ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В системе образования, в последние несколько лет, происходят изменения, которые вызывают различные реакции со стороны жителей нашей страны. Более взрослое поколение показывает свое непонимание, молодежь – настороженное отношение. Поэтому одним из решения этого недопонимания является развитие у подрастающего поколения культуры позитивного мировосприятия.

Потребность в здоровом поколении, а прежде всего психически здоровом, является одной из задач России. Здесь необходимы личности, имеющие позитивные ориентиры в жизни, которые обладают устойчивой психикой. Мы считаем, что благодаря формированию позитивного мировосприятия можно заставить человека направлять все свои усилия на решение проблем, которые стоят перед ним.

Изучение тематики позитивного мировосприятия является малоизученным. Зарубежные и отечественные ученые, такие как Л. Хей, З. Зиглар , Дж. Кехо, А. Свияш, Ю. Свияш, Н.Б. Правдина, Н.В. Пил, Д. Дойч, Э. Хейч, Х. Сильва и Р. Дилтся утверждают, что зарождение позитивных мыслей лежат внутри человека, тем самым подтверждая то, что сформировать это можно только посредством самовоспитания.

Позитивное мировосприятие – это восприятие окружающей действительности преимущественно через позитивную установку, в светлых и ярких тонах. У человека с позитивным мировосприятием преобладают хорошее настроение, радость, светлые эмоции и желания.

Последние несколько десятилетий психологической наукой изучены масса психических расстройств, а также разработаны способы и средства борьбы с ними. Занимаясь психически больными людьми, врачи-психотерапевты, психологи забыли, что их помощь необходима и психически здоровым людям. Им нужна помощь в экстремальных ситуациях, при поиске цели и смысла жизни. Перед учеными назрел актуальный вопрос создания нового направления в психологии – позитивной психологии, которая бы изучала позитивные чувства, их формирование и развитие, помогала человеку достичь того, что Аристотель называл «благой жизнью».

По мнению известного американского психолога Мартина Селигмана «Позитивная психология покоится на трех столпах: первый - изучение позитивных чувств, второй - выявление положительных черт характера и таких полезных особенностей, как интеллект и физическое развитие, третий - исследование позитивных явлений и учреждений в обществе (таких, как демократия и семья), которые способствуют развитию лучших человеческих свойств» [3].

Конечно, позитивные чувства, позитивные качества характера, позитивные явления не возникнут сами по себе. Их возникновение во многом зависит от объективных (внешних) обстоятельств. Однако, наряду с внешними факторами, существует ряд внутренних, которые играют не менее важную роль и зависят от нашей воли и желания, от нашего стремления и усердия, от личной активности, от того, какое место мы отводим в нашем сознании событиям, происходящим вокруг нас, и чувствам, которые они вызывают [1].

Положительные чувства могут быть связаны с прошлым, настоящим и будущим. К группе последних относятся оптимизм, надежда, уверенность в себе и вера. Настоящему принадлежат радость, восторг, спокойствие, энтузиазм, возбуждение, удовольствие, и, главное, любовь к жизни. Именно эти чувства составляют то, что большинство из нас называет «счастьем». Положительные чувства, связанные с прошлым, - удовлетворенность, чувство выполненного долга, гордость, спокойствие.

Формирование позитивного мировосприятия у старшеклассников нужно начинать с создания условий для работы с ними. Для создания условий будет достаточно проявление положительных эмоций в большей мере, чем негативных. Воздействие на учащихся может быть создано через тренинги, непосредственное общение людей, вызванный интерес, посредством игры [2].

Традиционная психология, по мнению Селигмана, упорно игнорирует добродетели, зато религия и философия придают им большое значение. Замечательно, что в учениях разных времен и народов пред ставления о человеческих достоинствах поразительно похожи друг на друга. Конфуций, Аристотель, Фома Аквинский, кодекс чести самураев, Бхагавадгитаи другие источники, расходясь в деталях, единодушно называют шесть основных добродетелей:

  • Мудрость и знание

  • Мужество

  • Любовь и человечность

  • Справедливость

  • Умеренность

  • Духовность

Каждая из этих основных добродетелей связана с целым набором положительных качеств. Мудрость, к примеру, помимо всего прочего включает в себя любознательность, желание учиться, оригинальность мышления и способность заглянуть в будущее или так называемую перспективность взгляда. Любовь предполагает доброту, великодушие, нежность, сочувствие и т. п. [3, c. 26].

Мы все понимаем, что у старшеклассников на первом месте стоит общение со сверстниками. Именно поэтому мы планируем, формировать позитивное мировосприятие, формировать добродетели через социально-психологический тренинг. Социально-психологический тренинг – это разновидность тренинга, ориентированный на развитие компетентности в общении.

Через тренинг можно выявить какое мировосприятие преобладает в коллективе школьников, о чем они думают, какое мнение у них складывается о жизни в целом. И уже после можно приступить к улучшению или закреплению мировосприятия школьников. Социально-психологический тренинг будет включать в себя: анкеты, игры, упражнения, которые будут направлены на позитивное восприятие. Так же в ходе тренинга будут использованы упражнения на сплочение коллектива, на выявление положение каждого ученика в классе. Тренинг предполагает тренировку, обучение позитивному общению и поведению, откоторых будет зависеть их восприятие мира.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование позитивного мировосприятия является неотъемлемой частью работы с учащимися. Оно предполагает восприятие мира, событий в позитивном ключе, что положительно будет влиять на сознание, чувства и эмоции людей.

Список литературы:

  1. Гордеева, Т.О., Осин, Е.Н. Позитивное мышление как фактор учебных достижений старшеклассников / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин // Вопросы психологии. 2010. - № 1. – С. 24-33.

  2. Зайцева, Т.В. Теория психического тренинга. Психический тренинг как инструментальное действие / Т.В. Зайцева. – СПб.: 2002. – 80 с.

  3. Селигман Мартин Э. П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни/ Перев. с англ. - М.: Издательство «София», 2006. - 368 с.

  4. Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды / В.А. Ясвин. - М.: Сентябрь, 2000. - 128 с.

3

Просмотров работы: 722