И.А. Агапова говорит, что развитие у младшего школьника правильных нравственных представлений и норм поведения являются главной частью его осмысленного существования, построения качественных отношений со взрослыми и сверстниками [1]. Поэтому очень важно, чтобы педагоги и родители, т.е. основное окружение младшего школьника, выделялись не только нравственным поведение, но и знали методики воспитания норм общения и моральных ценностей жизни.
Особенно ярко этот вопрос отражается в культуре общения. В обстановке новых коммуникативных движений встала необходимость формирования у младших школьников навыков речевого этикета, а также базовых речевых умений. И.Н. Агафонова к таким умениям относит типичные этикетные ситуации: просьбы, прощания, приветствия, обращения и т.п. [2]. Владение такими умениями составляет основу речевой культуры, помогает школьнику чувствовать себя увереннее и не чувствовать неловкость в ситуации общения. Речевой этикет позволяет сопереживать, выражать доброжелательное отношение к собеседнику. По мнению известных методистов и педагогов Т.А. Ладыженской [4], Н.И. Формановской [5], собственно знания речевого этикета – это база для последующего развития речевой культуры младших школьников.
На сегодняшний день у современных школьников существует несоответствие нормам речевого поведения. Это происходит из-за низкого уровня культуры речевого этикета, что в свою очередь ведет к общему снижению культуры школьника.
С точки зрения развития речевого этикета, по мнению М.В. Кларина, младший школьный возраст является сензитивным, потому что детей этого возраста характеризует особая восприимчивость к окружающему их миру, поэтому они хорошо запоминают разные формы поведения [3]. В связи с этим эмоциональность и конкретика наглядно-образного мышления должны быть основными в приемах обучения младших школьников.
Обучение нормам этикета является продуктивным способом развития коммуникативных способностей у младших школьников, так и психики в общем. Знакомство с основами этикета планирует ознакомление младших школьников с этическими правилами по принципу «повторяй за мной», а также дальнейшую практическую работу. Начальная работа по формированию у младших школьников навыков речевого этикета должна строиться на присоединении элементов наглядности и памяти учащегося. Необходимо создать ситуацию, чтобы заставить подумать о том, насколько верно он поступает в этот момент.
Далее следует перейти к расширению интеллектуального и эмоционального знакомства учащегося с множеством этических норм жизни, систематическим накоплением опыта морали в отношениях с окружающими. Как и другие науки, уроки по работе с этикетом должны реализовываться на длительном этапе. Сначала усвоение принятых правил и норм, далее – построение поведения на основе личностного опыта. На этом этапе важна индивидуальная позиция учащегося: ему необходимо уметь объяснять, обсуждать, разъяснять и приходить самостоятельно к выводу.
Нормы речи, как и любые другие правила, ребенок младшего школьного возраста изучает в основном практическим путем. Методисты и педагоги рекомендуют несколько форм и приёмов, которые наиболее эффективны при обучении младших школьников навыкам речевого этикета.
Другой формой обучения младших школьников речевого этикета является беседа. Такая форма работы так же необходима. При помощи беседы учитель определяет, на каком уровне находятся знания ученика по какой-либо теме. Так же можно выяснить позицию учащегося и настроить его на изучение материала.
К примеру, на начальном этапе учитель может осуществить беседу о вежливом отношении к окружающим, о его значении.
Изучение навыков речевого этикета можно провести в игровой форме, в ролевой игре. В этих играх следует изучить тактику действия человека в конкретной придуманной ситуации. Для проведения такой игры можно подготовитель модель ситуации и разделить роли. Раздать учащимся заготовленные карточки с разными альтернативами поведения. Далее каждая ситуация обыгрывается несколько раз, и ученики выбирают ту, которая наиболее соответствует нормам поведения в обществе. Учащиеся должны аргументировать свою точку зрения.
Примеры содержания карточек:
1. «Добрый день! Завтра я праздную свой день рождения и хотел бы вас на нём видеть. Праздник состоится в 15.00, буду вас ждать!»
2. «Завтра приходите на День Рождения ко мне. Около трёх часов»
3. «Все идут ко мне на День Рождения завтра и готовьте подарки»
4. «Ребята, жду вас завтра в гости. У меня День Рождения. Приходите в общем»
Другой формой работы по речевому этикету может стать дискуссия внутри учебы. Под этим словом обычно понимают обсуждение какого-то спорного вопроса. Дискуссия внутри учебного процесса используется для общения учащихся с целью решения проблемной задачи, при этом должны учитываться точки зрения всех участников.
К примеру: в трамвае сидят два мальчика, одному 9 лет другому 11. На остановке заходит пожилая женщина, кто из мальчиков должен встать и уступить место? Такая ситуация обычно вызывает различные мнения учащихся, которые они хотят аргументировать. После всех высказанных позиции учитель называет рекомендуемый вариант решения проблемной ситуации: уступит тот из мальчиков, кто вежливее.
Поэтому, в качестве базовых приемов обучения младших школьников культуре речи и навыков речевого этикета следует использовать те, которые максимально близко отражаются в жизни, которые наталкивают учащихся на правильный выбор моделей поведения и также доказывать правильность и точность своего выбора.
Литература
Агапова, И. А. Правила этикета - дошкольникам и младшим школьникам: Методическое пособие / И. А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: АРКТИ, 2011. – 216 с.
Агафонова, И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся / И. Н. Агафонова // Управление начальной школой. - 2009. - № 2. - С. 4-9.
Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М. В. Кларин. - Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с.
Ладыженская, Н. В. Риторика и обновление школьного образования / Н. В. Ладыженская // Педагогика. – 2003. - № 2. - С. 108.
Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. - М.: Высш. шк., 2005. – 159 с.