Прогнозирование имеет комплексный характер. Экономический прогноз охватывает проблемы развития производительных сил и производственных отношений, одновременно с этим прогнозируются и другие составляющие этого явления и процесса.
Прогнозирование разделяется на:
- краткосрочное (1-2 года)
- среднесрочное (5-10)
- долгосрочное (15-20)
- сверхсрочное (50-100)
Методы прогнозирования
- экстраполяция
- моделирование
- экспертная оценка
Общее между прогнозированием и планированием:
- Единство объекта-н/х, отрасли, отдельные объекты и процессы
- Единство социально-экономических условий
- Единство методов и методологий изучения явлений и процессов и установленных закономерностей
- Целенаправленное прогнозирование и планирование,ибо,как прогнозирование, так и планирование имеет не самоцель, а средство для решения задач перед общество, перед коллективом.
- Связь между прогнозированием и планированием и результатами их реализации.
- Отличие прогнозирования от планирования:
- Детализация, обоснование каждого показателя плана и его увязка друг с другом (обоснованность задания плана с точки зрения обеспеченности материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, производственными мощностями и т.д.)
- Жесткая привязка показателей во времени и в пространстве
- Обязательность выполнения плана
- Планирование как средство для государственного регулирования социально- экономического развития общества
- Единство составления проверки организации выполнения плана.
Планирование — это субъективная деятельность людей, которая на основе изучения закономерностей, каких-либо явлений и процессов (сторон общественной жизни), определяют их развитие (состояние движения) в ближайшие и отдаленные периоды времени.
Планирование народного хозяйства возможно при наличии:
- политических
- экономических
- организационных предпосылок
Новая модель государственного регулирования выражается в следующем:
- Предприятие выступает товаропроизводителем- любые формы воздействия на предприятие, в том числе и со стороны государства должны носить экономический характер.
- Отказ от традиционной модели государственного директивного плана.
- Система государственного регулирования должен исходить в современных условиях из специфики рынка, характеризующегося интенсивным развитием предпринимательства различных форм собственности.
- Государство реализует функцию собственности, не распространяя свою компетенцию на функцию владения.
- Государство осуществляет регулирование экономики на основе законов. В этих условиях закон должен оберегать хозяйственников от государственного монополизма.
В современных условиях ставятся новые задачи, связанные с централизованным планированием. В развитии экономики важное значение имеет сочетание централизованного управления с инициативой и возможностью регионов и экономических структур.
В новых условиях центральное планирование должно распространить свое действие и охватить следующие основные области плановой экономики:
- Установление темпов и пропорций социально-экономического развития, структура общественного производства, распространение централизованных
- Определение объемов производства важнейших видов продукции общегосударственного назначения в натуральном выражении
- Планирование распределения постоянно сужающегося круга материально- технических ресурсов и централизованное прикрепление поставщиков и потребителей
- Разработка и утверждение долговременных комплексных, социальных, научно- технических, региональных программ развития народного хозяйства.
- Установление стабильных экономических нормативов, связанных с планированием производства, распределением материальных ресурсов, а также решением материальных проблем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. Москва. Финансы и статистика. 2013
2. Бородина Е.И. Финансы предприятий. Москва. Банки и биржи. 2014
3. . Дитгер Хан. Планирование и контроль. Москва. Финансы и статистика. 2016.
4. Быкадоров В.Л. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие/ Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д.. - М.: Приор, 2012. - 95 с.
5. Волков О. И. Экономика предприятия. Инфра - М. Москва.2016