ДЕТСКОЕ НАЧАЛО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. П. ВОРОНОВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДЕТСКОЕ НАЧАЛО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. П. ВОРОНОВА

Пискунова А.В. 1, Прокофьева А.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Детство – важнейший период человеческой жизни, неподготовка к будущей жизни,а настоящая, яркая, самобытнаянеповторимая жизнь.В. А. Сухомлинский

Тема детского начала – одна из важных тем художественной литературы. Эту тему затрагивают не только русские писатели, но и зарубежные, такие как М. Твен («Приключение Тома Сойера»), Ч. Диккенс («Лавка древностей»), Г. Бёлль («И не сказал ни единого слова»), и многие другие. Особое внимание детству уделяли русские писатели и поэты: Ф.М. Достоевский («Мальчик у Христа на елке»), Л.Н. Толстой («Детство»), А.Н. Толстой («Детство Никиты»), В.Г. Короленко («В дурном обществе» или «Дети подземелья», «Слепой музыкант»), И.А. Бунин («Цифры»), М. Горький («Детство»), Л. Кассиль («Кондуит и Швамбрания»), В.К. Железников («Чучело») и т.д., подчеркивая в своих произведениях прежде всего силу гуманизма и озабоченность детскими судьбами.

Тема детства отражена в пословицах и поговорках: Дети – благодать Божья, Детство – время золотое, Дети родителям не судьи, а так же в афоризмах известных людей:Пабло Пикассо«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста», Л. Н. Толстой: «Дети нравственнее, гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков – лицемерие родителей, и теряют к ним уважение», «Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, каких я только могу вообразить себе, но чтобы не было детей, или такими, людьми, как теперь, но с детьми, – я бы выбрал последнее», В. А. Сухомлинский: «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца», Ж. Ж. Руссо: «Дайте детству созреть в детстве». В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что данная тема является актуальной.

Детское начало как термин рассматривает Е. Е. Кулакова в своей диссертации на тему: «Детское начало в творческих исканиях Ф.М. Достоевского». Е. Е. Кулакова условно принимает понятие детское начало за самостоятельную философско-религиозную категорию, которая может по-разному – субъективно и объективно – проясняться в интуициях художника, в его творческих стимулах и в создаваемых им образах [2].

Мы затронем вопрос, как проявляется детское начало в произведениях Н. П. Воронова. Но прежде совершим краткую экскурсию в биографию писателя и поэта.

Н. П. Воронов родился в городе Троицке Челябинской области в семье железнодорожного рабочего, детство и юность провел в Магнитогорске. Николай Павлович писал: "Душой магнитогорец я..." [5]. О себе и своей семье он пишет: "Начало жизни на станции Золотая сопка близ города Троицка. Мать, Мария Ивановна. Из семьи оренбургского казака Коновалова, погибшего в Гражданскую войну. Отец Павел Анисимович Воронов, потомок запорожского казака, переехавшего в столыпинское время на Южный Урал из Полтавской губернии". Жизнь особо не баловала подростка, как и все его сверстники из рабочих семей, мальчик с детства был самостоятельным, трудолюбивым, не боялся драк, участвовал в мальчишеских проказах, однако любил читать и отличался наблюдательностью и хорошей памятью, что в дальнейшем помогло ему стать писателем.

Писательскую деятельность Николай Павлович начал рано: в начальной школе сочинил свои первые стихотворения. Первый его рассказ "Обида" был напечатан в 1953 году в альманахе "Молодая гвардия". А в 1955 г. в Свердловске вышла первая книга рассказов "Весенней порой" [1].

Николай Павлович обращается к сложным проблемам детства во многих своих произведениях: «Юность в Железнодольске», «Мальчик, полюбивший слона», «Голубиная охота», «Комар-пискун», «Побег в Индию», «Комар-пискун», «Биси-Миси-Карандака» и др.

Следует заметить, что в основном герои Воронова – это подростки, чьё взросление пришлось на тяжёлые военные и послевоенные годы. Таков, например, Серёжа Анисимов, автобиографичный образ которого писатель представил в таких произведениях как «Юность в Железнодольске», «Побег в Индию», «Голубиная охота». Подростки Воронова с лихвой хлебнули тягот военного и послевоенного времени: голодали, работали, учились, дружили, дрались, любили, пытались постичь мир и осмыслить действительность. Они были свидетелями грандиозной стройки первых пятилеток, на их глазах возводилось великое детище – Магнитогорский металлургический комбинат. Родителям в то время было не до психологических проблем детей, поэтому дети пытались решать свои проблемы самостоятельно.

Более подробно мы рассмотрим два произведения Н.П. Воронова: «Голубиная охота» и «Мальчик, полюбивший слона», а также затронем тему детства в его поздних детских стихах.

Повесть «Голубиная охота», написанная в 1971, году издавалась отдельно и в сборниках. «Голубиная охота» рассказывает о жизни подростков в начале Великой Отечественной войны. В повести очень многое из детства Н. П. Воронова: барачный поселок, безотцовщина, увлечение голубями, становление характеров, проверка этих характеров войной... Не случайно «Голубиная охота» вошла в сборник «Война и дети», где помещены лучшие рассказы и повести о войне и детях: «Судьба человека» М.А. Шолохова, «Уроки французского» В.Г. Распутина и многие другие. В повести говорится о познании подростками «прекрасного и яростного мира», полного противоречий и борьбы [4]. Сережа Анисимов, за которым легко угадывается Коля Воронов, свой паек хлеба делил с голубями. А когда на конный двор привозили жмых, мальчишкам – за помощь в разгрузке давали по плите жмыха – в семье и у голубей «наступал праздник». «Для себя мы калили жмых на чугунной печной плите, а для них дробили в медной ступке» [6].

Данная история – это своеобразная загадка, поставленная читателю, и обычной логикой ее не разгадать, до самой последней страницы. Повесть написана увлекательно и живо. Произведение ярко раскрывает тему военного детства мальчика, страстного любителя голубей. На наших глазах происходит становление нравственного облика подростка, познавшего преданность птиц, которые стали для его настоящими друзьями, и пережившего предательство людей. Гибель голубки, которой на глазах героя отрывают голову, – это и горе, и серьёзное испытание для Серёжи. Подобные испытания не проходят бесследно, они могут озлобить душу ребёнка. Серёжка избивает обидчика, но нанесённая ему нравственная травма всё-таки не делает его злее, а лишь служит очередным суровым уроком жизни.

Повесть «Мальчик, полюбивший слона» рассказывает о трагической истории в жизни маленького мальчика. Подчас бывает, когда взрослые недооценивают серьезность детских забот и проблем. Недопонимание может сломать душу ребенка. Автор говорит нам об этом, но и одновременно об ответственности, которую маленький мальчик способен испытать за судьбу своего друга, большого слона. Когда дружбе маленького мальчика начинают грозить злые силы (в лице директора зоопарка, похожего на «заготовителя кож»), в нем обнаруживается такой запас внутренних сил, что, даже теряя друга, он одерживает свою первую нравственную победу [7].

«Голубиная охота», «Мальчик, полюбивший слона» – повести, доступные среднему школьному возрасту.

Будучи уже зрелым писателем, став дедом, Воронов обращается к теме детства в цикле стихотворений «Моя крылатая родня». Незатейливые, шутливые озорные стихи «Наш дом», «Бабушка и внучка» и др. написаны им уже для малышей. Поэт искренне любуется маленькими детьми, восхищается их проказами, непосредственностью. Это светлые, чистые, добрые стихи, в них нет горечи, боли и разочарования.

Стихотворение Николая Павловича Воронова «Наш дом» написано в 1970-х годах. Поэт посвящает его своему детству, малой родине в Троицке.

Тема стихотворения содержится в названии «Наш дом». С первых строк поэт описывает дом детства, в котором ему нравится всё. Н. Воронов применяет цветовую гамму яркого голубого, красного окраса.

«Дом большой, голубой,

С красной крышей и трубой» [1].

У лирического героя большая семья. Мы видим жизнь трёх поколений, проживающих вместе: отцов, детей, внуков. Глава семьи – труженик-дед. Поэт любит своего деда и говорит о нём с восхищением.

«Дед, хоть старый, моложавый:

Не седеет, раскудрявый».

С нежностью и юмором описывает автор домашних питомцев, любимцев деда: мохнолапого петушка, игривого пса Рыжика.

Следующая главенствующая в семье – не менее любимая и обожаемая бабушка, певунья и хлопотунья. Её пение сравнивается с пением соловья: как соловей начинает рано петь, так и бабушка как проснётся, так запела. Она же и хлопотунья, на её плечах держится весь дом: «Жарит-парит, варенье варит».

Младшее поколение, как и старшее тоже не ленится: «Папа тоже много успевает: он и шьёт и убирает, и автомобилем управляет». Мама в тон папе успевает и семью поддержать, и в институте учиться.

Живёт такая хорошая семья в прекрасном краю, которым автор искренне любуется:

«Ах, какой вокруг простор!

Ах, какая красота!»

Поэт любит родной край и гордится им.

Тема детского начала в творчестве Н. П. Воронова одна из самых важных и ключевых тем. На протяжении многих лет писателей интересовало развитие ребёнка, его формирование как личности, его трудности и переживания. Некоторые авторы писали о счастливом, беззаботном детстве, но Н. П. Воронов более глубоко и психологически подходит к этому вопросу в своих произведениях. Тема счастливого и беззаботного детства представлена у него лишь в поздних стихах.

Список литературы

  1. Воронов, Н.П. Моя крылатая родня. – Магнитогорск: Магнитогорский дом печати, 2006. – 184 с.

  2. http://www.dslib.net/russkaja-literatura/detskoe-nachalo-v-tvorcheskih-iskanijah-f-m-dostoevskogo.html

  3. Прокофьева, А.В., Григорьева, В.И. Выявление философских и природоведческих мотивов в стихотворении Н.П.Воронова «Желна» // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической заочной конференции. – Магнитогорск: изд-во Магнитогорск. гос.техн.ун-та им. Г.И. Носова, 2015. – 149 с. – С.90-03.

  4. https://www.livelib.ru/book/1000759172-golubinaya-ohota-nikolaj-voronov

  5. http://biograf74.ucoz.ru/publ/v/quot_dushoj_magnitogorec_ja_quot/13-1-0-27

  6. http://www.rulit.me/books/zakon-dushi-read-357315-24.html

  7. http://lit.lib.ru/w/woronow_n_p/text_0190.shtml

Просмотров работы: 534