оснащение рабочих и инженерно-технических работников необходимой оснасткой и инструментом, начиная от удобной спецодежды, спецпоясов с карманами для инструмента, мерительным и механизированным инструментом. Этому на предприятии должно придаваться большое значение и старается на этом не экономить.
Непосредственно улучшение качества продукции достигается совершенствованием конструкции изделий. В каждой отрасли существуют научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, занимающиеся разработкой новых видов продукции, унификацией и нормализацией входящих в конструкцию деталей и узлов, изучением достоинств и недостатков образцов.
Технический контроль - это проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным стандартам или техническим требованиям. В машиностроении (в том числе и в радиоэлектронном приборостроении) он представляет собой совокупность контрольных операций, выполняемых на всех стадиях производства: от контроля качества поступающих на предприятие материалов, полуфабрикатов, комплектующих приборов и изделий до выпуска готовой продукции [2]. Выделяют следующие виды контрольных операций:
По стадиям жизненного цикла изделия;
По объектам контроля;
По стадиям производственного процесса;
По степени охвата продукции;
По месту выполнения:
- стационарный контроль, выполняемый в стационарных контрольных пунктах, которые создаются в следующих случаях: при необходимости проверки большого числа одинаковых объектов производства, которые требуют специально оборудованных контрольных пунктов (сложная измерительная аппаратура); при возможности включения работы стационарного контрольного пункта в поток заключительных операций производственного процесса;
- скользящий контроль, выполняемый непосредственно на рабочих местах, как правило, в следующих случаях: при проверке громоздких изделий, неудобных для транспортировки; при изготовлении малого числа одинаковых изделий; при возможности применения простых контрольно-измерительных инструментов либо приборов;
По организационным формам выявления и предупреждения брака;
По влиянию на возможность последующего использования продукции;
По степени механизации и автоматизации;
По исполнителям;
По используемым средствам.
Скользящий контроль применяется как единственная возможная форма контроля в сборочных цехах, изготовляющих крупные изделия, где контролеры последовательно проверяют сборочные операции непосредственно на сборочных стендах.Скользящий контроль осуществляется непосредственно на местах изготовления или обработки объектов контроля - у агрегатов, станков, на сборочных стендах или площадках. Он применяется в следующих случаях:
1) при проверке громоздких и неудобных для транспортирования изделий;
2) при контроле малого количества одинаковых изделий;
3) при использовании средств контроля, не требующих стационарных условий эксплуатации.
Процедура скользящего контроля заключается в следующем. Фиксируется некоторое множество разбиений исходной выборки на две части: обучающую и контрольную. Для каждого разбиения выполняется настройка алгоритма по обучающей выборке и вычисляется частота его ошибок на контрольной выборке. Оценка скользящего контроля определяется как средняя по всем разбиениям частота ошибок на контроле. Фактически, скользящий контроль непосредственно измеряет обобщающую способность метода обучения на заданной конечной выборке.
Заключение
Качество продукции - совокупность характеристик, придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Комплексные показатели качества – характеризуют несколько свойств изделия. Они используются при управлении качеством продукции, оценки ее конкурентоспособности. Обобщающие показатели качества – характеризуют уровень качества всей продукции в целом: удельный вес новой продукции; продукции поставляемой на экспорт, соответствующей мировому уровню качества; сертифицированной продукции в ее общем объеме.
Улучшение качества обеспечивается путем комплексных, взаимосвязанных, постоянно осуществляемых мер управление качеством. Применяемые на предприятиях системы управления качеством направлены на установление, обеспечение и поддержания необходимого уровня качества продукции при её проектировании, изготовлении, обращении и потреблении (эксплуатации).[2]
Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства.
Качество продукции имеет большое значение для всего общества. При покупке товара потребитель подразумевает то, что он качественный; никто не захочет покупать товар, зная, что он не качественный.
Каждый изготовленный продукт должен соответствовать требованиям покупателей, в противном случае, предприятие обречено. В условиях рыночной экономики качественная продукция – залог долгого и успешного функционирования предприятия.
Планирование - один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных фирм в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции.
Улучшение качества обеспечивается путем комплексных, взаимосвязанных, постоянно осуществляемых мер управление качеством. Применяемые на предприятиях системы управления качеством направлены на установление, обеспечение и поддержания необходимого уровня качества продукции при её проектировании, изготовлении, обращении и потреблении (эксплуатации).
Список литературы
Варакута С.А. Управление качеством продукции, - М.: Инфра-М, 2001.
Федюкин В.К. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции, - М.: Рилант, 2000.
Гиссин В.И. Управление качеством продукции, Ростов-на-Дону, 2000
7