ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема лидерства в настоящее время активно изучается в различных областях науки, в том числе и психологии. Однако не все его аспекты достаточно освещены в рамках психологической науки. В частности, недостаточно рассмотрены в теоретическом плане и экспериментально не изучены особенности мотивации лидеров в разные возрастные периоды [5].

В психолого-педагогической литературе обсуждается вопрос о путях развития лидерского потенциала личности на разных возрастных этапах. Существует две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играют никакой роли. Вторая точка зрения заключается в том, что и на врожденные способности оказывают влияние условия жизни и характер воспитания. Какими бы природными задатками ни обладал от рождения тот или иной человек, сформировать их на основе определенных способностей можно лишь в деятельности. Поэтому чтобы сформировать у ребенка новую черту личности, прежде необходимо создать ситуацию, в которой ребенок впервые пережил бы соответствующие данной черте психическое состояние, а затем это состояние закрепить, сделать устойчивой чертой личности ребенка.

Основным двигателем человеческой деятельности является потребность, поэтому для развития лидерского потенциала ребенка необходимо создать условия, которые требуют проявления детской активности. Толчком к развитию лидерских качеств могут стать спортивные или интеллектуальные (командные или индивидуальные) игры-соревнования, требующие ловкости, точности, скорости движений или точности и скорости запоминания и воспроизведения информации [5].

Начинать следует с самых элементарных игр, основной целью родителей и педагогов должно стать развитие у ребенка ощущения веры в собственные силы. Секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущения своего роста и движения вперед. Педагоги и родители должны находить любую возможность похвалить ребенка, поддержать его - это первое условие обеспечения успеха. Детям нравиться быть в роли победителя. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытывать отрицательные эмоции разочарования и страха, поэтому с детьми необходимо провести беседу на тему «Сегодня побежденный, завтра победитель» и подвести к выводу: «Невозможно победить, не рискуя проиграть! Отрицательный результат тоже результат». Можно рассказать детям о некоторых знаменитых людях, которые не сразу прославились, а прежде испытали горечь разочарований [1].

Одной из основных предпосылок развития лидерских качеств является создание условий для развития инициативности и её реализации посредством участия в организации жизнедеятельности коллектива. Детское самоуправление в данном случае выступает в качестве ведущего психолого-педагогического средства, а органы детского самоуправления на уровне детского коллектива - формой специально созданного для реализации педагогического смысла пространства [2, 4].

Как известно, в подростковом и юношеском возрасте у человека появляется потребность в сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой, в проявлении чувства единства и сотрудничества.

Участие в жизнедеятельности коллектива готовит подростков к выполнению обязанностей, возложенных на каждого в решении общественно значимых задач, помогает в жизненном самоопределении. Одна из функций детского самоуправления - подготовка к будущей жизнедеятельности в обществе, в котором человеку важно уметь не только подчиняться, но и управлять. Происходит приобретение подростком ряда знаний, умений и навыков, прежде всего в управленческой деятельности [4].

Необходимо подбирать такие формы и средства воспитания, чтобы максимально вовлечь подростков в предлагаемые виды деятельности, которые способствуют развитию личностного, лидерского, творческого, интеллектуального потенциала подростков, а также помогают педагогам увидеть и проявить свои скрытые таланты, тем самым повышается их мастерство.

Для выявления особенностей лидерских способностей подростков были опрошены учащиеся 8-9 классов г. Горно-Алтайска. На первом этапе определялась склонность мальчиков и девочек к лидерству, основной задачей данного этапа являлось формирование выборки путем выявления лидеров-подростков, с помощью методики «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).

В результате было сформировано две выборки: 1. группа мальчиков - лидеров; 2. группа девочек - лидеров. Каждая выборка состояла из 10 человек.

На втором этапе исследовали особенности проявления лидерских способностей у подростков. С этой целью были использованы следующие методики: «Мотив аффилиации» А. Меграбяна, «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерс, «Диагностика удовлетворенности основных потребностей», «Мотив власти».

По результатам, полученным по методики «Мотив аффилиации» А. Меграбяна можно говорить о том, что у девочек-лидеров в подростковом возрасте результаты достаточно разносторонние. Показатели по шкалам сильно варьируют. Но в большинстве случаев они показывают результаты страха отвержения группой, неуверенности в своих силах, неловкости в общении, то есть страха отвержения группой.

При сравнении выборки мальчиков и девочек можно судить о том, что у них примерно одинаковые показатели по шкале стремления к принятию группой. Возможно, это связано с тем фактом, что в подростковом возрасте референтной группой являются сверстники, а стремление принадлежать группе объясняет высокие показатели по шкале «стремление к принятию». Однако в большинстве своем у девочек преобладает страх отвержения, в то время как у мальчиков - стремление к принятию группой.

У девочек в общении проявляются неуверенность, неловкость, скованность в большей степени, нежели у мальчиков.

Данные по результатам методики «Мотивация к избеганию неудач» у мальчиков практически совпадают с результатами девочек. То есть мальчики набрали достаточно высокие показатели по данной методике, что может говорить о том, что они боятся критики и риска, будут тщательно взвешивать свои возможности, колебаться при принятии решения. Часто имеют завышенную или заниженную самооценку, обладают и неадекватным (завышенным или заниженным) уровнем притязаний.

У девочек высокий уровень защиты, то есть страх перед несчастными случаями, они чаще попадают в подобные неприятности, чем мальчики.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое - когда без риска удается получить желаемый результат; второе - когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, то есть мотивацию к избеганию неудач. Таким образом, возможно мальчики, так же как и девочки, хотят реализовать свой творческий потенциал и реализовать себя, но здесь появляется новая потребность - «обеспечить себе положение влияния», которая у девочек практически не является значимой.

По методики «Диагностика удовлетворенности основных потребностей» у девочек и у мальчиков доминируют практически одни и те же потребности. У девочек на первом месте по встречаемости стоит потребность «заниматься делом, требующим полной отдачи», на 2-м - «повышать уровень мастерства и компетентности», на 3-м - «обеспечить себе материальный комфорт». У мальчиков на 1-м месте - «повышать уровень мастерства и компетентности», на 2-м - «развивать свои силы и способности» и «заниматься делом, требующим полной отдачи», на 3-м - «обеспечить себе положение влияния». Причем у девочек потребность «обеспечить себе положение влияния» набирает достаточно небольшое баллов.

Результаты мальчиков по методике на выявление основных потребностей противоречат полученным результатам по методике «мотив власти», так как потребность «обеспечить себе положение влияния» по частоте встречаемости стоит на 3-м месте, а стремление к власти находится на достаточно низком уровне.

Стремление к власти, как у лидеров мальчиков, так и у девочек проявляется достаточно слабо, что может говорить о слабой склонности управлять социальным окружением, в возможности награждать и наказывать людей, принуждать к совершению определенных действий вопреки их желанию, контролировать их действия. То есть мотив власти как стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми, от возможности судить, устанавливать законы, нормы и правила поведения выражено достаточно слабо, но при этом у мальчиков одной из доминирующих потребностей является «обеспечить себе положение влияния».

Таким образом, обобщая полученные результаты можно сделать вывод о том, что психологические особенности мотивации лидерства подростка определяют его успешность во взаимоотношениях со сверстниками, значительной разницы между мотивацией лидерства у мальчиков и девочек не наблюдается.

Список литературы:

  1. Бендас, Т.В. Гендерные исследования лидерства / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2008. - 128 с.

  2. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека: учебное пособие / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.

  3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: учебник для студ. вузов / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2000. - 512 с.

  4. Лидерство в подростковом возрасте [Электронный ресурс]. - М.: Рос. Гос. Б-ка, 2008. - Режим доступа: http://teenage.psypublica.ru/36/369.htm (дата обращения 10.12.2016).

  5. Основные теории лидерства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psylist.net/uprav/teolid.htm (дата обращения 10.12.2016).

4

Просмотров работы: 754