ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Евдокимова А.О. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Природосообразная технология (технология саморазвития), разработанная М. Монтессори ещё в начале ХХ века, в настоящее время приобретает огромную популярность во всем мире. Опираясь на ценностное отношение к ребёнку, на знания о факторах его естественного природного развития, Мария Монтессори увидела в каждом ребёнке то, что позволяет ему самому всесторонне, свободно, творчески развиваться, независимо от пола, расы или уровня психического и физического развития.

Как врач, М. Монтессори начала разработку технологии после многолетнего изучения физиологических и психологических особенностей детей, отстающих в развитии. Затем метод «научной педагогики» был перенесён на воспитание и обучение детей группы «норма». Основная идея М. Монтессори заключается в том, что источником развития является природный потенциал ребёнка, который можно сравнить с «геном клетки, обладающим способностью создавать из тканей точные и сложные органы» [1]. Наиболее полно внутренний потенциал может раскрыться в процессе свободной самостоятельной деятельности в созданной педагогом предметно-пространственной среде. Созданная среда служит «строительным материалом» развития и обучения детей, что позволяет каждому ребёнку двигаться в своём индивидуальном темпе. В задачу воспитателя входит подготовка среды (положительной, разнообразной), учёт сензитивных периодов в развитии ребёнка, зоны его ближайшего развития, предоставление в его распоряжение средств саморазвития и обучение обращению с ними, тактичная помощь, содействие, поддержка.

Таким образом, педагог внешне пассивен (он, в основном, наблюдает), а внутренне активен. Если в традиционной педагогике поддерживается девиз: «Говорите чаще с ребёнком», то Монтессори – образование строится, в основном, на невербальных способах обучения и воспитания (презентация материала ребёнку даётся чётко, объективно, кратко). Познание происходит через самостоятельную деятельность, через опыт, «проживание» и взаимодействие с другими детьми и педагогом. В результате ребёнок учится использовать язык не для споров, окриков, а для общения, учения, планирования и самопознания.

В процессе обучения детей на этапе дошкольного образования существенную помощь может оказать Монтессори-материалы для развития чувств, представляющие собой «материализованные абстракции». В создании и использовании дидактического материала М. Монтессори выделила следующие принципы: значимость материала для ребенка; изоляция трудности; контроль ошибок; постепенное усложнение материала по дизайну и использованию; возможность косвенной подготовки к дальнейшему обучению; последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций [2].

Именно эти материалы, по мнению Монтессори «базовые математические материалы», открывают ребенку путь к математическому познанию мира. К ним можно отнести розовую башню, коричневую лестницу, красные штанги, блоки с цилиндрами-вкладышами, «золотой материал» и т.д., которые опосредованно подготавливают ребенка к усвоению математических знаний. С их помощью ребенок сравнивает, упорядочивает, измеряет, ритмизирует и т. д., отражая это в речь, что в дальнейшем способствует развитию математической речи.

Ребенок довольно рано может овладеть математическими знаниями, и математика станет для него такой же близкой и естественной как речь. Математические материалы тесно связаны с материалами для развития чувств. Например, в математических материалах имеются сине-красные штанги той же формы и размера, что и красные штанги в материалах для развития чувств. Ребенок получает представление о числе и переходит к счету, у него возникает понятие о структуре десятичной системы, он постигает суть основных математических операций («Золотой материал» из бусин). Математические Монтессори-материалы развивают сенсомоторные потребности ребенка. Педагог сначала знакомит ребенка с ним, потом тщательного разъясняет, как обращаться с математическим материалом, затем ребенок переходит к многочисленным упражнениям на повторение основных действий. Полученные математические представления закрепляются дошкольниками в самостоятельной деятельности в созданной развивающей предметно-пространственной среде.

Монтессори-материалы составлены так, чтобы была ясно видна связь арифметики и геометрии. Например, материал из блестящих бусин помогает ребенку не только сформировать понятие о числах и операциях с ними, но и ясно представить одну бусину как точку, десяток - как прямую, сотню - как квадрат десяти, тысячу - как куб десяти. Плоские геометрические фигуры-вкладыши, геометрические тела и конструктивные треугольники, которые применяются в материалах для развития чувств, опосредованно знакомят ребенка с геометрией.

На материале М. Монтессори идет знакомство детей с четырьмя арифметическими действиями: сложение, вычитание, умножение и деление, что позволяет его использовать на следующем этапе в начальной школе.

М.Г. Сорокова отмечает, что матема­тические Монтессори-материалы благодаря их конкретности и наглядности могут быть применены в «традиционных» отечественных детских садах и начальных школах. Их можно использовать как дидактический раздаточный материал [3].

Обязательным в Монтессори - группе является «Математическая зона», куда входит материал для знакомства с количествами и символами от 0 до 9, изучение состава и свойств; чисел первого десятка - числовые штанги, шершавые цифры, «веретена», цифры. Здесь обучение математике проходит максимально естественно: малыш просто-напросто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые дидактические материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения, деления, освоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.

При работе с классическим материалом «Веретена», целью которого - познакомить с множеством чисел от 0-9, разбитое на единицы. Выучить последовательность цифр 1-9. Узнать понятие – 0. Мы предлагали ребёнку вместо «Веретен» класть в ящичек другие однотипные предметы, например, бусины, пуговицы, желуди, шишки, каштаны. Природный материал можно использовать во время прогулки, при проведении подвижных игр «Найди свой домик». Вариант игры может быть такой: детям раздаются карточки с цифрами, на земле обозначены номера «домов» определенным количеством предметов. Детям предлагается в соответствии с цифрой найти свой «домик». Или наоборот: детям раздаётся разное количество предметов, а «дома» обозначены цифрами, по сигналу воспитателя дети ищут свой «домик».

Данную игру можно проводить в групповом помещении или во время прогулки. Детям раздаются карточки (сложенные вдвое), на внутренней стороне которых написаны числа от 0 до 9. В коробочке однотипные предметы. В игре участвуют несколько детей. Каждый берет карточку, читает число, не показывая его другим, запоминает и приносит соответствующее количество предметов. Далее дети открывают свои карточки, показывают числа на них и проверяют, правильно ли они выполнили задание. Контроль ошибок выполняют играющие дети. Особенно интересна детям карточка с 0.

Таким образом, закрепляется знакомство с множеством чисел до 10 на зрительном, тактильном чувстве, через мелкую моторику руки.

Дидактическая игра «Точечки» используется с целью развития математического мышления у детей, закрепления счета в пределах 10 и нумерации. В игре имеются карточки (44 цветных квадратов 60х60), с изображенными на них точками и цифрами. На красных квадратах точки располагаются линейно, на желтых – по треугольнику, на зеленых – по окружности и в центре. Всё хранится в коробке с перегородками. Детям предлагается высыпать все квадраты на стол и навести порядок. Перевернуть квадраты лицевой стороной и разложить по цветам в четыре стопки. Затем разложить в четыре ряда, найти квадраты без точек, положить их первыми слева, затем квадраты с одной точкой и т.д. Когда дети освоят счет до 10, задание усложняется: ребенку предлагается показать квадрат с 5 (7, 9) точками или какие квадраты нужно сложить вместе, чтобы получилось 6 (8, 10) точек.

Детям предлагается и такой вариант: на квадраты, в соответствии с количеством точек, разложить бусины, пуговицы или желуди.

Другой вариант игры: ребенку предлагается использовать прищепки из упражнений по уходу за предметами окружающей среды. Ребенок по краю квадрата прикрепляет прищепки в соответствии с количеством точек. Таким образом, закрепляется счет, развивается зрительная, тактильное чувство, через тренировку пальцев и запястья.

В процессе ознакомления с математическими понятиями «точка», «отрезок», «вершина», моделирование плоских геометрических фигур детям предлагается игра «Фигуры из гвоздиков». В ней используется пенопластовая доска, выпуклые кнопки, цветные резинки и карточки, а также цветным карандашом начерченные геометрические фигуры: прямоугольник, трапеция, параллелограмм, ромб, пятиугольник, шестиугольник.

Детям предлагается выбрать карточку с геометрической фигурой, посчитать, сколько у фигуры вершин и наколоть соответствующее число кнопок на дощечку. Затем дошкольник натягивает на кнопки резинку таким образом, чтобы получилось очертание геометрической фигуры, нарисованной на карточке.

В игре «Геометрический комод» детям предлагается на ощупь определить и найти фигуру с соответствующим числом вершин. Для усложнения задания детям предлагается материал для развития стереогностического чувства «Геометрические тела». Ребенку предлагается задание: на ощупь найти геометрическое тело, с соответствующим числом вершин на фигуре, которую смоделировал ребенок на дощечке. Для связи с реальной жизнью ребенку предлагается отыскать в окружающей среде предметы такой же формы. Игра усложняется, если детям предлагается обвести простым карандашом геометрическую фигуру на листе бумаги и вырезать ее, сделать штриховку, фломастером обозначить вершины. Работа с этим материалом дает возможность проживания математических понятий, как «точка», «отрезок», «вершина» ребенком на зрительном, тактильном чувстве, через мелкую моторику руки.

Математические знания закрепляются и обобщаются на других занятиях, органически включаясь в деятельность детей. Например, развивать умение ориентироваться в пространстве лучше на физкультурных, музыкальных занятиях, во время подвижных игр на прогулке; упражнять в различении и названии геометрических форм - в работе с конструктором, на занятиях по изодеятельности, аппликации, лепки.

Одно из наиболее распространенных форм работы с детьми в Монтессори-группе, в том числе и других группах, «Общение во время совместной деятельности». Познакомив индивидуально нескольких детей с материалом, например с розовой башней, воспитатель предлагает организовать групповую игру, в которой дети строят различные комбинации из кубиков башни. Широкие возможности общения в ходе совместной работы дает математика: арифметические действия с золотым материалом гораздо интереснее, если их выполняют втроем или вчетвером. Если один ребенок что-то не понимает, другие дети могут ему объяснить.

Таким образом, применение материалов М. Монтессори в процессе воспитания и обучения любого ребёнка содержит в себе развивающий эффект, который заключается в формировании навыков произвольной деятельности, самообслуживания, развитии самостоятельности, адекватной самооценки, самоконтроля, умения грамотно выражать своё мнение и ориентироваться в изменяющихся условиях современного мира, также способствует развитию математических представлений у дошкольников.

Литература

  1. Ландсберг Р. Распространение идей Монтессори за границей и в России // Вестник просвещения. - 1923. - № 10. - C.212-218.

  2. Монтессори-материал. Школа для малышей. - М.: Изд-во Мастер, 1992.

  3. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Просмотров работы: 1070