Ориентация на более полное использование способностей работника в процессе его профессиональной деятельности является основой эффективной деятельности образовательного учреждения. Обеспечение современных подходов в работе с персоналом создают широкие возможности для устойчивого развития организации, повышении качества образования. Все это определяет актуальность выбранной тематики выпускной квалификационной работы.
Управление педагогическим персоналом детской школы искусств будет эффективным, если обеспечен комплекс педагогических условий такого управления. В основу модели могут быть положены системный, оптимизационный, личностно- ориентированный подходы. Модель управления педагогическим персоналом учреждения дополнительного включает 3 компонента: организационно-содержательный, технологический и профессионально-кадровый.
Аттестация - это определение, установление соответствия уровня знаний, квалификации работника занимаемой им должности, месту, на которое он претендует; установление категории оплаты работника в соответствии с его квалификацией; заключение, отзыв о деловых качествах и знаниях работников.
Аттестация работников ДШИ способствует:
- улучшению подбора, расстановки и воспитания кадров;
- повышению уровня профессионального мастерства, деловой квалификации, качества и эффективности работы руководителей, специалистов и служащих;
- усилению и обеспечению более тесной связи заработной платы с результатами труда;
- приведению в соответствие наименований должностей квалификационным требованиям.
Следует отметить, что аттестация работников ДШИ проводится согласно утвержденному в учреждении положению об аттестации работников. В данном документе необходимо прописать:
- конкретные критерии, характеризующие соответствие работника предъявляемым требованиям;
- категории работников, подлежащие аттестации;
- сроки проведения и периодичность;
- основания для проведения внеплановых аттестаций;
- состав аттестационной комиссии;
- правила оформления результатов аттестации.
Новый порядок предусматривает 2 вида аттестации: обязательную и добровольную.
Обязательная проводится каждые 5 лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности.
Добровольная аттестация осуществляется по желанию учителя для установления соответствия уровня его квалификации требованиям первой или высшей квалификационной категории.
Срок действия квалификационной категории составляет 5 лет.
Обязательной аттестации не подлежат:
- педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее 2-х лет;
- беременные женщины, женщины находящиеся в отпуске по беременности и родам;
- педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет
Аттестация указанных работников возможна не раннее, чем через 2 года после их выхода из указанных отпусков.
Аттестационная комиссия формируется из числа представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов самоуправления образовательных учреждений.
Решение аттестационной комиссии может приниматься в отсутствие аттестуемого работника открытым голосованием большинства голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии.
Создание экспертных групп, для аттестации по различным специализациям и должностям тоже отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта РФ
В настоящее время законодательством четко прописаны последствия признания работника несоответствующим занимаемой должности. В этом случае работодатель (руководитель образовательного учреждения) должен направить его на курсы повышения квалификации, (если есть рекомендация аттестационной комиссии), либо предложить другую имеющуюся работу по силам). Трудовой договор может быть расторгнут в соответствии с п. 3 части 1 статьи81 Труд. Кодекса РФ, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.
Аттестация педагогических работников для установления соответствия уровня его квалификации проводится на основе заявления, которое должно быть рассмотрено не позднее одного месяца со дня его подачи. Сроки устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком. Подавать заявление педагогический работник может в любое время , но до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории. Педагогические работники могут подать заявление на высшую квалификационную категорию не ранее, чем через 2 года, после установления первой кв. категории.
Продолжительность аттестации с начала до принятия решения не должна превышать 2-х месяцев.
На каждого работника заводится личное дело, в котором хранятся сведения, относящиеся к персональным данным работника (документы о прохождении аттестации, собеседования, повышение квалификации), т.е. аттестационный лист и приказ хранятся в личном деле.
Базой нашего выпускного квалификационного исследования явилась детская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского
Тенденции развития управления персонала в МБУДО «ОДШИ им. Д.Б. Кабалевского» связаны, в первую очередь, с расширением спектра образовательных услуг, с привлечением инновационных образовательных технологий, с развитием компьютеризации образовательного процесса, с организацией психолого-педагогической поддержки образовательного процесса.
Анализ сложившейся образовательной ситуации в МБУДО «ОДШИ им. Д.Б.Кабалевского» сподвиг педагогический коллектив предусмотреть некоторые новые цели и задачи деятельности учреждения. Важнейшими являются:
- сохранение и приумножение традиций и достижений Российского художественного образования, тенденций поступательного движения к новому качеству образования;
создание условий для наиболее полной реализации политики повышения качества образования с учетом современных социально-экономических процессов в России и в регионе;
задействование культурно-образовательного потенциала города в общем учебно-воспитательном процессе;
более полное удовлетворение возрастающих потребностей и запросов заказчиков образовательных услуг и партнеров Учреждения;
совершенствование и внедрение новых информационных технологий, создание развитой информационной среды образовательного процесса на базе локальной сети с использованием ресурсов Интернета, предполагающей:
наращивание информационных ресурсов на электронных носителях, повышение эффективности их использования в учебно-воспитательном процессе;
совершенствование системы мониторинга качества образования;
повышение доступности информационных ресурсов для участников образовательного процесса;
решение проблемы с повышением квалификации преподавателей и приобретением ими дополнительных специализаций (особенно важно освоение инновационных и информационно - коммуникационных технологий, свободное владение компьютером, умение работать на электронно-музыкальных инструментах).
Проблема привлечения молодых специалистов - также одна из насущных, требующих скорейшего решения, т.к. средний возраст работающих в учреждениях дополнительного образования в сфере культуры превышает 50 лет.
Кадровый состав школы соответствует художественно-эстетическому и предпрофессиональному направлению образовательной деятельности в различных областях искусств.
В Орловской детской школе искусств им. Д.Б. Кабалевского сформирован высококвалифицированный преподавательский коллектив, состоящий из 83 человек, из них основной состав - 73 человека, совместителей - 10 человек.
С высшим образованием - 68 человек, со средним специальным - 14 человек, с незаконченным средним специальным образованием - 1 человек.
Всего имеют квалификационные категории - 60 человек
Из них имеют:
высшую квалификационную категорию - 36 человека
первую квалификационную категорию -24 человек
по стажу и образованию - 23 человека
Согласно «Закону об образовании в Российской Федерации» каждый преподаватель школы искусств должен систематически повышать свой профессиональный уровень. Преподаватели ОДШИ им. Д. Б. Кабалевского постоянно повышают свой профессиональный уровень, принимая активное участие в работе методических мероприятий областного, городского и внутришкольного уровней, научно-практических конференциях, мастер-классах, где выступают с сообщениями, докладами, творческими показами. 52 педагога школы приняли участие в 22 мастер-классах и творческих встречах, в том числе с показом учащихся, в 13 научно-практических конференциях разного уровня.
Аттестацию педагогических работников осуществляет аттестационная комиссия, самостоятельно формируемая учреждением. Комиссия создается сроком на 1 год. ОДШИ им. Д. Б. Кабалевского при аттестации педагогических работников руководствуется разработанным в учреждении положением об аттестации.
В соответствии с положением оценка деятельности аттестуемого производится на основе обсуждение профессиональных и личностных качеств работника применительно к его должностным обязанностям должно быть объективным и доброжелательным. Оценка деятельности работника основывается на его соответствии квалификационным требованиям по занимаемой должности, определении его участия в решении поставленных перед учреждением задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности. К приоритетным в этом отношении комиссия должна относить:
- выполнение учебных программ;
- участие в творческой, культурно-просветительской деятельности учреждения, привлечение учащихся к ней;
- активное участие в методической работе учреждения и иных педагогических сообществ;
- отсутствие обоснованных зафиксированных жалоб со стороны учащихся, родителей (законных представителей) учащихся, коллег, администрации.
Также в МБУДО «ОДШИ им. Д.Б.Кабалевского» разработано положение о проведении аттестации заместителей руководителя,главного бухгалтера, кандидатов на должностьзаместителя руководителя, главного бухгалтера.
Аттестация проводится в целях объективной оценки деятельности заместителей директора, главного бухгалтера и подтверждения соответствиязанимаемой ими должности на основании квалификационных характеристик, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»
Проанализировав большой объем методических рекомендаций по аттестации работников, мы предлагаем следующую карту результативности профессиональной деятельности педагогического работника и критерии оценки результативности деятельности (достижений) педагогических работников (по специализациям), которая может быть положена в основу оценивания и аттестации педагогического работника.
Рассматривая аттестацию работников организации с позиции управления персоналом, считаем возможным рекомендовать применять её результаты при формировании кадрового резерва учреждения.
Формирование кадрового резерва находится в тесной взаимосвязи со всеми остальными процессами работы с человеческими ресурсами (подбором, адаптацией, обучением, мотивацией) и в тоже время является самостоятельным направлением деятельности в системе управления персоналом организации. Формирование резерва должно базироваться на следующих основных принципах: постоянство и непрерывность (а не от случая к случаю); соответствие целям и перспективным планам развития учреждения; предоставление равных возможностей всем претендентам на включение в резерв (отсутствие протекционизма).