ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИС УЧЕТА БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ «БИБЛИОТЕКА» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИС УЧЕТА БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ «БИБЛИОТЕКА»

Сячин Д.Е. 1
1Ярославский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Данная работа заключает в себе разработку базы данных и клиентского приложения для сотрудника библиотеки по средствам использования технологии прототипного проектирования и систему управления базами данных (СУБД) ACCESS. Конечный итог работы заключается в том, что будет спроектировано и реализовано рабочее клиентское приложение для библиотечного фонда в Visual Studio C++. Актуальность данной работы высока, так как сегодняшние предприятия, все без исключения, стремятся ввести компьютеризацию и перейти на электронный вариант работы. Конкретно будем рассматривать, и проектировать приложение и СУБД для сотрудника библиотеки.

Объектом исследования является ярославская научная библиотека им. Н.А. Некрасова.

Предметом исследования является процесс профессиональной деятельности библиотекаря, а именно: занесение информации о книгах, формирование списков о том, какие книги находятся на руках, формирование информации о датах возврата книг.

Цель работы: разработка информационной системы, клиентского приложения и оценка деятельности библиотекаря.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

  • Ввод и хранение данных об абонентах реализуется на форме «Абонемент».

  • Ввод и хранение данных о библиотеках реализуется на форме «Отделение».

  • Ввод и хранение данных о книгах и журналах реализуется на форме «Книга».

  • Ввод и хранение информации о выдаче книг и журналов реализуется на форме «Выдача».

  • Ввод и хранение данных о доступных в библиотеке книгах и журналов реализуется на форме «Каталог».

  • Формирование и выдача запроса о книгах, которые находятся на руках. Форма «Книги у абонента».

  • Формирование и выдача запроса о книгах, которые находятся в отделении библиотеки. Форма «Книги в отделении»

  • Формирование и выдача запроса о книгах, которые должны быть сданы в определённую дату. Форма «Дата возврата книг».

Система необходима для автоматизации и слежения всех приходов, расходов книг, журналов и дальнейших задач. Результатом послужит объективная оценка работы сотрудника библиотеки и организации в целом. Также стоит отметить, что значительно уменьшиться объём работы сотрудников с бумагами и исключит проблемы двойного ввода данных в формах отчёта.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

  1.  
    1. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И ФУНКЦИИ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ

Библиотекарь ведёт учёт выданных и возвращённых книг по специальному формуляру «Читательский билет». Читательский билет привязан к одному и единственному абоненту и существует в течение всего периода, пока абонент обращается в библиотечный фонд. При взятии книги или журнала, в читательский билет вносятся определённые данные, также при возвращении книги или журнала, в билет поступает информация о закрытии задолженности. В ином случаи на абонента накладываются штрафные санкции за просроченный возврат. Также осуществляется запись абонента в очередь на книгу или журнал, если данный экземпляр пользуется очень большим спросом и печатных единиц на всех не хватает. [1]

Изучение предметной области проводим на основе анализа основного документа, действующего в библиотеке, для которой разрабатывается база данных. Таким документом является «Читательский билет», он представлен на рисунке 1.1.1.

Рисунок 1.1.1 - Читательский билет

В читательском билете содержится следующая информация:

  • Читательский билет - в данном поле указывается номер билета.

  • Фамилия - в данном поле указывается фамилия обладателя билета.

  • Имя - в данном поле указывается имя обладателя билета.

  • Отчество - в данном поле указывается отчество обладателя билета.

  • Группа - в данном поле указывается группа обладателя билета (школа, класс, группа в университете и т.д.).

  • Домашний адрес - в данном поле указывается домашний адрес обладателя билета.

  • Дом. тел. - в данном поле указывается номер домашнего телефона обладателя билета.

  • Сот. тел. - в данном поле указывается номер сотового телефона обладателя билета.

  • Правила библиотеки знаю и обязуюсь выполнять - в данном поле ставится подпись обладателя билета.

  • Дата записи - в данном поле указывается дата заведения читательского билета.

Читательский билет содержит вкладыш, который представлен на рисунке 1.1.2.

Рисунок 1.1.2 - Вкладыш в читательский билет

Вкладыш содержит следующую информацию:

  • Дата выдачи - в данном поле указывается дата выдачи книги или журнала.

  • № инв. - в данном поле указывается инвентаризационный номер книги или журнала.

  • Отдел - в данном поле указывается номер отдела от куда была изъята книга или журнал.

  • Автор и название - в данном поле указывается ФИО автора и название книги или журнала.

  • Подпись читателя в получении - в данном поле ставится подпись читателя.

  • Подпись библиотекаря о возврате - в данном поле ставится подпись библиотекаря только тогда, когда книга или журнал были возвращены читателем.

  • Причина спроса - в данном поле указывается прочая информация.

На рисунке 1.1.3 представлена организационная модель. На данной модели отражены структуры, которые используются для эффективного функционирования системы «Библиотека», а также представлены сотрудники данных структур, которые непосредственно учувствуют в жизнедеятельности системы.

Данная модель необходима для построения процессов разработки, так как она выделяет в себе отделы и исполнителей, ответственных за устойчивость и выполнение поставленных функций и задач.

Рисунок 1.1.3 - Организационная модель библиотеки

К функциональным обязанностям библиотекаря относится:

  • Получение книг и журналов и завод их на склад и в картотеку

  • Выдача книг и журналов читателям

  • Получение книг и журналов от читателей по возвращению

  • Ведение картотеки, завод новых читательских билетов, замена заполненных или негодных

  • Хранение книг и журналов в должном виде

  1.  
    1. ПЕРЕЧЕНЬ ВХОДНЫХ, ВЫХОДНЫХ ДАННЫХ

Перечень входных данных определяется реквизитами из читательского билета и вкладыша (рисунок 1.1.1 и рисунок 1.1.2):

  • Данные о читателе (фамилия, имя, отчество, группа, домашний адрес, домашний телефон, сотовый телефон)

  • Данные о взятых книгах и журналах (инвентаризационный номер, автор и название)

  • Данные о движении книг и журналов (дата выдачи, отдел, причина спроса)

К условно постоянной информации относиться данные о читателе.

К переменной информации относится данные о взятых книгах и журналах, данные о движении книг и журналов.

Анализ основных функциональных обязанностей библиотекаря позволяет отнести к выходной информации следующие данные:

  • Сведения об оставшихся книгах и журналов

  • Сведения об отпущенных на руки книгах и журналах

  1.  
    1. ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Рассмотрим необходимое программное обеспечение, которое будет использовано в ходе выполнения работы.

Система управления базами данных (СУБД) ACCESS - программное приложение, предназначенное для обработки, поиска, сортировки информации, по средствам которой создаются электронной базы данных. [6]

Microsoft Visual Studio — линейка продуктов компании Microsoft, включающих интегрированную среду разработки программного обеспечения и ряд других инструментальных средств. Данные продукты позволяют разрабатывать как консольные приложения, так и приложения с графическим интерфейсом. В том числе с поддержкой технологии Windows Forms, а также веб-сайты, веб-приложения, веб-службы как в родном, так и в управляемом кодах. Данное программное приложение работоспособно на всех платформах, поддерживаемых Windows, Windows Mobile, Windows CE, .NET Framework, Xbox, Windows Phone .NET Compact Framework и Silverlight. [7]

Microsoft Visio - программное приложение, результатом которой является создания схем, диаграмм, блок-схем, и т.д. [8]

Ramus - разработка графических моделей бизнес-процессов (поддерживаются нотации IDEF0 и DFD). Формирование отчётности по моделям и системе классификации (в виде регламентов бизнес-процессов, должностных инструкций и т.п.). [9]

Erwin - CASE-средство для проектирования и документирования баз данных, которое позволяет создавать, документировать и сопровождать базы данных, хранилища и витрины данных. [10]

ARIS - Методология и тиражируемый программный продукт для моделирования бизнес-процессов организаций. [11]

ГЛАВА 2. ИНФОЛОГИЧЕСКОЕ, ДАТАЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

2.1 ПОСТРОЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ, МОДЕЛЕЙ СИСТЕМЫ

Первое, что необходимо создать, это контекстную модель информационной системы, модель представлена на рисунке 3.1.1.

Рисунок 3.1.1 - Контекстная диаграмма информационной системы

Диаграмма состоит из следующих составляющих:

  1. Входные потоки:

  • Данные о читателях (Код абонента, ФИО, читательский билет)

  • Данные о книгах (Код книги, название книги, автор, издание, номер стеллажа)

  1. Управляющие потоки:

  • Законодательство РФ (ГОСТы, законы, указы, постановления и т.д.)

  • Методика формирования статистики посещения библиотеки читателем (Правила, формулы)

  • Методика подсчёта рейтинга книг (Формулы, рейтинг у читателей)

  1. Ресурсные потоки:

  • Библиотекарь (Сотрудник библиотеки)

  • База данных библиотеки (Информация о книгах, журналах)

  1. Выходные потоки:

  • Статистика посещения читателем библиотеки (Информация о посещении может быть выдана в виде графика или таблицы)

  • Рейтинг (Информация о рейтинге может быть выдана в виде графика или таблицы)

Далее необходимо провести функциональную декомпозицию системы. Разбиение представлено на рисунке 3.1.2.

Рисунок 3.1.2 - Диаграмма декомпозиции

После проведения декомпозиции контекстной диаграммы, на выходе мы получили пять диаграмм декомпозиции. В свою очередь, первые три диаграммы также содержат в себе декомпозицию. Разберём подробнее все блоки диаграмм декомпозиции.

  1. Управление личными карточками читателя

Входные данные получаем из входных потоков, а именно, «Данные о читателях». На основе данных документов заполняются соответствующие поля в личной карточки читателя (Код абонента, ФИО, читательский билет). Эти данные заносит непосредственно библиотекарь, а также заносит данные о том когда, насколько и какая книгажурнал были выданы. Соответственно ввод, удаление или редактирование данных о читателя осуществляется в базе данных библиотеки. Данный блок курируется законодательством РФ (ГОСТы, законы, указы, постановления и т.д.)

  1. Управление книгами

В базе данных, в соответствующие поля вводятся данные о поступивших книгах: код книги, название книги, автор, издание, номер стеллажа. Ввод осуществляет библиотекарь. Данный блок курируется законодательством РФ (ГОСТы, законы, указы, постановления и т.д.)

  1. Выдача книг

Выдача осуществляется непосредственно самим сотрудником библиотеки. При выдаче необходимо в базе данных указать: код выдачи, код абонента, код книги отделения, дата взятия, дата возврата. Данный блок курируется законодательством РФ (ГОСТы, законы, указы, постановления и т.д.)

  1. Получение рейтинга книг

Рейтинг составляется на основе популярности книги у читателей. Данные берутся базы данных и анализируются сотрудником библиотеки или автоматически. Подсчёт статистики ведётся в рамках законодательства РФ.

  1. Получение статистики посещения

Ведётся на основе активности читателя в данной библиотеки, данные берутся из базы, и обрабатываются по конкретным методикам и формулам в соответствии с законодательством РФ.

На рисунке 3.1.3 представлена модель DFD. Работа производится по двум сценарием:

  • Абонент делает запрос на нужную ему книгу, происходит проверка на задолженность по книгам у абонента. Если ответ отрицательный, то производится поиск книги и если такая книга имеется, то абонент в праве её получить.

  • Абонент делает запрос на нужную ему книгу, происходит проверка на задолженность по книгам у абонента. Если ответ положительный, то абонент должен погасить задолженность перед библиотекой и только после этого имеет право на запрос новых книг.

Рисунок 3.1.3 – Модель DFD «Работа библиотечного фонда»

Далее построим EPC-модель бизнес-процессов. Данный пункт необходим для понимания, как функционирует система, а также для понимания плана для дальнейшей разработки. Данная модель является техническим решением.

Из данной модели можно составить всю работу библиотечного фонда. Вся работа и жизнедеятельность бизнес-процессов описаны в параграфе «2.1 ПОСТРОЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ, МОДЕЛЕЙ СИСТЕМЫ»

Рисунок 3.7.1 - EPC-модель бизнес-процессов

2.2. ВЫБОР СУБД

Для разработки выберем систему управления базами данных (СУБД) Microsoft ACCESS - программное приложение, предназначенное для обработки, поиска, сортировки информации, по средствам которой создаются электронной базы данных.

Достоинства СУБД:

1 удобный графический интерфейс, который позволяет не только создавать собственную базу данных, но и разрабатывать приложения, используя встроенные средства;

2 хранит все данные в одном файле, хотя и распределяет их по разным таблицам, как и положено реляционной СУБД. К этим данным относится не только информация в таблицах, но и другие объекты базы данных. Это существенно упрощает процесс переноса БД с одного компьютера на другой;

3 предлагает большое количество Конструкторов и Мастеров, которые помогают избежать множество рутинных действий при разработке приложений;

4 доступность, которая обусловлена тем, что Access является продуктом компании Microsoft;

5 широкие возможности по импорту/экспорту данных в различные форматы, от таблиц Excel и текстовых файлов, до практически любой серверной СУБД.

2.3. ЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БД

Каждая из сущностей, присутствующих в модели предметной области, в модели данных представлена соответствующей таблицей. Следовательно, имеем пять исходных таблиц: «Абонент», «Каталог», «Книга», «Отделение», «Выдача». Атрибуты образуют поля каждой таблицы, идентифицирующие атрибуты становятся первичными ключами.

Рисунок 2.3.1 - Модель предметной области

Рассмотрим описание полей исходных таблиц. Сведения об описании полей исходных таблиц приведены в таблице 2.3.1.

Таблица 2.3.1 - Атрибуты объектов

Название поля

Идентификатор

Тип данных

Примечание

Таблица - Abonent (Абонент)

Код абонента

Kod_abonenta

Счетчик

Первичный ключ

ФИО

FIO

Текстовый

Длинна 50

Чит. билет

Chit_bilet

Числовой

Целое число

Таблица - Katalog (Каталог)

Код книги отделения

Kod_knigi_otdeleniy

Счетчик

Первичный ключ

Код книги

Kod_knigi

Числовой

Внешний ключ

Целое число

Код отделения

kod_otdeleniy

Числовой

Внешний ключ

Целое число

Инв. номер

Inw_nimer

Числовой

Целое число

Номер стеллажа

Nomer_stilloja

Числовой

Целое число

Таблица - Kniga (Книга)

Код книги

Kod_knigi

Счетчик

Первичный ключ

Название книги

Nazvanie_knigi

Текстовый

Длинна 50

Авторы

Avtori

Текстовый

Длинна 50

Издание

Izdanie

Текстовый

Длинна 50

Номер стеллажа

Nomer_stellaja

Числовой

Целое число

Таблица - Otdelenie (Отделение)

Код отделения

Kod_otdileniy

Счетчик

Первичный ключ

Название отделения

Nazwanie_otdelenia

Текстовый

Длинна 50

Адрес

Adres

Текстовый

Длинна 50

Таблица - Widacha (Выдача)

Код выдачи

Kod_widachi

Счетчик

Первичный ключ

Код абонента

Kod_abonenta

Числовой

Внешний ключ

Целое число

Код книги отделения

Kod_knigi_otdeleniy

Числовой

Внешний ключ

Целое число

Дата взятия

Data_wzytia

Дата/время

 

Дата возврата

data_wozwrata

Дата/время

 

2.4. ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БД

Создание таблицы состоит из двух этапов:

Первый этап. Формируется схема данных, в которой проверяются и, в случае необходимости, модифицируются связи между таблицами. Формирование схемы связей между таблицами можно выполнить после первого этапа, то есть сначала создать базу данных, не содержащую конкретных значений, а представленную структурами таблиц. И только затем окончательно сформировать связи. В дальнейшем при работе с базой данных в любой требуемый момент связи можно изменить.

Из всех выше указанных данных на основании моделей «Контекстная диаграмма», «Диаграмма декомпозиции», «Модель DFD «Работа библиотечного фонда»», а также таблицы «Таблица 2.3.1 - Информация об атрибутах» можно составить модель предметной области, которая представлена на рисунке 2.4.1:

Рисунок 2.4.1 - Модель предметной области

Рекомендуется средствами Access вносить только те данные, которые изменяются очень редко. Все основные действия по вводу значений полей должны выполняться в клиентском приложении.

Схема данных приведена на рисунке 2.4.2.

Рисунок 2.4.2 - Схема данных

Второй этап. Описание структуры таблицы. Чаще всего выполняется с помощью «Конструктора таблиц». На этом этапе задаются имена полей, типы данных и их свойства. Устанавливаются первичные ключи. При указании свойств полей данных особо следует отметить возможность задания обязательности заполнения полей, значения по умолчанию и ограничения на значения полей.

Структура таблицы Abonent представлена на рисунке 2.4.3.

Рисунок 2.4.3 - Структура таблицы Abonent

Подобным образом составлены структуры всех таблиц, а именно: структура таблицы Katalog, Kniga, Otdelenie, Widacha.

Далее рассмотрим модель запросов. Всего реализовано три запроса:

  • Книги у абонента.

В этом запросе реализуется выборка книг по конкретному абоненту. Указывается, какие книги сейчас на руках абонента, а также сроки взятия и возврата. Модель представлена на рисунке 2.4.4.

Рисунок 2.4.4 - Модель запроса «Книги у абонента»

  • Книги в отделении

Данный запрос позволяет просматривать информацию о книгах, которые находятся в конкретном отделении библиотеки. Модель представлена на рисунке 2.4.5.

Рисунок 2.4.5 - Модель запроса «Книги в отделении»

  • Дата возврата книг

Данный запрос позволяет просматривать информацию о дате возврата книг в библиотеку. В данном запросе необходимо указать полное название книги, что бы осуществить поиск записей именно по конкретной книге. Модель представлена на рисунке 2.4.6.

Рисунок 2.4.6 - Модель запроса «Дата возврата книг»

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

3.1. ОПИСАНИЕ ИНТЕРФЕЙСА ПРИЛОЖЕНИЯ

Клиентское приложение написано по следующей схеме:

  • Первая форма является главной. На ней расположены управляющие элементы, определяющие весь функции программного приложения. Подразделяются на два вида:

  1. Справочная информация (таблицы с данными)

  2. Запросы

  • Следующие формы содержат в себе, непосредственно информацию (справочную или запросы).

На рисунке 3.1.1 представлено дерево функций приложения.

Рисунок 3.1.1 - Дерево функций приложения

3.2. ОПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ РАБОТЫ ПРИЛОЖЕНИЯ

Рисунок 3.2.1 - Главная форма клиентского приложения

Управляющий элемент «Справочная информация» содержит в себе 5 форм:

  • Абонемент

Позволяет просматривать списки абонементов, а также вносить, редактировать или удалять информацию.

Готовая форма представлена на рисунке 3.2.2.

Рисунок 3.2.2 - Пункт меню «Абонемент»

  • Отделение (рисунок 3.2.3)

Позволяет просматривать списки отделений библиотеки, а также вносить, редактировать или удалять информацию.

Рисунок 3.2.3 - Пункт меню «Отделение»

  • Книга (рисунок 3.2.4)

Позволяет просматривать списки книг, которые числятся в этой библиотеке, а также вносить, редактировать или удалять информацию.

Рисунок 3.2.4 - Пункт меню «Книга»

  • Выдача (рисунок 3.2.5)

Позволяет просматривать информацию о выданных на руки книгах, а также вносить, редактировать или удалять информацию.

Рисунок 3.2.5 - Пункт меню «Выдача»

При заполнении поля «ФИО» можно осуществить подбор ФИО абонементов. Это очень удобно при вводе новой записи. Данный ввод представлен на рисунке 3.2.6

Рисунок 3.2.6 - Ввод новой записи с подбором

  • Каталог (рисунок 3.2.7)

Позволяет просматривать весь каталог библиотеки, а также вносить, редактировать или удалять информацию.

Рисунок 3.2.7 - Пункт меню «Каталог»

При заполнении поля «Название книги» и «Отделение» можно осуществить подбор названия книг и название отделения. Это очень удобно при вводе новой записи. Данный ввод представлен на рисунке 3.2.8.

Рисунок 3.2.8 - Ввод новой записи с подбором

Управляющий элемент «Запросы» (рисунок 3.2.9) содержит в себе 3 формы:

Рисунок 3.2.9 - Управляющий элемент «Запросы»

  • Книги у абонента

Данный запрос позволяет просматривать информацию о книгах, которые были выданы на руки абонентам. В данном запросе необходимо указать полное ФИО абонемента, что бы осуществить поиск записей именно для него. Результат поиска записей по Разумову Сергею Ивановичу представлен на рисунке 3.2.10.

Рисунок 3.2.10 - Результат поиска записей по Разумову Сергею Ивановичу

  • Книги в отделении

Данный запрос позволяет просматривать информацию о книгах, которые находятся в конкретном отделении библиотеки. В данном запросе необходимо указать полное название отделения, что бы осуществить поиск записей именно по конкретному отделению. Результат поиска записей по Библиотеке №69 представлен на рисунке 3.2.11.

Рисунок 3.2.11 - Результат поиска записей по Библиотеке №69

  • Дата возврата книг

Данный запрос позволяет просматривать информацию о дате возврата книг в библиотеку. В данном запросе необходимо указать полное название книги, что бы осуществить поиск записей именно по конкретной книге. Результат поиска записей по книге «Герой нашего времени» представлен на рисунке 3.2.12.

Рисунок 3.2.12 - Результат поиска записей по книге «Герой нашего времени»

3.3. ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ

Каждый бизнес процесс (функция) должен быть реализован в отдельном модуле на отдельной форме. В качестве примера рассмотрим форму «Книги».

Рисунок 3.3.1 - Форма для пункта меню «Книги»

Форма содержит следующие компоненты:

  • Меню навигации

Данное меню позволяет переходить от записи к записи.

  • Кнопка «Добавления новой записи»

Данная кнопка позволит добавить новую запись на основное поле и приступить к его заполнению.

  • Кнопка «Удалить»

Данная кнопка позволит удалить запись на основном поле.

  • Кнопка «Сохранить»

Данная кнопка позволит сохранить новую запись на основном поле и в базе данных.

  • Основное поле

На данном поле реализуются все действия по вводу, выводу и обработке записей.

Теперь рассмотрим форму запроса «Дата возврата книг».

Рисунок 3.3.2 - Форма для пункта меню «Дата возврата книг»

Форма содержит следующие компоненты:

  • Поле выбора записи

Данном поле отображает всплывающий список, в котором необходимо указать интересующую запись.

  • Кнопка «Найти»

Производит поиск записей и если такая запись имеется, то выводит её в основное поле.

  • Основное поле

Отображает выбранные записи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе разобрано, смоделировано и разработано автоматизированное рабочее место, информационная системы, база данных и клиентское приложение для сотрудника библиотеки. В ходе проектирования автоматизации комплекса задач построены ряд моделей и даны их описания. Дана характеристика и описание входной и результативной информации, а также описана их структура. Построена даталогическая модель базы данных. Разработан сценарий диалога (дерево вызова модулей). Созданный проект позволит избавиться от большой бумажной работы, хранить информацию в электронном виде, позволит эффективно вести учёт по приёмке, отпуску и движению книг или журналов в библиотеке, повысить производительность труда и создавать базы данных. В законченном виде, приложение не требует серьёзных знаний от пользователя, это делает всё взаимодействие с ним простым и удобным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Областная научная библиотека им Н.А. Некрасов [Электронный ресурс], - http://www.rlib.yar.ru - статья в Интернете.

  1. Никитина Т.П. «Введение в базы данных (учебное пособие)» гриф УМО, Ярославль, МУБиНТ, 2008, 112 с.

  2. Информационные системы в экономике: Учеб.пособие/Чистов Д.В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 234 с.

  3. Никитина Т.П., Раухтваргер В.А. Запросы SQL В MS ACCESS (учебное пособие)/Под ред. д-ра техн. наук проф. Бытева Д.О.-Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2006. – 136 с.

  4. Вейцман В.М., Никитина Т.П. Моделирование и разработка баз данных экономических информационных систем (монография), Ярославль, МУБиНТ, 2010 185 с.

  5. Тейк Д. «Документация разработчика Office» [Электронный ресурс], - https://products.office.com/ru-ru/access - статья в Интернете.

  6. Тейк Д. «Документация разработчика Office» [Электронный ресурс], - https://www.visualstudio.com/ - статья в Интернете.

  7. Тейк Д. «Документация разработчика Office» [Электронный ресурс], - http://www.microsoft.com/ru-ru/office/vip/visio.aspx - статья в Интернете.

  8. Виталий Яковчук «Ramus кроссплатформенная система моделирования и анализа бизнес-процессов» [Электронный ресурс], - http://ramussoftware.com/ - статья в Интернете.

  9. Франклин Н. «ERwin Data Modeler» [Электронный ресурс], - http://erwin.com/products/data-modeler/ - статья в Интернете.

  10. «КомпьютерПресс» «ARIS Express» [Электронный ресурс], - http://compress.ru/Article.aspx?id=21780 - статья в Интернете.

Просмотров работы: 1274