В школе XXI века образование все больше должно становиться самообразованием. И тогда хороший педагог – это не искусный формовщик детской личности, а искусный создатель условий, при которых эта личность как можно раньше становится творцом собственного саморазвития.
Что же понимается под термином «качество образования»?
Каждый работающий в сфере образования сразу может сказать, что основные показатели качества образования в том или ином учреждении - это показатели знаний, умений и навыков, результаты поступления выпускников в вузы, итоги предметных олимпиад того или иного уровня. Но только ли эти параметры определяют качество образования?
Под качеством образования сегодня понимается степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
И, наконец, «качество знаний» – это уровень всего объема усвоенной в процессе обучения информации и его соотношении с содержанием стандартного образования и задачами его усвоения. Качество знаний определяется по четырем группам характеристик:
а) полнота, объем, точность, прочность;
б) системность, обобщенность, научность, фундаментальность;
в) оперативность, гибкость, мобильность;
г) действенность, направленность на практические дела.
По этим показателям замеряется качество знаний и определяется уровень их усвоения.
Неудовлетворенность современным образованием – явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению. На новое отношение к качеству образования должно уделяться внимание всех участников образовательного процесса. Одна из главных проблем – отношение отдельных учителей к качеству знаний учащихся. В развивающейся школе показатель качества должен включать: уровень знаний, Повышение качества образования учащихся – одно из важнейших требований, предъявляемых к современной школе.
Успех или неуспех в учении может быть объяснен не самими природными чертами субъекта, а тем, насколько сформированы индивидуальные приемы и способы действий, соответствующие как требования учебного процесса, так и индивидуальным проявлениям типологических свойств учащихся. Немалое значение здесь приобретают особенности организации учебного процесса, степень сформированности индивидуального стиля деятельности ученика, учитывающего его природные и типологические особенности.
Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учащихся. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики.
Учебные достижения учащихся зависят от многих факторов, характеризующих не только образовательную, но и социальную среду. Качественные изменения хотя бы одного из них повлекут за собой рост качества образовательных услуг.
. Нам необходимо найти условие, обеспечивающее достижение поставленных диагностических целей обучения. Одним из таких условий, с помощью которого можно отслеживать качество образования учащихся, является педагогический мониторинг – длительное наблюдение за конкретными объектами, процессами, явлениями педагогической деятельности.
В педагогике – мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития педагогических систем.
Для обеспечения эффективности мониторинга в школе важным становится ряд требований, которым должна удовлетворять обратная информация: полнота, релевантность, адекватность, объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность, структурированность и специфичность для каждого уровня мониторинга.
Все перечисленные требования обычно рассматриваются как основные свойства мониторинга.
Для того, чтобы мониторинг стал реальным фактором управления качеством обучения, он, представляя собой определенную систему деятельности, должен быть организован. Организация мониторинга связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов мониторинга, с учетом особенностей конкретной учебно-педагогической ситуации. Таким образом, мониторинг, являясь основанием для принятия решений о сохранении или пересмотре какого-либо способа действий или поведения, сам становится областью принятия решений.
Мониторинг как диагностирующая и контролирующая система отличается в обучающем процессе от оценки знаний и умений, традиционно существующих во всех системах обучения.
Анализ традиционных методов проверки и оценки знаний показал, что при контроле знаний не устанавливается единых, общепринятых и одинаково понимаемых целей, которых нужно достигнуть в процессе обучения.
В современном мире имеются определенные факторы, которые влияют на качество знаний обучающихся:
уровень индивидуальных особенностей учащихся (интересов, мотивов, склонностей, здоровья);
уровень преподавания;
уровень внеурочной воспитательной работы;
уровень сформированности общих и специальных умений;
состояние учебно-методического обеспечения процесса обучения (качество учебников, учебно-методических комплектов для учителя и учащихся);
состояние сложившейся системы оценивания знаний учащихся
состояние внешнего влияния (семьи, СМИ и т.д.)
Педагогический мониторинг включает в своё влияние конструирование системы контрольных заданий и средств сбора дополнительной информации, организацию объекта контроля и проведение тестовых срезов, сбор данных о выполнении учащимися контрольных заданий, обработку полученных данных, анализ и интерпретацию результатов обработки.
Проблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования всегда была актуальной, поэтому подходить к её решению стоит со всей серьёзностью. В связи с этим в настоящее время ведется серьезная исследовательская и практическая работа по разработке и апробации различных систем педагогического мониторинга, построенные преимущественно неформальных методах контроля знаний и умений обучающихся.
Проанализировав основные параметры педагогического мониторинга, можно сказать, что оно во многих случаях является оптимальной формой педагогического контроля уровня сформированности навыков и умений обучающихся, так как представляет собой быстрый и эффективный метод диагностики и проверки, отвечает принципу доступности и программным требованиям