ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исторически наше государство складывалось как общество, состоящее из разных этносов, культур и религий. Прогрессивные общественные деятели и педагоги прошлого Я.А. Коменский, М.В. Ло­моносов, Н.И. Новиков, В.Г. Белинский и др., основываясь на признании важности прин­ципа народности, уделяли большое внимание педагогике взаимодействия культур: изуче­нию родного языка с учетом особенностей национальной культуры, науки и просвещения; разностороннему влиянию народной культуры, сочетающей в себе обучающие, воспиты­вающие и развивающие возможности; педагогам-патриотам, способным воспитать детей на русских национальных традициях; общечеловеческим этническим принципам, которые должны быть составной частью национального сознания; взаимодействию семьи, шко­лы и общества; механизму творческой переработки этнокультурного наследия [3].

В настоящее время актуально учитывать интересы всех народов и культур, в связи с тем, что изменения, происходящие в стране в области политики, экономики, социальных отношений привели к росту национального самосознания этносов.

Понятие «дошкольное этнокультурное образование» включает систему обучения и вос­питания, направленную на становление этнокультурной личности, присваивающей этно­культурную образованность [2].

На современном этапе обновления российского образования, в условиях реализации ФГОС общего образования, ФГОС дошкольного образования, осуществляется поиск новых ценностных ориентиров, методических основ образовательного процесса на основе отечественных педагогических традиций при привлечении этнокультурного материала.

Концепции развития личности ребёнка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных организациях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребёнка. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определённому этносу, формируется у человека в первые годы его жизни, поэтому именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

В законодательных и нормативно-правовых документах, принятых в последние годы Правительством Российской Федерации (Доктрина национального образования в РФ, Концепция модернизации российского образования, Концепция государственной этнонациональной образовательной политики Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта и др.), подчеркивается, что стратегической задачей образования в России является конструирование таких образовательных систем, в условиях которых ребенок получал бы запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться к социокультурным ситуациям, быть готовым действовать в полиэтнической среде. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учет этнокультурной ситуации развития ребенка утвержден как один из основных принципов дошкольного образования, в содержании которого, в отдельных разделах дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций. Приобщение ребёнка к общечеловеческим, цивилизационным ценностям начинается с познания культуры, прежде всего, своей малой Родины [1].

Специфической особенностью Республики Алтай является, то, что здесь проживают люди разных национальностей: алтайцы, русские, казахи, кумандинцы, челканцы и др. Эта особенность ориентирует на поиски единого подхода к развитию и воспитанию ребенка с учетом национальных, региональных и психических особенностей. Практика показывает, что необходимо совершенствовать методическую работу, применять новые эффективные технологии и систематичность в области этнокультурного подхода к воспитанию дошкольников, вследствие чего:

- усиливается роль возрождения национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов самосознания и самоуважения народа;

- нарушена преемственность старшего и младшего поколения;

- внедряются инновационные процессы в сфере образования;

- повышается актуальность формирования этики межнационального общения и толерантного поведения.

Этнокультурное образование требует поддержки творческих и управленческих потенциалов дошкольной образовательной организации. Основная задача педагога-психолога в контексте данной проблемы заключатся в способности прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научится осознавать себя как носителя этой культуры.

В связи с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учет этнокультурной ситуации развития ребенка утвержден как один из основных принципов дошкольного образования, нами был проведен анализ психолого-педагогического сопровождения образовательных программ в дошкольных учреждениях г. Горно-Алтайска, а именно МБДОУ «Детский сад №9 «Солнышко» общеразвивающего вида города Горно-Алтайска», МБДОУ «Детский сад №4 «Медвежонок» комбинированного вида города Горно-Алтайска», МБДОУ «Детский сад №2 «Айучак» общеразвивающего вида города Горно-Алтайска».

Основы этнокультурного образования в дошкольной образовательной организации во многом зависят от организации деятельности педагога. Педагог ведет работу по ознакомлению воспитанников с особенностями этнокультуры разных народов, культуры и истории своего народа во время образовательной деятельности. Дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, играют в народные игры, что способствует пробуждению в ребенке национального самосознания, воспитанию чувства уважения к другим народам, толерантности. В группах оформлены уголки регионального компонента: карта страны, региона, а так же отображены Государственные символ страны флаг, герб, гимн.

Содержание основной образовательной Программы, в указанных дошкольных образовательных организациях строится на основе:

  1. «Комплексной программы: «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева);

  2. Парциальной программы: «Росточек» (Е.Н. Тобоева).

Психолого-педагогическое сопровождение этнокультурной образованности детей дошкольного возраста в обследуемых образовательных организациях представлено в пяти образовательных областях, обеспечивающих: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.

Реализации программы этнокультурного образования способствуют:

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть своего народа.

2. Знакомство с фольклором, его различными формами (сказками, песенками, пословицами, поговорками, хороводами и т. д.), который вмещает в себя все ценности родного языка, национальной культуры.

3. Народные праздники и традиции.

4. Знакомство детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

Для реализации указанных направлений используются разнообразные средства:

- общение с представителями разных национальностей;

- устное народное творчество;

- художественную литературу;

- игру, народную игрушку и национальную куклу;

- декоративно-прикладное искусство, живопись;

- музыку;

- этнические мини-музеи.

Формирование этнокультурной осведомленности дошкольников в дошкольных образовательных организациях способствует расширению кругозора детей в области этнокультурной информации, развитию на этой основе позитивного отношения к представителям разных этнических групп, реализации творческих потенций ребенка в деятельности этноспецифического содержания.

Для определения качества этнокультурной осведомленности педагогов ДОО и детей старшего дошкольного возраста В.С. Бабунова предлагает следующие критерии этнокультурной образованности:

1. Информационно-познавательный критерий.

2. Эмоционально-ценностный.

3. Действенно-практический [3].

Современные исследования Г.Н. Волкова, А.Г. Гогоберидзе, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, Т.С. Комарова, С.Н. Федорова, А.Н. Фролова, и др. в области этнокультурного образования дошкольников подчеркивают необходимость задействования потенциала личности ребенка и указывают различные пути её становления и развития. Процесс этнокультурной образованности включает в себя готовность изучать многообразие культур с целью толерантного существования в полиэтнической среде. В связи с этим, в рамках образовательной системы России, выделяется одна из важных целей - это научить подрастающее поколение понимать и уважать культуру других народов и одновременно воспитывать в нем уважение к другим народам.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2015 г. № 1115).

  2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика [Текст] / Г. Н. Волков. - М.: Академия, 2009. – 168 с.

  3. Бабунова, Е. С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста: автореферат д-ра пед. наук / Е.С. Бабунова. - Челябинск. 2009. − 509 с.

Просмотров работы: 1034