СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ ШКОЛЬНИКОВ

Клейменова А.Ю. 1
1Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из актуальных проблем современной теории и практики образования является проблема оценивания учащихся. Актуальность изучения процесса оценивания отмечается всегда. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса: ученики, учителя, родители. Оценки являются неотъемлемой частью учебного процесса.

Оценивание — это контроль качества образования; инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности; способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого преподаватель определяет уровень подготовленности учащегося [3]. Причем под понятием «контроль» ни в коем случае нельзя понимать наказание, это лишь обратная связь, благодаря которой можно корректировать процесс образования, для получения желаемых результатов.

Задачи исследования:

- рассмотреть современные средства оценки;

- охарактеризовать сущность «рейтинговой системы»;

- охарактеризовать сущность «самооценка»;

- охарактеризовать сущность «портфолио»;

- определить роль и место этих систем в системе оценивания результатов обучения;

-рассмотреть «портфолио» как средства оценивания результатов обучения.

Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьёзные изменения, изменяется содержание обучения, на первый план выходят методы, приёмы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск.

С недавних пор в процессе образования была введена новая система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. (В наших школах рейтинг стал применяться сравнительно недавно). Все, кто занимался рейтинговым контролем знаний учащихся учащихся (Аванесов В.С., Афанасьев Ю.А., Беспалько В.П. и др.), считают необходимостью внедрения данной системы оценивания.

Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями[4].

Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний:

1) весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен.

2) по окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащийся с оценкой в баллах.

3) в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка. Учащиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100%, могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).

Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.

Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля - значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.

Это подтверждается тем, что при внедрении рейтинговой системы в учебный процесс создаются следующие преимущества в обучении:

- снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для учащихся, так и для преподавателей;

- обучение становится личностно-ориентированным;

- рейтинговая система исключает всякое унижение личности учащегося, позволяет ему самому оценивать свои способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу в течение всего периода обучения.

Одним из важных аспектов оценивания является самооценка учащихся собственной урочной и внеурочной деятельности. Воздействия учителей, воспитателей должны совпадать с собственными усилиями школьника в освоении учебной деятельности, с его активностью по "образовыванию" себя [5].

Самоконтролем называют особые действия, предметом которых являются собственные состояния и свойства человека как субъекта деятельности и общения.

Самоконтроль необходим на разных этапах учебного процесса, и соответственно на разных этапах урока учащихся следует ему обучать.

Прежде всего, учащихся надо обучать предварительному (подготовительному) самоконтролю, который проводится до начала выполнения задания, то есть на ориентировочном этапе. Он необходим ученику для того, чтобы убедиться в верном понимании цели, учебной задачи, требований учителя. Ученику надо подсказать, что сделать это он может, задавая педагогу вопросы, уточняя у него условия задачи и исходные данные, а также проверяя готовность своего рабочего места, средств труда.

Необходимо помнить, что способности учащихся к самоконтролю и самооценке не могут развиваться независимо от остальных свойств и качеств личности, не могут быть не взаимосвязанными с другими компонентами личностной структуры. Эти способности прежде всего связаны с развитием интеллектуальной сферы и в целом умственных способностей, поскольку речь идет об осмыслении имеющейся информации о себе и других людях, "делании" умозаключения относительно себя и других людей. Кроме того, способности к самоконтролю и самооценке обуславливаются и развитием мотивационной сферы учащегося, так как опираются на потребность ребенка в признании, уважении, самосовершенствовании, заинтересованность в высоких оценках окружающими его достоинств и успехов в учебной деятельности.

Портфолио, в широком понимании, - это собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности[2]. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно - личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного демократического информационного общества [1].

Виды образовательных портфолио разнообразны, педагоги и учащиеся вправе выбрать тот вид, который помогает организовать деятельность обучающихся. На мой взгляд, наиболее оптимальный вариант портфеля образовательных достижений обучающихся - это смешанное портфолио(портфолио достижений + портфолио документов + портфолио отзывов) , в котором представлены его результаты обучения, активной социальной жизни и моменты самооценивания собственных результатов.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, выполняет роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определяет рейтинг выпускников основной школы. Портфолио выпускника постепенно становится дополнением к результатам ЕГЭ при поступлении в вуз, поскольку позволяет ликвидировать тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при формализованной процедуре зачисления в вузы по результатам ЕГЭ.

Однако есть и отрицательные стороны портфолио, такие как

  1. Отсутствие четкой структуры

  2. Не отражает отрицательные качества ученика.

Идеи современных средств оценки достижений учащихся заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, то есть для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время в школе. Ценность их состоит в том, что вокруг них и в связи с ними может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно - личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного демократического информационного общества.

Литература:

  1. Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? // Методист. - 2004. - № 5. – с. 56 – 59.

  2. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных достижений - «портфолио»// Директор школы.-2004. - № 7.- с. 45 – 48.

  3. Русских Г.А.. Технология рейтингового обучения// Дополнительное образование. – 2004, № 12

  4. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПКиПРО, 2003. – 320 с.

  5. Современные проблемы школьного математического образования. Черноусова Н.В., Рыманова Т.Е., Симоновская Г.А.В сборнике: Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина Сер. "«Педагогика» (История и теория математического образования)" Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. Елец, 2012. С. 98-100.

Просмотров работы: 654