ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА

Михайлина А.В. 1, Матвеева Т.А. 1
1ФГБОУ ВО ОГИК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный этап реформирования российской системы государственных и муниципальных закупок заключается в переходе к контрактной модели управления закупками. С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Под контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается совокупность участников контрактной системы, в том числе: федеральный орган исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы; федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования, управления и контроля в сфере закупок; заказчики, участники закупок (в том числе государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"); специализированные организации, операторы электронных площадок; органы единой информационной системы в сфере закупок; потенциальные исполнители (подрядчики, поставщики).

Отличие от Федерального закона № 94 (до 1 января 2014 гола основного нормативного регулятора в данной сфере), новый закон включает:

совокупность норм и правил, регулирующих государственную закупку как единый цикл, состоящий из следующих ключевых этапов:

прогнозирование поставок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд;

формирование планов обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

размещение заказов на поставку товаров, работ, услуг и заключение контрактов;

исполнение, мониторинг и аудит государственных контрактов.

Механизм функционирования контрактной системы по обеспечению государствен­ных нужд связан с реализацией отношений, касающихся:

планирования закупок товаров, работ, услуг;

определения поставщиков (подрядчиков, исполните­лей);

заключения гражданско-правового договора (контрак­та) и особенностей исполнения контрактов.

Бюджетным учреждением план закупок формируется при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.

Планы-графики формируются заказчи­ками в соответствии с планами закупок, содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государствен­ных и муниципальных нужд.

План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней пос­ле получения им объема прав в денежном выражении на при­нятие и (или) исполнение обязательств или утверждения пла­на финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Способ определения поставщика (подрядчика, исполни­теля) заказчик выбирает самостоятельно.

Способами определения поставщиков (подрядчиков, ис­полнителей) являются:

  1. Конкурентные способы: конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный кон­курс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограничен­ным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукци­оны (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

  2. Закупки у единственного поставщика (подрядчика, испол­нителя).

При многообразии конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) наиболее часто используемыми являются: открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок и запрос предложений. Под конкурсом понимается способ определения поставщиков (подрядчиков, ис­полнителей), при котором победителем признаётся участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Под аукционом понимается способ определения поставщиков (подрядчиков, ис­полнителей), при котором победителем признаётся участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Рассмотрим особенности закупок государственных учреждений социально-культурной сферы.

С 2014 года с вступлением в силу Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок существенным образом меняется закупочная деятельность не только государ­ственных заказчиков, но и части бюджетных и автономных учреждений.

С 1 января 2014 г. значительная часть юридических лиц, определенная ч.7 ст. 8 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223) в своей закупочной деятельности должны отчитываться перед государством обо всех своих при­обретениях и закупать необходимые для удовлетворения соб­ственных и обеспечения государственных нужд товары, работы, услуги по новым правилам.

К таким заказчикам наряду с ранее определенными орга­низациями в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законода­тельные акты Российской Федерации» относятся и бюджет­ные учреждения, которые занимают значительный удельный вес в структуре заказчиков.

Так, из почти 350 государственных заказчиков Орловс­кой области на долю бюджетных учреждений социальной сферы приходится 236 учреждений или 67,4 процента. Ве­домственная принадлежность бюджетных учреждений Ор­ловской области имеет следующий вид:

бюджетные учреждения системы социального обслужи­вание Орловской области - 70 учреждений;

бюджетные учреждения здравоохранения - 67;

бюджетные образовательные учреждения - 67;

бюджетные учреждения культуры - 17;

бюджетные образовательные учреждения системы фи­зической культуры и спорта —15 учреждений.

Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной систе­мы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Федерального закона № 44.

При наличии утвержденного Положения о закупках бюджетные учреждения вправе осуществлять закупки в соответствии с Федеральным законом № 223 с соблюдением следующих тре­бований:

за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозврат­но гражданами и юридическими лицами, если условия­ми, определенными грантодателями, не установлено иное;

в качестве исполнителя по контракту в случае привлече­ния на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполне­ния предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юри­дических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательно­му медицинскому страхованию).

Вопрос — чем же так привлекателен для бюджетных уч­реждений Федеральный закон № 223-ФЗ по сравнению с Федеральным законом № 44 в качестве нормативной базы для осуществления закупок. В качестве основных причин, по мнению экспертов, следует выделить следующие:

  1. Гибкое планирование: планирование по общему пра­вилу осуществляется только на 1 год, обосновывать закупки не требуется, план может быть изменен в любой момент и по любой причине.

  2. Можно закупать продукцию с указанием в техничес­ком задании конкретных товарных знаков без добавления слов “или эквивалент”.

  3. Медицинские организации могут закупать лекарствен­ные средства по их торговым наименованиям, а не по МНН.

  4. Не требуется обосновывать начальную (максимальную) цену договора.

  5. Закон № 223-ФЗ позволяет заказчику по собственному усмотрению установить квалификационные требования к участникам закупок.

  6. Можно придумать свою систему способов закупок и случаи применения каждого из них, например: конкурс, зап­рос предложений, запрос предложений в электронной фор­ме, закупки у единственного поставщика.

  7. Заказчик сам устанавливает критерии и порядок оцен­ки и сопоставления заявок, в том числе может установить значимость критерия “качество и квалификация” выше значимости критерия “цена”.

  8. Можно ввести в число оснований закупки у един­ственного поставщика исключенные из Закона о кон­трактной системе.

  9. По Федеральному Закону № 223 ни согласований (заключения контрактов (договоров) с единственным участником по ре­зультатам несостоявшихся процедур), ни привлечения экспертов, ни повторного проведения конкурентной проце­дуры не требуется.

10. Можно вносить изменения в зак­люченный с победителем договор: продлить сроки, увеличить цену, изменить объем и т.д.

Государственные образовательные учреждения и учреждения культуры, как и иные учреждения социальной сферы; осуществляют закупки в соответствии с общими требованиями контрактной системы в сфере закупок для обеспечении государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем федеральным законодательством определены некоторые особенности осуществления закупок государственными учреждениями системы образовании и культуры. Прежде всего, они относятся к процедуре закупок товаров, работ и услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44 осуществ­ление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, исполь­зование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, за­поведник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляю­щее концертную деятельность, телерадиовещательное учреж­дение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании насто­ящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.

Таким образом, разовая закупка образовательных орга­низаций (к которым относятся и образовательные учрежде­ния) и учреждений культуры в отличие от иных государствен­ных учреждений повышена со ста тысяч рублей до четырех­сот тысяч рублей. А совокупный объем закупки - с пяти про­центов до пятидесяти процентов совокупного годового объе­ма закупок заказчика. Более того, как показывает практика реализации федерального законодательства в сфере закупок, в том числе и Федерального закона № 94-ФЗ, образователь­ные учреждения и учреждения культуры имеют возможность осуществлять закупки у единственного поставщика (подряд­чиком, исполнителем) в соответствии с п. п. 4 и 5 ч, 1 ст. 93 Федерального закона № 44.

Характеризуя итоги развития контрактной системы в сфере закупок, директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России М. Чемерисов отметил следующее. Объем государственных закупок вырос в 2015 году на 10% до 6,598 трлн. руб., также увеличилось число контрактов с малыми предприятиями и повысилась конкурентность торгов (информация с официального сайта Минэкономразвития: http://economy.gov.ru/)

Число госконтрактов, заключенных с малым и средним бизнесом, выросло на 41% и составило более чем 876 тыс., а сумма контрактов - на 40,6%, до 488 млрд. руб. «Это больше, чем дали другие меры поддержки малого бизнеса. Это важный результат, и мы его будем наращивать», - отметил М. Чемерисов.

Статистика Минэкономразвития России зафиксировала рост среднего количества участников закупок в рамках Федерального закона № 44 c 2,5 до 3 на одну процедуру, что говорит о повышении конкуренции на торгах.

Итоги закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Орловской области в 2015 году характеризуются данными мониторинга Официального сайта Российской Федерации и представлены в слайде 8

Итоги анализа реализации контрактной системы в сфере закупок, проведенного на основе мониторинга закупок в Орловской области в основном совпадает и подтверждает главный вывод многочисленных экспертов в области закупок о том, что Федеральный закон № 44, сменивший систему государственных закупок на контрактную систему, пока не сделал ее более эффективной. Подтверждением тому называются: не высокая конкуренция, низкий уровень экономии на закупки, высокие издержки на осуществление закупки со стороны заказчиков, высокие затраты поставщиков на участие в закупках, связанные с усложнением правил, затратами денег и времени на получение банковских гарантий, на подготовку заявок для участия в процедурах, требованиями обеспечения исполнения контрактов и другими.

В целях преодоления негативных сторон в реализации контрактной системы в сфере закупок предстоит серьезная настройка всех элементов закупочного цикла в течение ближайших двух-трех лет для того, чтобы заработали все элементы контрактной системы.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/10105879/

  2. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/10105879/

  3. Царева К.Ю., Рейнбах Е.Ю. Организационно-правовой механизм финансирования учреждений культуры на основе государственных (муниципальных) заданий//Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: href=«http://www.scienceforum.ru/2015/1058/9176»>www.scienceforum.ru/2015/1058/9176>

Просмотров работы: 591