НРАВСТВЕННОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РАССКАЗЕ Ю. ЯКОВЛЕВА «ПОЛОСАТАЯ ПАЛКА» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НРАВСТВЕННОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РАССКАЗЕ Ю. ЯКОВЛЕВА «ПОЛОСАТАЯ ПАЛКА»

Попкова А.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Юрий Яковлевич Яковлев – российский советский детский писатель и сценарист. Яковлев — это псевдоним писателя, взятый по его отчеству, настоящая фамилия — Ховкин. Юрий Яковлевич окончил литературный институт имени Горького в 1952 году. Вступал в литературу как автор стихотворных книг для детей. Сотрудничал с литературным клубом "Бригантина", расположенным в школе № 74 г. Москвы, в котором выступал со своими новыми рассказами. Сотрудничество с литературным клубом давало писателю уверенность в том, что он знает своих героев, понимает сегодняшнего подростка, его духовный мир, движения, жесты, своеобразный ребячий язык и развивает основные темы прозы — благородство как следование внутренним нравственным идеалам, «триумф воли», верность избранному индивидуальному ориентиру [1].

Темы прозы автора направлены на зарождение и укрепление нравственных ценностей, именно поэтому для анализа было выбрано произведение «Полосатая палка», которое изучается учащимися 3-х классов по программе «Планета знаний», автор Э.Э.Кац.

Анализ рассказа начнем с содержательного анализа текста. Произведение начинается с экспозиции, в которой мы знакомимся с главным героем рассказа. Автор показывает читателю дворового мальчишку-хулигана. Характеристика героя дается через его поступки и отношение к другим людям. Со всеми у него возникают конфликты. Показательным является эпизод с дворником «…Когда дворник застал его за вывинчиванием пробок на лестнице и огрел пониже спины метлой, он не бросился бежать, а ринулся в наступление.

У нас нет телесных наказаний! — крикнул он дворнику. — У нас за это — в тюрьму!

Дворник нерешительно опустил метлу, выкатил глаза, сплюнул и пошёл прочь от греха подальше. А он стоял на месте и провожал дворника насмешливым взглядом...» [2].

Завязка начинается в момент встречи Мишки со старушкой, которая обратила внимание на бело-чёрную палку в его руках. Вопрос старушки о том, что у него дома кто-нибудь ослеп, не давал покоя главному герою, он никак не мог понять связь между полосатой палкой и слепыми.

С этого момента и начинается развитие сюжета. Встретив на перекрёстке человека с полосатой палкой, которая «…манила его, звала, притягивала…» [2]Мишка, не задумываясь, выхватил её из рук стоящего человека, который смотрел в небо. Мальчишка не сразу догадался, что человек был слепым, только потом вспомнил слова старушки. Именно с этого момента палка стала для Миши обузой. Эта ситуация привела к конфликту между совестью героя, которая велела ему вернуть палку, и нежеланием признать свою вину.

Совесть взяла верх, и главный мальчик решил вернуть палку ее владельцу. Но всё было не так просто. Узнав, что на перекрёстке был сбит человек, «Мишка похолодел. Он почувствовал, что у него слабеют руки и ноги. Это наверняка был слепой. Если бы он шёл с палкой, водители знали бы, что он слепой, и не рассчитывали на то, что человек видит. Он продолжал идти за женщинами. Ему хотелось спросить, был ли человек, попавший под машину, слепым. Но у него не хватало мужества подойти к ним…» [2]. Данный эпизод и является кульминацией рассказа.

Развязка в рассказе отсутствует, автор описывает эмоциональные трудности главного героя, который во всём винил себя, считал себя преступником, но не терял надежды и старался найти «своего» слепого. «…Раз его нигде нет, значит, это он попал под машину. А может быть, он бредёт по какому-нибудь далёкому кривому переулку, заблудился и ждёт, когда Мишка вернёт ему полосатую палку? Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить…» [2]. Важно отметить, что финал рассказа открытый. Автор ничего не упоминает о дальнейшей судьбе мальчика, о развитии этой неприятной ситуации, т.е. можно сделать вывод, что конфликт рассказа не разрешился. По моему мнению, неразрешенность конфликта является своеобразной задумкой Юрия Яковлевича. Именно неразрешенность этой неприятной ситуации на страницах книги дает возможность ученикам самим продолжить рассказ, возможно, кто-то решит закончить произведение на положительной ноте, дав возможность герою все исправить, и не наказывать Мишку его же собственными мыслями, которые терзают и никак не дают покоя мальчику, а кто-то, наоборот, все же рискнет закончить рассказ, выбрав не совсем счастливый конец. Автор хотел показать всю сложность Мишкиной ситуации, его внутреннюю борьбу с самим собой, искреннее раскаяние и становление на верный путь, именно поэтому, как я считаю, юные читатели должны были постараться понять чувства и переживания главного героя и все-таки простить Мишку, придумав доброе завершение рассказу!

Темой рассказа «Полосатая палка» является тема совести. Идея заключается в том, что каждый из нас должен спешить исправлять свои ошибки, чтобы жить в ладу с собой и своей совестью. Проблемой рассказа являются такие вопросы: как развивался характер Мишки на всем протяжении произведения? Что повлияло на его характер? Какой момент оказался переломным?

Пафос произведения драматический и трагический. Первый основывается на эмоциональных переживаниях главного героя, на его борьбе с самим собой, а второй - на возможной гибели человека, в нашем произведении им выступает слепой человек.

Для того, чтобы полностью понять смысл произведения, который Ю.Яковлев заложил в рассказ, необходимо не только разобраться структуре сюжета, определить тему, идею и проблему, но и познакомиться с главным героем. В произведении «Полосатая палка» им является Мишка.

Чтобы представить мальчика, нам хотелось бы знать, как он выглядит, но автор не даёт прямого описания внешности героя. Мы можем только догадаться, какая у него была внешность, но сделать это нетрудно, т.к. через характер персонажа, через его поступки, а также через характеристику других действующих лиц, можно с уверенностью сказать, что мальчик был грубый, невоспитанный, непослушный. «…Ему всё сходило с рук. Разбитые стёкла, вывинченные лампочки, сорванные уроки, драки. К его матери вечно приходили учителя и милиционеры, родители обиженных ребят и возмущённые общественники. Мать молча выслушивала их и виновато опускала глаза. Можно было подумать, что она была участницей его проделок. А он стоял в стороне, словно его это не касалось…» [2]. Он не боялся грубить учителям и милиционерам, не говоря уж об обычных людях, которых пугало его поведение. «…В школе ему грозили исключением, в милиции — колонией. Но угрозы не пугали его — он хорошо знал им цену.

Нет такого закона, чтобы человека выгоняли на улицу. Всеобуч! Обязательное восьмилетнее образование! — не моргнув глазом, отвечал он учителям.

В колонию берут преступников. А я не преступник. Я разболтанный, — объяснял он в милиции…» [2].

Когда читаешь о проделках мальчика, сразу представляешь хулигана, которому нет дела ни до кого, его интересуют только свои желания «…Мне нравится, я и хожу! Кто мне запретит?..» [2].

Можно подумать, у Мишки нет ничего светлого и доброго в душе, но с развитием сюжета читатель замечает изменения в характере героя.

Что же стало движущей силой такого преображения в характере мальчика? Для ответа на этот вопрос проследим психологическое развитие Мишки. В самом начале, как мы помним, его ничего не волновало, никакие моральные ценности не были ему известны. До того момента, пока в руках у него ни оказалась полосатая палка слепого человека. Но! «…Об этом Мишка догадался только после слов старухи, а тогда он сам себе говорил: «Ничего страшного. Купит себе другую палку. Не будет в другой раз глазеть в небо и мешать людям переходить улицу!» [2].

«…Палка, похожая и на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры, сейчас стала для Мишки обузой. Своими жирными чёрными полосами она перечеркнула всё хорошее настроение. Мишка решил немедленно избавиться от палки. Пусть она не напоминает о случае на перекрёстке. Надо забросить её на соседний двор или спрятать под лестницей. Его изобретательный ум стал прикидывать, как избавиться от палки…». Но проснувшаяся совесть велела Мишки вернуть палку, которая «…как бы сообщала всем встречным, что вырвана из рук слепого…» [2]. Его это мучало, терзало. Решив вернуться на перекресток искать «своего» слепого, он услышал: «Здесь, на перекрёстке, только что человека задавили.

Насмерть?

Кто его знает»[2]. В этот момент на главного героя нахлынула буря эмоций, чувство вины, он боялся, что из-за него, из-за его глупости погиб человек, а эта палка является доказательством вины. «…Нет, полосатые палки выдают не слепым, а преступникам, чтобы весь город знал, что это идёт преступник, а не просто разболтанный двоечник. Безжалостный буравчик сверлил его сознание, заставлял думать о человеке, для которого на Земле всегда ночь и не помогают ни фонари, ни звёзды…» [2]. Мишка так и не узнал, был ли это слепой или какой-нибудь другой человек, только надежда не покидала его, он всё-таки решил отыскать хозяина палки «…Раз его нигде нет, значит, это он попал под машину. А может быть, он бредёт по какому-нибудь далёкому кривому переулку, заблудился и ждёт, когда Мишка вернёт ему полосатую палку? Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить…» [2]. Мишка, которому судьба преподала урок, смог побороть в себе бесчувственного человека и обрести нового себя.

Переходя от характеристики главного героя к анализу пейзажа, стоит сразу отметить, что в произведении почти не даётся описаний природы, но небольшой фрагмент с природой все-таки есть в рассказе: «…Безжалостный буравчик сверлил его сознание, заставлял думать о человеке, для которого на Земле всегда ночь и не помогают ни фонари, ни звёзды… А Мишка видит всё. И дома, которые, как в реке, отражаются в мокром асфальте. И бабочку, которая по ошибке залетела в город. И листья, и облака. И солнце бьёт ему в глаза. Но какая от этого радость, если из-за тебя погиб человек?..» [2]. Описание пейзажа в данном фрагменте очень важно, т.к. Мишка начинает понимать глубину своего поступка, сравнивает свою жизнь с жизнью слепого человека, когда говорит о том, что он может любоваться красотой природы да и просто видеть мир, а слепой не может. А Мишка к тому же ещё и ухудшил его положение своей глупой выходкой. Момент с размышлениями, как бы ставит все на свои места: Мишка понимает свою вину, но готов верить, что всё обошлось и что у него есть шанс на искупление вины. На этой вере в лучшее Юрий Яковлев заканчивает свой рассказ, давая читателю самому додумать конец произведения и поразмышлять над ним.

Рассказ «Полосатая палка» читается достаточно легко, и не возникает никаких трудностей с пониманием содержания. Все части текста гармонично связаны между собой, не происходит никакой путаницы, т.к. события развиваются постепенно вместе с развитием сюжета. В тексте отсутствуют незнакомые и непонятные слова, что положительно сказывается на восприятии произведения в целом.

В произведении много изобразительно-выразительных средств. Это и фразеологический оборот «все сходило с рук», который используется для описания характера мальчика. Также присутствует в тексте и олицетворение «…Палка манила его, звала, притягивала, дразнила своими резкими цветами…», чтобы показать читателю, насколько сильное впечатлении произвела полосатая палка на Мишку. Также в рассказе можно встретить сравнения «…Внучка закапризничала и стала тянуть бабушку. Она тянула её, как маленький буксир тянет большую баржу…», «…Старуха ушла, но её слова не оставляли Мишку в покое. Как крючья, они вцепились в его мысли…», «…У этого никто не вырывал палку, и она, как маятник, ритмично постукивала по тротуару…» [2]. Они подчёркивают общие признаки, сопоставляют предметы и явления друг с другом, чтобы показать важность и необходимость определенного предмета или явления в данный момент времени.

Подводя итог, хочется отметить актуальность данного рассказа в наши дни, ведь мы часто совершаем необдуманные поступки, не слыша советов других людей, а потом сожалеем об этом. Я считаю, что главная задача литературы заключается в том, что она призвана помочь решить проблемы, ответить на важные вопросы, проникнуть в душу читателя и оставить в ней свой отпечаток, тем самым меняя взгляд человека на окружающий мир, его образ жизни, поведение и взаимоотношения людей. И рассказ Юрия Яковлева «Полосатая палка» как раз об этом!

Список литературы
  1. Юрий Яковлевич Яковлев // Readly [Электронный ресурс]. URL: http://readly.ru/author/18453/ (дата обращения: 13.12.2016).

  2. Кац Э.Э. Литературное чтение: 3-й класс. Ч. 2 учебник / Э.Э. Кац. – М.: АСТ: Астрель, 2012. – 126.

Просмотров работы: 2535