Диалогические виды:
деловой разговор (кратковременный контакт, чаще всего, на одну тему);
деловая беседа (продолжительный обмен сведениями, далее сопровождающийся принятием решений);
переговоры;
интервью (разговор с журналистом, предназначенный для печатных статей, радио, телевидения);
дискуссия;
совещание (собрание);
пресс - конференция.
Монологические виды:
приветственная речь;
торговая речь (реклама);
информационная речь;
доклад (на заседании, собрании).
Деловое общение – это форма коммуникационного взаимодействия, соответствующая принципам делового этикета, направленная на взаимодействие с субъектами или группой субъектов для выполнения взаимовыгодных результатов.
Навыки успешного делового общения и понимание особенностей личности собеседника, его интересов, являются определяющим фактором в процессе ведения деловых встреч.
Участники делового общения следуют официальному стилю общения и ориентируются на решение и достижение поставленных задач. Этика делового общения доменирует не только в деловых переговорах, но и в повседневной жизни – тем самым позволяет эффективно взаимодействовать с окружающими.
Процесс делового общения ─ это конкретная целесообразная деятельность: разговор с определенным собеседником, обсуждение конкретных вопросов группой людей и т. д.
Деловое общение всегда проходит в несколько этапов, которые непосредственно следую друг за другом. Этапы делового общения:
установлении контакта;
ориентация в ситуации (люди, обстоятельства);
обсуждение вопроса, проблемы;
принятие решения;
выход из контакта.
Особенности делового общения:
собеседник в процессе диалога выступает как значимая личность;
заинтересованность людей, в процессе делового взаимодействия, характеризует хорошее взаимопонимание в поставленных задачах;
первостепенная задача делового общения — продуктивное и эффективное сотрудничество.
Общение ─ это высшая форма психической деятельности и свойственно всем разумным существам на земле, но лишь у человека оно достигает самых совершенных мыслительных процессов - является опосредованным и осознанным, приобретая знаковую систему кодирования образов, становится речью.
Нет такого периода в жизни человека, даже самого непродолжительного, при котором он не находился бы вне процесса взаимодействия с людьми. Процесс делового общения чаще всего является важным фактором в какой-либо совместной деятельности людей и служит методом улучшения качества и результата их взаимодействия. Содержанием взаимодействия является то, чем люди заняты, что является для них общей задачей, а не личные проблемы, которые касаются их внутреннего мира.
Виды делового общения:
прямое (прямой контакт с глазу на глаз, либо телефонный разговор);
косвенное (присутсвие в процессе взаимодействия какой – либо временной задержки; примерами такого вида делового общения могут быть: электронные письма, коммерческие предложения, деловые записки).
Прямое деловое общение обладает большей эффективностью, силой психологического внушения и воздействия, а косвенное в отличии от прямого, к сожалению, не обладает столь большим потенциалом, в нем действуют скорее формальные факторы, нежели чем личностное участие. Наиболее применяемым видом прямого делового общения является деловая беседа. Под деловой беседой понимают межличностный вербальный диалог нескольких участников с целью разрешения поставленных деловых задач или налаживания деловых отношений.
Главное отличие делового общения от неформального, состоит в том, что в процессе делового общения установлены конкретные цели и задачи, которые требуют определенного результата, что не позволяет нам пренебречь процессом взаимодействия с собеседником или несколькими участниками в любой момент.
Все участники сферы бизнеса по сей день не могут избежать процесса делового взаимодействия, будь это собственный персонал фирмы, партнеры по бизнесу, представители власти, сотрудники судебных или правовых служб, и все это требует приобретённых навыков и знаний в области психологии делового общения.
Одним из ключевых составляющих успеха делового человека, является качества и навыки, позволяющие адекватно и правильно вести себя во время беседы. Необходимым навыком для человека, который хочет добиться успеха в деловой и личной сфере, является умение продуктивно осуществить этот процесс делового общения.
Список литературы
Деловое общение: учебное пособие / Скаженик Е.Н.Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
Деловые коммуникации: учебник / Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. — М. : КноРус, 2016. — 300 с. — (Бакалавриат)
Аткинсон В. В. Сила мысли в деловой и повседневной жизни. Пер. с англ. Орел, 2002. — 267 с.
Управление персоналом организации: Учебник / Под ред А.Я.Кибанова - М: ИНФРА - М, 1997 – 512с
Балашов А.П. Основы менеджмента: учеб. пособие М.: Вузовский учебник, 2009. С. 106.