БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ РЕГИОНА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ РЕГИОНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Любое государство представляет собой сложную структуру взаимосвязанных систем и механизмов, направленных на организацию деятельности в обществе этого государства. Страны с социально ориентированной рыночной экономикой вступили на путь экономического роста, обеспечивается расширением инвестиций в человеческий капитал. Важнейшей формой богатства общества является человеческий капитал, рост качества которого является основой развития этого общества.

Насущной проблемой, требующей поэтапного решения, является увеличение диспропорций социально-экономического развития регионов, низкая конкурентоспособность и инвестиционно – инновационная активность.

Нерешенность этой проблемы существенно усложняет реализацию единой политики в сфере социально-экономических преобразований, увеличивает угрозу возникновения региональных кризисов, дезинтеграции национальной экономики; препятствует формированию общегосударственного рынка товаров и услуг; способствует снижению конкурентоспособности национальной экономики и ее интеграции в мировое хозяйство в условиях глобализации.

Регион является относительно обособленной, однако открытой воспроизведенной социально-экономической системой. Целью функционирования региональной экономики является обеспечение достойного уровня жизни населения соответствующего региона с учетом местной специфики на основе действующей государственной политики.

Теория человеческого капитала может быть положена в основу новой концептуальной модели развития региона, адекватной экономике трансформационного характера и социально-рыночной экономике. Условия формирования человеческого капитала связаны преимущественно с социально-экономическим развитием региона. Вместе с тем, накопление и развитие совокупного человеческого капитала региона и рост отдачи от него определяет развитие самого региона, возможности его экономического роста и достижения благосостояния населения.

Человеческий капитал включает высококвалифицированных, физически здоровых работников, имеющих достаточные знания для того, чтобы использовать сложное оборудование и современные технологии, способных собирать и анализировать большой массив информации, а также работников, получающих удовольствие от своего труда, материально заинтересованных в ее конечных результатах. Но наличие человеческого капитала - это только потенциальная конкурентное преимущество, которое становится реальной в процессе инноваций, то есть создание принципиально новых технологий, высокотехнологичных продуктов, новых форм организации производства и реализации этих продуктов. Исследователи этих процессов считают, что именно здесь, в звене, которая опосредует "связь прикладной, то есть фундаментальной науки и производства, находится слабое место российской экономики

Термины «Информационная экономика», «экономика знаний», которые появились в 70-е годы ХХ в., Сегодня символизируют осложнения всех сфер хозяйственной жизни и внедрения коммуникационных технологий. Знание и другие нематериальные ценности становятся решающим фактором эффективной работы предприятий каждого региона, их конкурентоспособности.

Инвестиции в человеческий капитал окупаются значительно быстрее, чем в основной капитал. Это долгосрочные затраты на развитие образования (школьного, высшего и среднего специального), охраны, здоровья, науки и социальной сферы, и особенно это касается регионов, которые относят к депрессивным. В условиях, когда наука превратилась в непосредственную производительную силу общества, инвестиции в человеческий капитал - это, прежде всего, вложения в повышение международной конкурентоспособности страны и ускорение роста ее экономики. Недостаточные затраты в эту сферу ведет к негативным последствиям, которые в конечном счете приводят к ухудшению социально - экономического состояния таких регионов.

В результате исследования получены интересные результаты: объем накопленного в России человеческого капитала на современном этапе составляет около 2000 млрд. руб., Что почти на 60% превышает стоимость основных фондов; ежегодные инвестиции в развитие общества и формирование человеческого капитала составляют 13-14% ВВП, что значительно ниже уровня развитых стран; образовательный потенциал населения и занятых более чем на 50% обеспечивает экономический рост, однако недостаточно используется для инновационного развития .

Человеческий капитал региона формируется и используется под влиянием множества факторов. Для эффективного управления этим процессом большое значение имеет научная классификация этих факторов по различным признакам:

  • по фазам воспроизводства - факторы формирования и факторы использования человеческого капитала региона;

  • по характеру воздействия в процессе воспроизводства - интенсивные, увеличивающие человеческий капитал путем мобилизации внутренних резервов системы, то есть качественных параметров, и экстенсивные, увеличивающие человеческий капитал за счет увеличения количественных параметров; по уровню воздействия - макро-, мезо-, микроэкономические и личностные;

  • по характеру воздействия - прямые и косвенные;

  • по результатам воздействия - положительные и отрицательные.

Формирование и реализация человеческого капитала региона происходит в пределах демографической, социальной, экономической и природной систем соответствующей территории, все факторы, которые влияют на человеческий капитал, по содержанию группируют также в соответствии с этими систем: демографические, социально демографические, социальные, экономические, организационно-экономические, экологические.

К наиболее существенным демографическим факторам формирования, использования и развития человеческого капитала на мезоуровне относятся: численность населения региона, распределение населения по возрасту, темпы естественного прироста населения, средняя продолжительность жизни и миграция населения региона. Последний фактор следует рассматривать в связи с достаточно высокими показателями выезда трудоспособного населения в другие страны, неизбежно отразится на пропорции производительных сил. Кроме этих показателей к данной группе ученые относят состояние брачно-семейных отношений.

Отдельной группой факторов формирования, использования и развития человеческого капитала региона, следует выделять уровень жизни населения. В группу показателей, оценивающих уровень жизни населения относятся:

доходы и расходы работников, социальные льготы и их обеспечения, сбережения и вложения граждан в коммерческих банках, шкала среднемесячной заработной платы по видам экономической деятельности, разницу между высокой и самой маленькой оплатой труда, минимальный и средний размер трудовой пенсии, экономическая структура общества в регионе, зависимость спроса населения от доходов и показатель - удельный вес населения, имеющего признаки среднего класса для более широкого наглядного представления расслоение общества по уровню доходов.

Занятость населения также выступает одним из основных факторов анализа человеческого капитала региона. В данной группе оценивают: численность и возрастная структура экономически активного населения; динамику количества предприятий и организаций по отраслям экономики, количеством рабочих мест, средней зарплате; развитие малого бизнеса (количество малых предприятий по отраслям экономики, количеством рабочих мест, средней оплатой труда); уровень занятости различных возрастных групп по видам экономической деятельности; спрос на рабочую силу в зависимости от квалификации и уровень занятости молодежи.

В группу образовательных факторов относят: уровень охвата дошкольным, средним и высшим образованием; наполненность учебных заведений; обеспеченность учебными средствами, в частности, количество учебников, компьютеров и другого современного оборудования в расчете на одного студента; количество трудоспособного населения, проходит переквалификацию, последипломное стажировки, повышения квалификации, владение английским языком и компьютером финансирования учебных заведений, средняя заработная плата учителей и преподавателей высшей школы научная способность высшего образования России.

Достаточно редко можно увидеть в исследованиях отечественных ученых в ряде факторов формирования и развития человеческого капитала жилищные условия. Показатели этой группы должны отражать: обеспеченность населения жильем; квартирные очереди; инвестиции в жилищное строительство региона; жилищное кредитование; введение в эксплуатацию жилых домов; благоустройство жилья и населенных пунктов региона.

Демографические и социально-демографические факторы имеют экстенсивный характер воздействия на человеческий капитал и оказываются на мезоэкономических уровне. Факторы этой группы имеют преимущественно интенсивный характер, увеличивая качественную составляющую человеческого капитала региона, оказываются на мезо, микроэкономическом и индивидуальном уровнях, влияют на фазы формирования и использования человеческого капитала.

В группу организационных факторов формирования и использования человеческого капитала относятся: организационный механизм функционирования экономики региона, в частности кредитно-финансовый механизм, налоговая система, система стимулирования труда, размещения производительных сил по территории, уровень специализации, концентрации и кооперации производства, уровень развития внешнеэкономических связей региона и др.

Отдельно следует выделить экологические факторы формирования и использования человеческого капитала, к которым относятся: общее экологическое состояние территории региона, качество питьевой воды и продуктов питания, природно-климатические условия, санитарно-гигиенические условия труда и тому подобное. Экономические, организационные и экологические факторы прямо и косвенно влияют на формирование и использование человеческого капитала, имеют интенсивный и экстенсивный влияния на его величину и эффективность использования. Кроме вышеперечисленных групп факторов, следует выделить еще и показатели культуры и отдыха.

Все перечисленные факторы вместе с большей или меньшей интенсивностью влияют на формирование и использование человеческого капитала. Среди самых влиятельных факторов, определяющих величину человеческого капитала региона, приоритетным является уровень общего и профессионального образования. Этот вывод разделяет большинство ученых-экономистов. Приоритет образования в формировании человеческого капитала позволяет ученым-экономистам использовать этот показатель в качестве базового при разработке методики экономической оценки инвестиций в человеческий капитал, но автор не разделяет мнение ученых, все факторы формирования и использования человеческого капитала составляют его единое целое.

Таким образом, демографические, экономические, экологические, факторы здоровья и жизненные условия связаны с проблемой развития региона, ведь именно региональная политика непосредственно влияет на формирование совокупного человеческого капитала данного региона.

Идеология социальной ответственности бизнеса создает новое представление о конкуренции. Хорошая репутация компании сегодня зависит не только от ее коммерческих успехов. Высокое качество товаров считается нормой, оценка же базируется на сравнении активности участия компании в решении актуальных проблем общества.

Список литературы

1. Райзберг Б.А. Курс экономики: учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – 5-е изд., переаб. и доп. – М.: ИНФРА-М. 2014.

2. Слагода В.Г. Экономика. — М.: Форум. — 2013. — 224 с.

3. Экономика для бакалавров: учебное пособие / Под ред. Л.С. Гребнева. – М.: Логос. – 2013. – 240с.

4. Экономика: учебник для бакалавров / П.Д. Шимко. – 3-еизд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт. — 2013.

5. Экономика: учебное пособие / С.Л. Ермаков, С.В. Устинов, Ю.Н. Юденков. – М.: КноРус. 2013. – 272с.

Просмотров работы: 651