Это свидетельствует о крайней актуальности проблемы раннего выявления лиц с высоким суицидальном риском. В этой связи является важным провести диагностику показателей, которые охарактеризуют психическое здоровье и склонность риска суицидального поведения [3].
Целью исследования было выявление среди студентов первого курса лиц с высоким риском склонности к суицидальному поведению.
Для достижения поставленной цели было проведено исследование по выявлению риска склонности индивида к суицидальному поведению (методика Горской М.В.) с помощью компьютерной программы [1]. В исследовании приняли участие студенты первого курса института естественных и социально-экономических наук ФГБОУ ВО «НГПУ» (n=62, девушек-52, юношей- 10).
Статистический анализ полученных результатов проводили по средним арифметическим (М) и их ошибкам (±m). Различия показателей оценивали методом вариационной статистики с применением непараметрического критерия для независимых выборок (U- критерий Манна-Уитни) и считали достоверными при p≤0,05. Расчеты производили по общепринятым формулам с использованием стандартных программ пакета Microsoft Office.
В результате сопоставления данных (табл.1) было выявлено, что показатели, характеризующие уровень тревожности, у девушек достоверно выше, чем у юношей. У девушек выявилась также тенденция к более высокой агрессивности, чем у юношей, и достоверно более высокие показатели по шкале ригидности, указывающие на затруднения в изменении определенной деятельности в условиях, которые объективно требуют ее смены. Однако у юношей оказались несколько выше показатели по шкале фрустрации, что характеризует психическое состояние, которое возникает из-за реальных или мнимых препятствий, мешающих достижению цели. По сумме всех показателей оказалось, что уровень склонности к суицидальному поведению у девушек достоверно выше, чем у юношей.
Таблица 1-Показатели выявления склонности студентов первого курса к суицидальному поведению, в баллах (M±m)
Шкалы |
Девушки |
Юноши |
Достоверность различий |
Тревожности |
10,0±0,4 |
6,0±0,4 |
* |
Фрустрации |
10,4±0,5 |
11,1±0,5 |
н/д |
Агрессии |
12,4±0,4 |
10±1,1 |
н/д |
Ригидности |
42,8±1,4 |
34,7±2,9 |
* |
Склонность к суицидальному поведению |
75,6±2,2 |
61,8±4,6 |
* |
Примечание: * - достоверные различия между девушками и юношами (см здесь и далее)
Таблица 2-Распределение студентов первого курса по склонности к суицидальному поведению студентов (%)
Показатель |
Девушки |
Юноши |
|||||
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий |
||
Тревожности |
26,9* |
38,5 |
34,6* |
70 |
30 |
||
Фрустрации |
23,1 |
21,2 |
55,8* |
20 |
80 |
||
Агрессии |
36,5 |
11,5 |
51,9* |
50 |
30 |
20 |
|
Ригидности |
100 |
100 |
|||||
Склонность к суицидальному поведению |
3,9 |
1,9 |
94,2* |
10 |
10 |
80 |
Оценка распределения студентов по уровню проявления психического напряжения и склонности к аддикции (табл.2) показала, что среди девушек достоверно больше лиц, имеющих высокий уровень тревожности и агрессии, тогда как среди юношей преобладали индивиды с высоким уровнем фрустрации. Все обследуемые студенты обеих половых групп имели высокий уровень ригидности. В целом анализ склонности к суицидальному поведению (СКСП) показал, что 94,2% девушек имели высокий СКСП, тогда как среди юношей таких лиц было 80%.
Таким образом, студенты 1 курса в связи со сменой типа деятельности и нередко места жительства, необходимости адаптации в новых социальных условиях, часто нуждаются во внимании со стороны взрослых и близких людей. Требуется проведение контроля психо-эмоционального состояния, особенно у девушек, психологическая поддержка студентов в новых ситуационных условиях, при возникновении трудностей из-за реальных или мнимых препятствий, возникающих в новой среде.
Список литературы:
Айзман Р.И., Лебедев А.В. Методика выявления лиц, склонных к психосоциальным зависимостям. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2016618456 от 29.07.2016 г.
Айзман Р.И., Айзман Н.И., Лебедев А.В. Методика выявления риска развития психосоциальных зависимостей, суицидального поведения и качества жизни учащейся молодежи. Новосибирск.2016.-22 с.
Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция.-СПб.: Речь, 2006.- 144 с.
Кулганов В.А., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Превентология. Профилактика социальных отклонений. Учебное пособие.- СПб.:Питер,2014. - 304 с.
Статистика смертности в России 2015[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dos-news.com/lenta_novostei/rossiya-ostaetsya-na-chetvertom-meste-v-mire-po-chislu-suicidov.html.