ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в теории и практики дошкольной психологии и педагогики особое внимание уделяется изучению детей с речевыми нарушениями. Это обусловлено тем, что анализ причин неуспеваемости детей в начальной школе свидетельствует о том, что корни этого явления уходят в дошкольный возраст. Так, например, нарушение процессов письма и чтения является одним из проявлений не сформированности механизмов речевой и познавательной деятельности дошкольника. К концу дошкольного возраста для благоприятного обучения в школе необходимым условием является развитие эмоционально-волевой сферы на достаточно высоком уровне, что имеет ещё большое значение для детей с общим недоразвитием речи. В связи с этим необходимо раннее выявление нарушений в развитии речи детей, их коррекция и организация индивидуальной работы с каждым ребенком [3].

При всей многогранности и разносторонности различных исследований данной проблемы анализу эмоционально-волевой сферы дошкольника с недоразвитием речи не достаточно уделено внимание. Между тем, именно эмоциональная стабильность и умение контролировать себя является одним из важных условий развития речи дошкольника.

Нарушения эмоционально-волевой сферы детей с общим недоразвитием речи являются очень распространенными и имеют достаточно стойкий характер. К нарушениям в эмоциональном развитии дошкольника можно отнести трудности в адекватном определении эмоциональных состояний людей. Это обусловлено тем, что в практике обучения и воспитания детей задача формирования эмоциональности решается лишь фрагментарно, так как внимание преимущественно уделяется развитию мыслительных процессов. Одной из причин такого положения является недостаточная освещенность вопроса эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР [4].

Анализ литературы позволяет выделить три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы дошкольника: расстройства настроения; расстройства поведения; нарушения психомоторики. Нарушения эмоционального развития вдошкольном возрасте обусловлены двумя группами причин. Конституциональные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов). Особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением. Дошкольник имеет свой опыт общения со взрослыми, сверстниками и особо значимой для него группой – семьей, и этот опыт может быть неблагоприятным [6].

Повышенное внимание к эмоциональному развитию дошкольника обусловлено формированием главного психологического новообразования в этом возрасте – начала произвольности психических процессов и психологической готовности к школе 1.

У детей с ОНР отмечается низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточная работоспособность на занятиях, малая инициативность в игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи. Симптомами нарушения эмоционально-волевой сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности общения с окружающими и налаживания контакта с ними. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности и легкую внушаемость, в поведении и играх следуют за другими детьми.

На основании теоретического анализа проблемы, было организовано и проведено исследование по выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы детей и общим недоразвитием речи.

Для выявления особенностей эмоциональной сферы дошкольников нами была проведена проективная методика «Кактус», беседы с родителями и воспитателями старших групп детского сада. В процессе исследования были сформированы две группы. Первая группа состояла из дошкольников без речевых нарушений. Вторая группа из дошкольников с общим недоразвитием речи.

Полученные результаты демонстрируют следующие особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дошкольники с ОНР, как правило, имеют повышенный уровень тревожности, высокую степень агрессивности; дошкольники с ОНР имеют низкую активность в деятельности, а также неадекватное восприятия эмоциональных состояний других людей; развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника определяется особенностью семейного воспитания и отношениями с близкими родственниками (авторитарный стиль, завышенные требования, гиперопека, а также индивидуальные отношения с каждым из родителей, причины и уровень развития речевых навыков, отклонения в физическом и психическом развитии детей и т.д.)

Для детей с ОНР характерна нестабильность эмоционально-волевой сферы. В психическом облике этих детей наблюдаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности, отмечаются аффективные реакции 5. Дошкольники с ОНР не достаточно способны управлять своими чувствами, они немного импульсивны, у них, как правило, нарушендисбаланс социальных отношений, семейные взаимоотношения и взаимоотношения со сверстниками.

Таким образом, дошкольники с общим недоразвитием речи, характеризуются специфическими особенностями развития эмоционально-волевой сферы, что необходимо учитывать при организации работы с детьми данной категории.

Список литературы:

  1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – М., 1998.

  2. Белякова, Л.И., Гаркуша, Ю.Ф., Усанова, О.Н., Фигередо, Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Л.И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо. - М., 1991.

  3. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. Собр. соч. 6т. М., 2004. Т.4. - 458 с.

  4. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда / Л.Н. Ефименкова.– 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.

  5. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – 2-е изд.перераб. - М.: Просвещение, 1990. – 233 с.

  6. Левина, Р.Е. Специальная психология / Р.Е. Левина. – М.: Просвещение, 2005. - 274 с.

  7. Кошелева, А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка / А.Д. Кошелева // Психолог в детском саду. 2000. - № 2-3. - С. 45.

Просмотров работы: 1266