ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ

Гатауллина И.И. 1, Агеева Г.Ф. 1
1Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы исследования обусловлена спортивного молодым, активно развивающимся видом спорта – спортивное ориентирование. В настоящее время оно прочно вошло и в нормативы комплекса ГТО, и в календари соревнований различных рангов - от школьных до всесоюзных, которые с 1981 г. проводятся уже в ранге чемпионата СССР.

По данным медицинских исследований спортивное ориентирование занимает одно из первых мест среди всех видов спорта по количеству потребляемого кислорода на 1 кг веса спортсмена, а по умственным нагрузкам уступает только шахматам. Ни в каком другом известном виде спорта не вырабатываются столь быстро, как в ориентировании, такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, самодисциплина, настойчивость в достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физиологических нагрузок, организовать свой быт в полевых условиях. Не случайно у большинства школьников, регулярно занимающихся ориентированием, заметно улучшается успеваемость, они становятся собраннее, дисциплинированнее. Однако для того чтобы поддержать интерес у занимающихся к спортивному ориентированию необходимо как можно чаще участвовать в соревнованиях, добиваться результатов, повышать свое спортивное мастерство, а для этого нужны хорошо организованные соревнования [6].

Одним из видов спорта, способствующим подготовке школьников к решению задач является спортивное ориентирование. Именно оно учит воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую одновременно по разным каналам, принимать решения и творчески решать новые задачи в необычных ситуациях. Следовательно, спортивное ориентирование может явиться необходимой неспецифической адаптацией интеллектуальных систем организма [20].

Универсальность спортивного ориентирования в плане физической и интеллектуальной подготовки, значимость этого вида спорта для учебной и профессиональной деятельности обусловливают актуальность избранной темы исследования.

Цель исследования: исследовать психофизическую подготовленность школьников 10-12 лет, занимающихся спортивным ориентированием.

Методы исследования:

1) анализ научно-методической литературы;

2) физиометрия;

3) метод математической статистики;

4) педагогическое наблюдение;

5) педагогический эксперимент;

6) тестирование;

7) антропометрия;

8) тестирование физической подготовленности.

Нами были исследованы следующие функциональные показатели у школьников 10-12 лет: весоростовой показатель, ЖЕЛ, ЧСС в покое, ЧСС после нагрузки, проба Штанге, проба Генчи.

Результаты показателя ЖЕЛ у экспериментальной группы отстает от нормы и составляет 1915 мл, так же и контрольная группа не соответствует норме – 1847,5 мл.

По результатам ЧСС в покое контрольная группа превышает норму на 3,85 уд/мин и составляет 73,85 уд/мин. В то время как результаты экспериментальной группы превышают на 1,25 уд/мин и составляют 71,25 уд/мин.

Результаты ЧСС после нагрузки в норме составляют 110 уд/мин. Данный показатель у экспериментальной группы составил 95,7 уд/мин. Это говорит о том, что сердечно-сосудистая система у детей после нагрузки полностью восстановился и работает экономично.

В то время как результаты контрольной группы превышают показатели нормы на 5 уд/мин и составляют 115 уд/мин.

Показатели пробы Штанге составляют в норме 60 секунд. У экспериментальной группы данный показатель составляет 70,5 секунд, что говорит об отличном состоянии школьников 10-12 лет.

В то время как результаты контрольной группы показатели ниже нормы на 6,3 секунд и составляют 53,7 уд/мин.

Показатели пробы Генчи составляют в норме 50 секунд. У экспериментальной группы результат – 51,45, что говорит об отличном состоянии школьников 10-12 лет.

В то время как результаты контрольной группы показатели ниже нормы на 5,1 секунд и составляют 44,9 уд/мин.

Подводя итог, следует отметить, что полученные в ходе педагогического эксперимента результаты дают основание утверждать, что контрольная группа по всем функциональным показателям превышает либо ниже нормативного показателя.

Нами были исследованы следующие функциональные показатели у школьников 10-12 лет: оценка распределения объема внимания, теппинг-тест, бег на 60 м, бег на 2000 м, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища из положения, лежа на спине.

Экспериментальная группа вполне справляется с оценкой распределения объема внимания. В то время как контрольная группа превышает нормативный показатель на 15 секунд и составляют 03:15 минут.

Контрольная группа не соответствует нормативному показателю в тесте оценка распределения объема внимания. В то время как экспериментальная группа показывает высокий результат.

По результатам теппинг-теста видно, что у экспериментальной группы нервная система сильнее, чем у контрольной группы школьников 10-12 лет.

Показатели бег на 60 м составляют в норме 11 секунд. У экспериментальной группы данный показатель составляет 10,8 секунд, что говорит об отличном состоянии школьников 10-12 лет. В то время как у контрольной группы данный показатель превышает норму на 0,8 секунд и составляет 11,8 секунд.

Показатели бег на 1500 м составляют в норме 8,35 минут. У экспериментальной группы данный показатель составляет 8,27 минут, что говорит об отличном состоянии школьников 10-12 лет. В то время как у контрольной группы данный показатель превышает норму на 0,41 секунд и составляет 9,16 минут.

Показатели сгибание и разгибание рук составляют в норме 20 раз. У экспериментальной группы данный показатель составляет 20, что говорит об отличном состоянии школьников 10-12 лет. В то время как у контрольной группы данный показатель ниже нормы на 6 и составляет 14.

1. Спортивное ориентирование – один из немногих видов спорта, в котором участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей и даже соперников. Поэтому для достижения цели необходимы высокая психологическая подготовленность, проявление настойчивости, решительности, смелости и самообладания.

Одним из условий достижения успеха в соревнованиях по ориентированию является обеспечение высокого уровня физической подготовленности – фундамента, на котором строится мастерство спортсмена.

Степень физической подготовленности спортсмена оказывает значительное воздействие на технику и психологию ориентирования. Следовательно, физическая подготовка является основной для спортсмена-ориентировщика и определяет содержание других видов подготовки.

В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.

2. При определении уровня физического развития и функционального состояния школьников 10-12 лет, мы выявили, что в таких показателях, как ЖЕЛ, ЧСС в покое, ЧСС после нагрузки, проба Штанге и проба Генчи экспериментальная группа соответствует нормам, что говорит об отличном состоянии. В то время как контрольная группа не соответствует нормам.

3. При оценивании уровня физической подготовленности и психических функций школьников 10-12 лет, следует, что в таких тестах как оценка распределения объема внимания и теппинг-тест экспериментальная группа показала высокие результаты. В то время как контрольная группа оказалась ниже норм. В показателях бег на 60, 1500 м, сгибание и разгибание рук в упоре лежа экспериментальная группа школьников 10-12 лет соответствуют нормам, в то время как контрольная группа отстает он норм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астахова, М.И. Виды и тенденции развития спортивно-оздоровительного туризма: учебное пособие / М.И. Астахова, В.П. Нехорошков, Л.К. Комарова. – Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2010. – 147 с.

  2. Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sportivnoe-orientirovanie-kak-odno-iz-sredstv-vospitaniya-fizicheskikh-i-intellektualnykh-sp#ixzz49lhV30cT

Просмотров работы: 605