ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Самойленко В.В. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Контролирование и оценивание является непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее, по сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Как и сотни лет назад педагоги спорят, что должна показывать оценка: должна ли она быть индикатором качества – категорическим определителем успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы (методики) обучения. Противоречивый характер школьной оценки отметил еще Я.А. Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно и взвешенно пользоваться своим правом на оценку. Требование объективности контролирования в сочетании с гуманным отношением педагогов к обучаемым пронизывает все дидактические системы.

При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или урывками и т.д. Все это обуславливает необходимость применения всей совокупности методов проверки оценки знаний.

Рассмотрим свойства рейтинговой системы оценивания: открытость, стимулирование, гибкость. Одним из обязательных свойств системы является открытость – ученики должны знать "правила игры": знать "стоимость" любой деятельности, знать, как можно получить баллы и как их потерять. Для выполнения этого свойства "таблица стоимости", или рейтинговый регламент должны быть доступны ученикам. Можно представить их в виде плаката и повесить в кабинете, можно сделать распечатки таблицы для каждого ученика. "Таблицу стоимости" можно варьировать. Так, например, если учитель считает, что ученикам стоит больше внимания уделять решению задач, баллы за данную деятельность можно увеличить. Центральным принципом рейтинга выступает стимулирование. Необходимо использовать стимулирующую роль дополнительных баллов. Все указанные дополнительные баллы примерные и могут изменяться в зависимости от активности учеников. При по уровневом подходе к оценке знаний одни и те же действия, выполненные на разных уровнях, оцениваются различным числом баллов. Гибкость рейтинговой системы означает, что и учитель, и ученик могут корректировать свою деятельность в любой момент.

Важной проблемой, требующей внимания педагога, является проблема методически грамотного составления рейтинга.

Наличие класса ПЭВМ предоставляет широкие средства и возможности индивидуализации обучения и контроля результатов. Здесь, наравне с общеизвестными методами, учитель встречается с нетрадиционными средствами, с системами, реализуемыми через ЭВМ.

Идея разработки будет представлять собой «каркас» системы оценивания в которой каждый учитель сможет добавлять свои авторские задания.

Преподавателю будет предложено распределить свои задания в соответствии с уровнем сложности:

  1. Репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины (модуля).

  2. Реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей;

  3. Творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения.

Виды оценочных средств по форме предъявления:

Задания репродуктивного уровня:

  • тестовые задания (открытой и закрытой форм);

  • несложные задания по выполнению конкретных действий;

  • простые ситуационные задачи с коротким ответом или простым действием;

  • задания на установление правильной последовательности, взаимосвязанности действий, выяснения влияния различных факторов на результаты выполнения задания;

  • задания на установление последовательности (описать алгоритм выполнения действия);

  • задания на нахождение ошибок в последовательности (определить правильный вариант последовательности действий).

Задания реконструктивного уровня:

  • задания на указание возможного влияния факторов на последствия реализации умения и т. д.;

  • задания на принятие решения в нестандартной ситуации (ситуации выбора, многоальтернативности решений, проблемной ситуации);

  • задания на оценку последствий принятых решений;

  • задания на оценку эффективности выполнения действия;

  • комплексные практические контрольные задания – требуют многоходовых решений как в типичной, так и в нестандартной ситуациях. Задания требуют поэтапного решения и развернутого ответа, в т. ч. задания на индивидуальное или коллективное выполнение проектов, на выполнение практических действий или лабораторных работ. (Применяются для оценки уровня освоения компетенции – "владеть".)

Задания творческого уровня – частично регламентированные задания, имеющие нестандартное решение и позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Могут выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. (Применяются для оценки уровня освоения компетенции – "владеть".)

Таким образом, ученики при помощи глобальной сети интернет, выполняя индивидуальные задания, смогут в режиме реального времени проходить контроль. После выполнения заданий выдается результат на экране ПК ученика. После чего педагог сможет увидеть насколько хорошо обучаемые освоили данную тему. Эту программу планируем реализовать в середине 4 курса, и на производственной практике опробовать данный программный продукт.

Просмотров работы: 433