РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Система государственных статистических информационных ресурсов способствует совершенствованию экономического управления, обеспечивает возможность оперативного доступа к информационным базам данных, необходимым для анализа и прогнозирования развития рыночной экономики. Особая значимость информационных ресурсов подтверждается Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, содержащей следующие основные требования по обеспечению национальных интересов: обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина свободно искать, получать информацию любым законным способом; совершенствование системы формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала РФ; развитие отечественной индустрии информационных услуг и повышение эффективности использования государственных информационных ресурсов.

Информация – это единственный вид ресурсов, который не только не истощается, но и увеличивается, качественно совершенствуется и вместе с тем содействует наиболее рациональному и эффективному использованию всех остальных ресурсов, их сбережению, а в ряде случаев расширению и созданию новых.

Проблемы управления информационными ресурсами уже давно находятся в центре внимания российских политиков. Еще в 1999 г. были разработаны Концепция управления государственными информационными ресурсами и Концепция государственного регулирования негосударственных информационных ресурсов России. Дополнительный импульс решению этих проблем был придан реализацией мероприятий федеральной целевой программы «Электронная Россия» (2002 – 2010 гг.), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г . № 65.

Широкое отражение вопросы управления информационными ресурсами получили в Концепции использования информационных технологий в федеральных органах исполнительной власти до 2010 г., одобренной Распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2004 г . № 1244-р.

Несмотря на широкое использование понятия «информационный ресурс», отсутствует его общепринятое определение. Информационные ресурсы – это:

- «интегральное понятие, включающее в себя полную совокупность сведений, формируемых в процессе жизнедеятельности в целом» ;

- «вся накопленная информация об окружающей нас действительности, которая зафиксирована на материальных носителях или в любой другой форме, обеспечивающей передачу информации во времени и пространстве между различными потребителями для решения любых задач (научных, производственных, управленческих и других)»;

- в экономике – «интегральное понятие, включающее совокупность сведений,

формирующихся в процессе жизнедеятельности хозяйственных субъектов, о социально-экономических процессах в производственной и непроизводственной сферах».

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные информационные ресурсы определяет как информацию, содержащуюся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы (ст. 14, ч. 9). Информационной системой закон называет совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (ст. 2) и разделяет их на государственные, муниципальные и иные информационные системы (ст. 13, ч. 1).

Процессы накопления информации и превращение их в информационный ресурс общества становятся важнейшим фактором социально-экономического развития страны. В настоящее время очевидна необходимость создания информационных аналитических ресурсов, позволяющих вскрывать причинно-следственные связи явлений и прогнозировать ситуации, вырабатывать различные варианты решений, оценивать их и контролировать исполнение.

Формирование информационных ресурсов России, различающихся между собой по объемам, способам организации и представления информации, осуществляется различными субъектами для обеспечения своей деятельности – органами управления всех уровней, различными хозяйствующими субъектами, общественными организациями, частными лицами. Основным объектом государственной информационной политики и общественного интереса являются информационные ресурсы, предназначенные для обслуживания «внешних» пользователей (тех, что не связаны непосредственно с их формированием), а также информационные ресурсы, используемые для решения задач государственного управления. В Национальном докладе «Информационные ресурсы России» в структуре информационных ресурсов страны выделяются четыре основные государственные информационные системы России, имеющие межведомственный универсальный характер. Это библиотечная сеть России, Архивный фонд Российской Федерации, Государственная система статистики и Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ).

Система государственной статистики в Российской Федерации, как и во всем мире, представляет собой важнейшее межотраслевое звено в системе управления экономикой страны. Она призвана решать задачи, обеспечивающие изучение массовых явлений, что позволяет выявлять их сложные взаимосвязи и взаимодействия, давать научно обоснованную оценку функционирования и развития экономики.

В современных условиях основная задача государственной статистики состоит в обеспечении потребностей органов государственной власти и управления в статистических данных о социальных, экономических, демографических экологических и других общественных явлениях. Исходя их этого разработана технология сбора, обработки, хранения первичной информации и формируемых на ее основе сводных (агрегированных) результатов: периодичность сбора статистической отчетности, методы сбора информации (сплошное или выборочное наблюдение), место хранения первичной информации (территориальные органы статистики, вычислительный центр или сервер Росстата).

Статистические информационные ресурсы страны включают в себя разнообразную информацию о деятельности хозяйствующих субъектов, жизни населения, имеющихся и используемых природных ресурсах, финансах и т. д. Эта информация сосредоточена в информационных фондах Росстата и организаций, входящих в его структуру, информационных хранилищах органов власти и управления на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации, местных администраций, отдельных предприятий, библиотек, учебных и научно-исследовательских организаций. К общим статистическим ресурсам относятся также методологические, нормативные и учебные материалы в данной области; а также информация из зарубежных источников, получаемая на основе обмена с национальными и международными органами статистики и другими организациями.

Система государственных статистических информационных ресурсов включает: информационные ресурсы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстата); статистические информационные ресурсы других федеральных органов власти и управления (Минфина России; ФНС России, Роструда, Минздравсоцразвития России, МВД России, Банка России и других министерств и ведомств). В свою очередь, информационные ресурсы системы Росстата объединяют: информационные ресурсы центрального аппарата Росстата; информационные ресурсы Главного межрегионального вычислительного центра Росстата (ГМЦ Росстата); информационные ресурсы территориальных органов Росстата.

Единое информационно-статистическое органов государственной статистики формируется на основе статистических данных, полученных от объектов наблюдения, и охватывает официальную информацию, сформированную органами государственной статистики; информацию, получаемую при осуществлении ведомственных государственных наблюдений, проводимых федеральными органами государственной власти; и информацию региональных государственных статистических наблюдений.

В настоящее время решение стратегической задачи создания системы информационно-статистического обеспечения органов государственной власти требует формирования единого государственного интегрированного информационно-статистического ресурса и оперативного доступа к этому ресурсу всех потребителей статистической информации. Под единым государственным интегрированным информационно-статистическим ресурсом понимается информация, собранная по линии Росстата, федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти, других органов власти и управления, финансовых и других организаций, формирующих статистическую отчетность для информационно-статистического обеспечения Президента и Правительства РФ, а также других пользователей.

В процессе создания единого государственного интегрированного информационно-статистического ресурса определяющее значение имеет организация межведомственного обмена данными оперативных статистических наблюдений на основе типовой технологии и стандартов хранения информации.

В связи с этим важной задачей является интеграция информационных ресурсов Росстата с ресурсами других министерств и ведомств, обеспечивающих сбор и накопление ведомственной статистики. В 2007 г. начата отработка технологии интеграции федеральных органов исполнительной власти в единую межведомственную информационно-статистическую систему. Созданы компоненты информационно-вычислительной архитектуры единой межведомственной информационно-статистической системы, реализующей автоматизированное взаимодействие ведомственных сегментов данной системы с учетом создания федерального центра управления межведомственным обменом и доступом к данным государственных информационных систем. Анализ накопленного системой государственной статистики РФ большого объема статистической информации о социально-экономическом развитии общества позволяет выявлять явные и скрытые тенденции этого процесса, вырабатывать его стратегию, находить оптимальные решения. Статистическая информация, объективно отражая состояние и закономерности социально-экономических явлений и процессов, является одной из важнейших составляющих информационного ресурса государства. На основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 14, ч. 2) создаются и эксплуатируются государственные информационные системы.

Статистическая информация является необходимым информационным ресурсом для процесса принятия решений, представляет собой один из основных элементов экономического и социального управления, связывает между собой органы власти и гражданское общество. «Если назначение информационной системы состоит в предоставлении руководителям информации, обеспечивающей принятие обоснованных и эффективных решений, то информационные ресурсы предоставляют данные, которые обрабатываются технологическими процедурами и преобразуются в информацию для подготовки и принятия управленческих решений».

Как отмечает О. Иншаков, «особое значение приобретает управление информационными ресурсами как способ обеспечения эффективной деятельности региона, для которого информация и знания трактуются как важнейший и редкий ресурс, запас или резерв, как элемент его экономического потенциала». В процессе освоения информационных ресурсов хозяйственными субъектами О. Иншаков выделяет две стадии. Первая стадия «...предполагает их поиск, извлечение из внешней среды и привлечение во внутреннюю среду субъекта хозяйствования, выбор средств, технологий и носителей присвоения доступных ресурсов, структурную и функциональную переработку информации, ее дифференцированную транспортировку и хранение, подготовку инструментов и определение форм их целевого и интегрального использования». На второй стадии информационные ресурсы реализуются в «...выполнении конкретных хозяйственных функций, материализуясь в соответствующих документах (планах, отчетах, проектах, протоколах, приказах, контрактах, расчетах, балансах, сметах, ведомостях и т . п.), продуктах и их информационных атрибутах, действиях (решения, организационные и социальные акции, структурные сдвиги, поощрения, санкции, совещания, кадровые перестановки, соглашения, слияния, инвестиции и т . п.)».

Круг пользователей статистической информации весьма обширный, как и разнообразие их информационных запросов. Как утверждал Н. Винер, «действенно жить – это значит жить, располагая правильной информацией».

При предоставлении статистической информации пользователям Росстатом соблюдается один из основополагающих принципов официального статистического учета и системы государственной статистики, закрепленных в Федеральном законе от 29 ноября 2007 г . № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (ст. 4,п. 1), – полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами).

Основные результаты деятельности Росстата базируются на ежегодном сборе и обработке более 12 млрд. статистических показателей. Для этих целей готовится и доводится до отчитывающихся хозяйствующих субъектов порядка 100 млн. листов статистического инструментария, включающего более 250 форм федерального государственного статистического наблюдения и порядков их заполнения. Итогом работы является ежегодно создаваемый государственный статистический информационный ресурс, который используется для выпуска публикаций и организации доступа пользователей.

Потребности пользователей в получении статистической информации о социально-экономическом развитии регионов, отражающей состояние и качество проводимой экономической и социальной политики, эффективность достижения ее целей, постоянно возрастают.

Органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления для осуществления их полномочий требуется все более разнообразная и детализированная экономико-статистическая информация. Вряд ли наступит такой момент, когда статистической информации станет достаточно, поскольку самые исчерпывающие ответы в ней тут же порождают новые вопросы. В связи с этим Росстат ведет постоянную работу по расширению перечня разрабатываемых статистических показателей, используемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления для анализа социально-экономического развития регионов и муниципальных образований. Так, в 2006–2007 гг. Росстатом в этом направлении осуществлено следующее:

- в целях повышения эффективности бюджетного планирования и межбюджетных отношений налажена работа по представлению в Минфин России необходимых данных по субъектам РФ в длительной динамике по согласованному перечню показателей;

- для разработки прогнозов социально-экономического развития субъектов РФ организована работа по представлению территориальными органами статистики органам государственной власти субъектов РФ данных в соответствии с согласованным с Минэкономразвития России перечнем статистических показателей;

- выполнены дополнительные работы по и представлению официальной статистической информации по ряду актуальных вопросов в разрезе субъектов РФ (проведение с 2006 г. ежегодного сплошного учета объема розничной продажи алкогольной продукции, организация с января 2007 г. еженедельного панельного наблюдения за продажей и ценами на потребительские товары на розничных рынках ряда регионов России и др.);

- в соответствии с указом Президента РФ от 28 июня 2007 г . № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» организована работа по обеспечению органов государственной власти субъектов РФ данными по утвержденному перечню показателей эффективности деятельности;

- организована работа по обеспечению представления в Минрегион России и органам государственной власти субъектов РФ данных в соответствии с Унифицированной системой показателей, характеризующей место субъекта Российской Федерации в социально-экономическом развитии Российской Федерации, согласованной Председателем Правительства РФ 15 марта 2006 г., № МФ-П11-1013;

- сформирована база данных по показателям, характеризующим ход реализации

приоритетных национальных проектов в субъектах РФ;

- сформирован перечень показателей, и в настоящее время завершается работа по формированию базы данных статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, к которой будет обеспечен свободный доступ органам государственной власти и местного самоуправления. Комплекс организационно-методологических мероприятий осуществляется Росстатом в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г . № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Для удовлетворения информационных потребностей пользователей территориальными органами статистики реализуются такие направления, как:

- максимальное использование возможностей федерального статистического ресурса – формирование дополнительных информационных массивов по городам и районам (применяется практически повсеместно);

- расширение круга наблюдаемых хозяйствующих субъектов – обследования малых предприятий, индивидуальных предпринимателей;

- организация региональных статистических наблюдений, отражающих специфику регионов и позволяющих отслеживать выполнение региональных целевых программ.

Таким образом, деятельность Федеральной службы государственной статистики по формированию информационных ресурсов строится с учетом новых возможностей, которые открывают современные технологии, исходя из необходимости постоянного укрепления своего места в информационном сообществе и соблюдения требований по информационной безопасности.

Список литературы

1. Веревченко А. П. Информационные ресурсы для принятия решений / А. П. Веревченко, В. А. Горчаков, И. В. Иванов, О. В. Голодова. – М. : Акад. проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2002. – 560 с.

2. Винер Н. Кибернетика и общество/ Н. Винер. – М. : Изд-во иностр. лит ., 1958. – 200 с.

3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.rg.ru/oficial/doc/min_and_vedom/mim_bezop/doctr.shtm.

4. Елисеева И. И. Какую статистику хотелось бы иметь / И. И. Елисеева // Статистика в диалоге об- и власти : материалы Междунар.науч.практ .

конф. (Санкт-Петербург, 27–30 янв.2008 г .). –СПб. : Знание, 2008. – С. 21–25.

5. Информационные ресурсы России : нац.докл. / Гос. ком. РФ по связи и информатизации. – М., 1999. – Режим доступа: http://www .nasledie.ru/politvnt/19_35/article.php?art=19.

6. Иншаков О. В. Информационный механизм и мониторинг обеспечения конкурентоспособности, устойчивости и безопасности хозяйственной системы региона / О. В. Иншаков, Л. В. Пономарева // Конкурентоспособность, устойчивость и безопасность региона : материалы науч.практ.конф., Волгоград, 15–16 мая 2001 г . – Волгоград : ГУ «Издатель», 2001. – С. 82–91.

7. Мизинцева М. Ф. О формировании информационных механизмов развития региональных хозяйственных систем / М. Ф. Мизинцева // Экономическая наука современной России. – 2001. – № 2. – С. 125–130.

8. Мироедов А. А. Особенности информационного обеспечения управления экономикой региона / А. А. Мироедов // Вопросы статистики. – 2007. – № 7. – С. 73–77.

9. Немцова Е. С. Роль и значение информационных ресурсов для процесса принятия решений в системе управления предприятиями в условиях конкурентной среды / Е. С. Немцова // Вестник СевКавГТУ . Сер. «Экономика». – 2004. – № 2 (13). – Р ежим доступа: http://science.ncstu.ru/articles/econom/13/41.pdf.

10. Федеральный закон о т 27 июля 2006 г . № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html.

Просмотров работы: 847