Данная работа заключает в себе разработку базы данных и клиентского приложения для сотрудника библиотеки по средствам использования технологии прототипного проектирования и систему управления базами данных (СУБД) ACCESS. Конечный итог работы заключается в том, что будет спроектировано и реализовано рабочее клиентское приложение для библиотечного фонда в Visual Studio C++. Актуальность данной работы высока, так как сегодняшние предприятия, все без исключения, стремятся ввести компьютеризацию и перейти на электронный вариант работы. Конкретно будем рассматривать, и проектировать приложение и СУБД для сотрудника библиотеки.
Объектом исследования является ярославская научная библиотека им. Н.А. Некрасова.
Предметом исследования является процесс профессиональной деятельности библиотекаря, а именно: занесение информации о книгах, формирование списков о том, какие книги находятся на руках, формирование информации о датах возврата книг.
Цель работы: разработка информационной системы, клиентского приложения и оценка деятельности библиотекаря.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
Ввод и хранение данных об абонентах реализуется на форме «Абонемент».
Ввод и хранение данных о библиотеках реализуется на форме «Отделение».
Ввод и хранение данных о книгах и журналах реализуется на форме «Книга».
Ввод и хранение информации о выдаче книг и журналов реализуется на форме «Выдача».
Ввод и хранение данных о доступных в библиотеке книгах и журналов реализуется на форме «Каталог».
Формирование и выдача запроса о книгах, которые находятся на руках. Форма «Книги у абонента».
Формирование и выдача запроса о книгах, которые находятся в отделении библиотеки. Форма «Книги в отделении»
Формирование и выдача запроса о книгах, которые должны быть сданы в определённую дату. Форма «Дата возврата книг».
Система необходима для автоматизации и слежения всех приходов, расходов книг, журналов и дальнейших задач. Результатом послужит объективная оценка работы сотрудника библиотеки и организации в целом. Также стоит отметить, что значительно уменьшиться объём работы сотрудников с бумагами и исключит проблемы двойного ввода данных в формах отчёта.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И ФУНКЦИИ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ
Библиотекарь ведёт учёт выданных и возвращённых книг по специальному формуляру «Читательский билет». Читательский билет привязан к одному и единственному абоненту и существует в течение всего периода, пока абонент обращается в библиотечный фонд. При взятии книги или журнала, в читательский билет вносятся определённые данные, также при возвращении книги или журнала, в билет поступает информация о закрытии задолженности. В ином случаи на абонента накладываются штрафные санкции за просроченный возврат. Также осуществляется запись абонента в очередь на книгу или журнал, если данный экземпляр пользуется очень большим спросом и печатных единиц на всех не хватает. [1]
Изучение предметной области проводим на основе анализа основного документа, действующего в библиотеке, для которой разрабатывается база данных. Таким документом является «Читательский билет», он представлен на рисунке 1.1.1.
Рисунок 1.1.1 - Читательский билет
В читательском билете содержится следующая информация:
Читательский билет - в данном поле указывается номер билета.
Фамилия - в данном поле указывается фамилия обладателя билета.
Имя - в данном поле указывается имя обладателя билета.
Отчество - в данном поле указывается отчество обладателя билета.
Группа - в данном поле указывается группа обладателя билета (школа, класс, группа в университете и т.д.).
Домашний адрес - в данном поле указывается домашний адрес обладателя билета.
Дом. тел. - в данном поле указывается номер домашнего телефона обладателя билета.
Сот. тел. - в данном поле указывается номер сотового телефона обладателя билета.
Правила библиотеки знаю и обязуюсь выполнять - в данном поле ставится подпись обладателя билета.
Дата записи - в данном поле указывается дата заведения читательского билета.
Читательский билет содержит вкладыш, который представлен на рисунке 1.1.2.
Рисунок 1.1.2 - Вкладыш в читательский билет
Вкладыш содержит следующую информацию:
Дата выдачи - в данном поле указывается дата выдачи книги или журнала.
№ инв. - в данном поле указывается инвентаризационный номер книги или журнала.
Отдел - в данном поле указывается номер отдела от куда была изъята книга или журнал.
Автор и название - в данном поле указывается ФИО автора и название книги или журнала.
Подпись читателя в получении - в данном поле ставится подпись читателя.
Подпись библиотекаря о возврате - в данном поле ставится подпись библиотекаря только тогда, когда книга или журнал были возвращены читателем.
Причина спроса - в данном поле указывается прочая информация.
На рисунке 1.1.3 представлена организационная модель. На данной модели отражены структуры, которые используются для эффективного функционирования системы «Библиотека», а также представлены сотрудники данных структур, которые непосредственно учувствуют в жизнедеятельности системы.
Данная модель необходима для построения процессов разработки, так как она выделяет в себе отделы и исполнителей, ответственных за устойчивость и выполнение поставленных функций и задач.
Рисунок 1.1.3 - Организационная модель библиотеки
К функциональным обязанностям библиотекаря относится:
Получение книг и журналов и завод их на склад и в картотеку
Выдача книг и журналов читателям
Получение книг и журналов от читателей по возвращению
Ведение картотеки, завод новых читательских билетов, замена заполненных или негодных
Хранение книг и журналов в должном виде
ПЕРЕЧЕНЬ ВХОДНЫХ, ВЫХОДНЫХ ДАННЫХ
Перечень входных данных определяется реквизитами из читательского билета и вкладыша (рисунок 1.1.1 и рисунок 1.1.2):
Данные о читателе (фамилия, имя, отчество, группа, домашний адрес, домашний телефон, сотовый телефон)
Данные о взятых книгах и журналах (инвентаризационный номер, автор и название)
Данные о движении книг и журналов (дата выдачи, отдел, причина спроса)
К условно постоянной информации относиться данные о читателе.
К переменной информации относится данные о взятых книгах и журналах, данные о движении книг и журналов.
Анализ основных функциональных обязанностей библиотекаря позволяет отнести к выходной информации следующие данные:
Сведения об оставшихся книгах и журналов
Сведения об отпущенных на руки книгах и журналах
ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Рассмотрим необходимое программное обеспечение, которое будет использовано в ходе выполнения работы.
Система управления базами данных (СУБД) ACCESS - программное приложение, предназначенное для обработки, поиска, сортировки информации, по средствам которой создаются электронной базы данных. [6]
Microsoft Visual Studio — линейка продуктов компании Microsoft, включающих интегрированную среду разработки программного обеспечения и ряд других инструментальных средств. Данные продукты позволяют разрабатывать как консольные приложения, так и приложения с графическим интерфейсом. В том числе с поддержкой технологии Windows Forms, а также веб-сайты, веб-приложения, веб-службы как в родном, так и в управляемом кодах. Данное программное приложение работоспособно на всех платформах, поддерживаемых Windows, Windows Mobile, Windows CE, .NET Framework, Xbox, Windows Phone .NET Compact Framework и Silverlight. [7]
Microsoft Visio - программное приложение, результатом которой является создания схем, диаграмм, блок-схем, и т.д. [8]
Ramus - разработка графических моделей бизнес-процессов (поддерживаются нотации IDEF0 и DFD). Формирование отчётности по моделям и системе классификации (в виде регламентов бизнес-процессов, должностных инструкций и т.п.). [9]
Erwin - CASE-средство для проектирования и документирования баз данных, которое позволяет создавать, документировать и сопровождать базы данных, хранилища и витрины данных. [10]
ARIS - Методология и тиражируемый программный продукт для моделирования бизнес-процессов организаций. [11]
ГЛАВА 2. ИНФОЛОГИЧЕСКОЕ, ДАТАЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
2.1 ПОСТРОЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ, МОДЕЛЕЙ СИСТЕМЫ
Первое, что необходимо создать, это контекстную модель информационной системы, модель представлена на рисунке 3.1.1.
Рисунок 3.1.1 - Контекстная диаграмма информационной системы
Диаграмма состоит из следующих составляющих:
Входные потоки:
Данные о читателях (Код абонента, ФИО, читательский билет)
Данные о книгах (Код книги, название книги, автор, издание, номер стеллажа)
Управляющие потоки:
Законодательство РФ (ГОСТы, законы, указы, постановления и т.д.)
Методика формирования статистики посещения библиотеки читателем (Правила, формулы)
Методика подсчёта рейтинга книг (Формулы, рейтинг у читателей)
Ресурсные потоки:
Библиотекарь (Сотрудник библиотеки)
База данных библиотеки (Информация о книгах, журналах)
Выходные потоки:
Статистика посещения читателем библиотеки (Информация о посещении может быть выдана в виде графика или таблицы)
Рейтинг (Информация о рейтинге может быть выдана в виде графика или таблицы)
Далее необходимо провести функциональную декомпозицию системы. Разбиение представлено на рисунке 3.1.2.
Рисунок 3.1.2 - Диаграмма декомпозиции
После проведения декомпозиции контекстной диаграммы, на выходе мы получили пять диаграмм декомпозиции. В свою очередь, первые три диаграммы также содержат в себе декомпозицию. Разберём подробнее все блоки диаграмм декомпозиции.
Управление личными карточками читателя
Входные данные получаем из входных потоков, а именно, «Данные о читателях». На основе данных документов заполняются соответствующие поля в личной карточки читателя (Код абонента, ФИО, читательский билет). Эти данные заносит непосредственно библиотекарь, а также заносит данные о том когда, насколько и какая книгажурнал были выданы. Соответственно ввод, удаление или редактирование данных о читателя осуществляется в базе данных библиотеки. Данный блок курируется законодательством РФ (ГОСТы, законы, указы, постановления и т.д.)
Управление книгами
В базе данных, в соответствующие поля вводятся данные о поступивших книгах: код книги, название книги, автор, издание, номер стеллажа. Ввод осуществляет библиотекарь. Данный блок курируется законодательством РФ (ГОСТы, законы, указы, постановления и т.д.)
Выдача книг
Выдача осуществляется непосредственно самим сотрудником библиотеки. При выдаче необходимо в базе данных указать: код выдачи, код абонента, код книги отделения, дата взятия, дата возврата. Данный блок курируется законодательством РФ (ГОСТы, законы, указы, постановления и т.д.)
Получение рейтинга книг
Рейтинг составляется на основе популярности книги у читателей. Данные берутся базы данных и анализируются сотрудником библиотеки или автоматически. Подсчёт статистики ведётся в рамках законодательства РФ.
Получение статистики посещения
Ведётся на основе активности читателя в данной библиотеки, данные берутся из базы, и обрабатываются по конкретным методикам и формулам в соответствии с законодательством РФ.
На рисунке 3.1.3 представлена модель DFD. Работа производится по двум сценарием:
Абонент делает запрос на нужную ему книгу, происходит проверка на задолженность по книгам у абонента. Если ответ отрицательный, то производится поиск книги и если такая книга имеется, то абонент в праве её получить.
Абонент делает запрос на нужную ему книгу, происходит проверка на задолженность по книгам у абонента. Если ответ положительный, то абонент должен погасить задолженность перед библиотекой и только после этого имеет право на запрос новых книг.
Рисунок 3.1.3 – Модель DFD «Работа библиотечного фонда»
Далее построим EPC-модель бизнес-процессов. Данный пункт необходим для понимания, как функционирует система, а также для понимания плана для дальнейшей разработки. Данная модель является техническим решением.
Из данной модели можно составить всю работу библиотечного фонда. Вся работа и жизнедеятельность бизнес-процессов описаны в параграфе «2.1 ПОСТРОЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ, МОДЕЛЕЙ СИСТЕМЫ»
Рисунок 3.7.1 - EPC-модель бизнес-процессов
2.2. ВЫБОР СУБД
Для разработки выберем систему управления базами данных (СУБД) Microsoft ACCESS - программное приложение, предназначенное для обработки, поиска, сортировки информации, по средствам которой создаются электронной базы данных.
Достоинства СУБД:
1 удобный графический интерфейс, который позволяет не только создавать собственную базу данных, но и разрабатывать приложения, используя встроенные средства;
2 хранит все данные в одном файле, хотя и распределяет их по разным таблицам, как и положено реляционной СУБД. К этим данным относится не только информация в таблицах, но и другие объекты базы данных. Это существенно упрощает процесс переноса БД с одного компьютера на другой;
3 предлагает большое количество Конструкторов и Мастеров, которые помогают избежать множество рутинных действий при разработке приложений;
4 доступность, которая обусловлена тем, что Access является продуктом компании Microsoft;
5 широкие возможности по импорту/экспорту данных в различные форматы, от таблиц Excel и текстовых файлов, до практически любой серверной СУБД.
2.3. ЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БД
Каждая из сущностей, присутствующих в модели предметной области, в модели данных представлена соответствующей таблицей. Следовательно, имеем пять исходных таблиц: «Абонент», «Каталог», «Книга», «Отделение», «Выдача». Атрибуты образуют поля каждой таблицы, идентифицирующие атрибуты становятся первичными ключами.
Рисунок 2.3.1 - Модель предметной области
Рассмотрим описание полей исходных таблиц. Сведения об описании полей исходных таблиц приведены в таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1 - Атрибуты объектов
Название поля |
Идентификатор |
Тип данных |
Примечание |
Таблица - Abonent (Абонент) |
|||
Код абонента |
Kod_abonenta |
Счетчик |
Первичный ключ |
ФИО |
FIO |
Текстовый |
Длинна 50 |
Чит. билет |
Chit_bilet |
Числовой |
Целое число |
Таблица - Katalog (Каталог) |
|||
Код книги отделения |
Kod_knigi_otdeleniy |
Счетчик |
Первичный ключ |
Код книги |
Kod_knigi |
Числовой |
Внешний ключ Целое число |
Код отделения |
kod_otdeleniy |
Числовой |
Внешний ключ Целое число |
Инв. номер |
Inw_nimer |
Числовой |
Целое число |
Номер стеллажа |
Nomer_stilloja |
Числовой |
Целое число |
Таблица - Kniga (Книга) |
|||
Код книги |
Kod_knigi |
Счетчик |
Первичный ключ |
Название книги |
Nazvanie_knigi |
Текстовый |
Длинна 50 |
Авторы |
Avtori |
Текстовый |
Длинна 50 |
Издание |
Izdanie |
Текстовый |
Длинна 50 |
Номер стеллажа |
Nomer_stellaja |
Числовой |
Целое число |
Таблица - Otdelenie (Отделение) |
|||
Код отделения |
Kod_otdileniy |
Счетчик |
Первичный ключ |
Название отделения |
Nazwanie_otdelenia |
Текстовый |
Длинна 50 |
Адрес |
Adres |
Текстовый |
Длинна 50 |
Таблица - Widacha (Выдача) |
|||
Код выдачи |
Kod_widachi |
Счетчик |
Первичный ключ |
Код абонента |
Kod_abonenta |
Числовой |
Внешний ключ Целое число |
Код книги отделения |
Kod_knigi_otdeleniy |
Числовой |
Внешний ключ Целое число |
Дата взятия |
Data_wzytia |
Дата/время |
|
Дата возврата |
data_wozwrata |
Дата/время |
2.4. ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БД
Создание таблицы состоит из двух этапов:
Первый этап. Формируется схема данных, в которой проверяются и, в случае необходимости, модифицируются связи между таблицами. Формирование схемы связей между таблицами можно выполнить после первого этапа, то есть сначала создать базу данных, не содержащую конкретных значений, а представленную структурами таблиц. И только затем окончательно сформировать связи. В дальнейшем при работе с базой данных в любой требуемый момент связи можно изменить.
Из всех выше указанных данных на основании моделей «Контекстная диаграмма», «Диаграмма декомпозиции», «Модель DFD «Работа библиотечного фонда»», а также таблицы «Таблица 2.3.1 - Информация об атрибутах» можно составить модель предметной области, которая представлена на рисунке 2.4.1:
Рисунок 2.4.1 - Модель предметной области
Рекомендуется средствами Access вносить только те данные, которые изменяются очень редко. Все основные действия по вводу значений полей должны выполняться в клиентском приложении.
Схема данных приведена на рисунке 2.4.2.
Рисунок 2.4.2 - Схема данных
Второй этап. Описание структуры таблицы. Чаще всего выполняется с помощью «Конструктора таблиц». На этом этапе задаются имена полей, типы данных и их свойства. Устанавливаются первичные ключи. При указании свойств полей данных особо следует отметить возможность задания обязательности заполнения полей, значения по умолчанию и ограничения на значения полей.
Структура таблицы Abonent представлена на рисунке 2.4.3.
Рисунок 2.4.3 - Структура таблицы Abonent
Подобным образом составлены структуры всех таблиц, а именно: структура таблицы Katalog, Kniga, Otdelenie, Widacha.
Далее рассмотрим модель запросов. Всего реализовано три запроса:
Книги у абонента.
В этом запросе реализуется выборка книг по конкретному абоненту. Указывается, какие книги сейчас на руках абонента, а также сроки взятия и возврата. Модель представлена на рисунке 2.4.4.
Рисунок 2.4.4 - Модель запроса «Книги у абонента»
Книги в отделении
Данный запрос позволяет просматривать информацию о книгах, которые находятся в конкретном отделении библиотеки. Модель представлена на рисунке 2.4.5.
Рисунок 2.4.5 - Модель запроса «Книги в отделении»
Дата возврата книг
Данный запрос позволяет просматривать информацию о дате возврата книг в библиотеку. В данном запросе необходимо указать полное название книги, что бы осуществить поиск записей именно по конкретной книге. Модель представлена на рисунке 2.4.6.
Рисунок 2.4.6 - Модель запроса «Дата возврата книг»
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
3.1. ОПИСАНИЕ ИНТЕРФЕЙСА ПРИЛОЖЕНИЯ
Клиентское приложение написано по следующей схеме:
Первая форма является главной. На ней расположены управляющие элементы, определяющие весь функции программного приложения. Подразделяются на два вида:
Справочная информация (таблицы с данными)
Запросы
Следующие формы содержат в себе, непосредственно информацию (справочную или запросы).
На рисунке 3.1.1 представлено дерево функций приложения.
Рисунок 3.1.1 - Дерево функций приложения
3.2. ОПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ РАБОТЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Рисунок 3.2.1 - Главная форма клиентского приложения
Управляющий элемент «Справочная информация» содержит в себе 5 форм:
Абонемент
Позволяет просматривать списки абонементов, а также вносить, редактировать или удалять информацию.
Готовая форма представлена на рисунке 3.2.2.
Рисунок 3.2.2 - Пункт меню «Абонемент»
Отделение (рисунок 3.2.3)
Позволяет просматривать списки отделений библиотеки, а также вносить, редактировать или удалять информацию.
Рисунок 3.2.3 - Пункт меню «Отделение»
Книга (рисунок 3.2.4)
Позволяет просматривать списки книг, которые числятся в этой библиотеке, а также вносить, редактировать или удалять информацию.
Рисунок 3.2.4 - Пункт меню «Книга»
Выдача (рисунок 3.2.5)
Позволяет просматривать информацию о выданных на руки книгах, а также вносить, редактировать или удалять информацию.
Рисунок 3.2.5 - Пункт меню «Выдача»
При заполнении поля «ФИО» можно осуществить подбор ФИО абонементов. Это очень удобно при вводе новой записи. Данный ввод представлен на рисунке 3.2.6
Рисунок 3.2.6 - Ввод новой записи с подбором
Каталог (рисунок 3.2.7)
Позволяет просматривать весь каталог библиотеки, а также вносить, редактировать или удалять информацию.
Рисунок 3.2.7 - Пункт меню «Каталог»
При заполнении поля «Название книги» и «Отделение» можно осуществить подбор названия книг и название отделения. Это очень удобно при вводе новой записи. Данный ввод представлен на рисунке 3.2.8.
Рисунок 3.2.8 - Ввод новой записи с подбором
Управляющий элемент «Запросы» (рисунок 3.2.9) содержит в себе 3 формы:
Рисунок 3.2.9 - Управляющий элемент «Запросы»
Книги у абонента
Данный запрос позволяет просматривать информацию о книгах, которые были выданы на руки абонентам. В данном запросе необходимо указать полное ФИО абонемента, что бы осуществить поиск записей именно для него. Результат поиска записей по Разумову Сергею Ивановичу представлен на рисунке 3.2.10.
Рисунок 3.2.10 - Результат поиска записей по Разумову Сергею Ивановичу
Книги в отделении
Данный запрос позволяет просматривать информацию о книгах, которые находятся в конкретном отделении библиотеки. В данном запросе необходимо указать полное название отделения, что бы осуществить поиск записей именно по конкретному отделению. Результат поиска записей по Библиотеке №69 представлен на рисунке 3.2.11.
Рисунок 3.2.11 - Результат поиска записей по Библиотеке №69
Дата возврата книг
Данный запрос позволяет просматривать информацию о дате возврата книг в библиотеку. В данном запросе необходимо указать полное название книги, что бы осуществить поиск записей именно по конкретной книге. Результат поиска записей по книге «Герой нашего времени» представлен на рисунке 3.2.12.
Рисунок 3.2.12 - Результат поиска записей по книге «Герой нашего времени»
3.3. ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Каждый бизнес процесс (функция) должен быть реализован в отдельном модуле на отдельной форме. В качестве примера рассмотрим форму «Книги».
Рисунок 3.3.1 - Форма для пункта меню «Книги»
Форма содержит следующие компоненты:
Меню навигации
Данное меню позволяет переходить от записи к записи.
Кнопка «Добавления новой записи»
Данная кнопка позволит добавить новую запись на основное поле и приступить к его заполнению.
Кнопка «Удалить»
Данная кнопка позволит удалить запись на основном поле.
Кнопка «Сохранить»
Данная кнопка позволит сохранить новую запись на основном поле и в базе данных.
Основное поле
На данном поле реализуются все действия по вводу, выводу и обработке записей.
Теперь рассмотрим форму запроса «Дата возврата книг».
Рисунок 3.3.2 - Форма для пункта меню «Дата возврата книг»
Форма содержит следующие компоненты:
Поле выбора записи
Данном поле отображает всплывающий список, в котором необходимо указать интересующую запись.
Кнопка «Найти»
Производит поиск записей и если такая запись имеется, то выводит её в основное поле.
Основное поле
Отображает выбранные записи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе разобрано, смоделировано и разработано автоматизированное рабочее место, информационная системы, база данных и клиентское приложение для сотрудника библиотеки. В ходе проектирования автоматизации комплекса задач построены ряд моделей и даны их описания. Дана характеристика и описание входной и результативной информации, а также описана их структура. Построена даталогическая модель базы данных. Разработан сценарий диалога (дерево вызова модулей). Созданный проект позволит избавиться от большой бумажной работы, хранить информацию в электронном виде, позволит эффективно вести учёт по приёмке, отпуску и движению книг или журналов в библиотеке, повысить производительность труда и создавать базы данных. В законченном виде, приложение не требует серьёзных знаний от пользователя, это делает всё взаимодействие с ним простым и удобным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Областная научная библиотека им Н.А. Некрасов [Электронный ресурс], - http://www.rlib.yar.ru - статья в Интернете.
Никитина Т.П. «Введение в базы данных (учебное пособие)» гриф УМО, Ярославль, МУБиНТ, 2008, 112 с.
Информационные системы в экономике: Учеб.пособие/Чистов Д.В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 234 с.
Никитина Т.П., Раухтваргер В.А. Запросы SQL В MS ACCESS (учебное пособие)/Под ред. д-ра техн. наук проф. Бытева Д.О.-Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2006. – 136 с.
Вейцман В.М., Никитина Т.П. Моделирование и разработка баз данных экономических информационных систем (монография), Ярославль, МУБиНТ, 2010 185 с.
Тейк Д. «Документация разработчика Office» [Электронный ресурс], - https://products.office.com/ru-ru/access - статья в Интернете.
Тейк Д. «Документация разработчика Office» [Электронный ресурс], - https://www.visualstudio.com/ - статья в Интернете.
Тейк Д. «Документация разработчика Office» [Электронный ресурс], - http://www.microsoft.com/ru-ru/office/vip/visio.aspx - статья в Интернете.
Виталий Яковчук «Ramus кроссплатформенная система моделирования и анализа бизнес-процессов» [Электронный ресурс], - http://ramussoftware.com/ - статья в Интернете.
Франклин Н. «ERwin Data Modeler» [Электронный ресурс], - http://erwin.com/products/data-modeler/ - статья в Интернете.
«КомпьютерПресс» «ARIS Express» [Электронный ресурс], - http://compress.ru/Article.aspx?id=21780 - статья в Интернете.