Термин «эффективность» происходит от латинского слова «effectus» – исполнение, действие. Вначале понятие эффективности относили к технике и технологии. При этом под эффективностью понимается мера выполненной работы по отношению к затраченной энергии или соотношение между фактическим и потенциальным результатом любого процесса.
В экономике эффективность - это относительный показатель, который характеризует соотношение между достигнутыми или ожидаемыми конечными результатами производственной деятельности, выступающими в виде эффекта, и затратами или ресурсами, необходимыми для его достижения, т.е.
Эффективность = Эффект / Затраты (ресурсы).
Принципиальная разница между категориями “эффект” и “эффективность”состоит в следующем. Эффект характеризует абсолютный результат производственной деятельности, а эффективность выражает его относительную величину, полученную с единицы произведенных затрат или ресурсов. Отсюда следует, что повышение эффективности означает получение максимального эффекта при неизменных затратах, либо заданного эффекта при минимальных затратах, либо максимального эффекта при минимальных затратах.
Объемы и темпы получаемого эффекта зависят от объемов применяемых ресурсов (трудовых, материальных и денежных) и осуществляемых затрат труда.
В секторе предприятий, ставящих перед собой цель получения прибыли, эффективность рассматривается в двух аспектах. Первый из них отражает внутриотраслевую эффективность, т.е. результативность деятельности отдельных хозяйствующих субъектов и всей их совокупности по использованию производственного потенциала, используемого производителями для создания соответствующих услуг. Он характеризуется показателями использования различных видов затрат и ресурсов.
Второй аспект эффективности - внеотраслевая или народнохозяйственная. Этот эффект может быть как прямым, так и косвенным. Прямой эффект выражается вкладом предприятия в валовой внутренний продукт, национальный доход, налоговыми отчислениями в бюджеты всех уровней, а также внебюджетные фонды, предназначенные для решения социальных задач общества.
При оценке косвенного эффекта следует исходить из роли предприятия в социально-экономической деятельности. Косвенный эффект представляет собой совокупное стимулирующее воздействие предприятия на экономическую систему, включая:
- участие в создании конкурентной среды, что стимулирует экономическую эффективность;
- создание рабочих мест, уменьшающее социальную нагрузку на экономику;
- мультипликативный эффект от расходов, создающих дополнительный платёжеспособный спрос в экономике.
В целом можно выделить 3 группы показателей экономического эффекта:
1) объемные (валовая, товарная, нормативно-чистая продукция, объем строительно-монтажных работ, прибыль и др.);
2) конечные качественные экономические (валовой внутренний продукт, валовой доход, экономия от снижения себестоимости, ввод в действие основных производственных фондов, производственная мощность, производство товаров народного потребления, качество продукции, сокращение потерь и др.);
3) социальные (повышение уровня жизни, улучшение содержания и условий труда, рациональное использование свободного времени и др.). Достаточно часто эффекты выражаются в натуральных измерителях.
Изучив принятые в мире подходы оценки эффективности деятельности предприятия, можно отметить семь основных критериев:
Для эффективного управления организацией необходимо оценивать развитие и работу организации в условиях постоянных изменений.
Организация - это открытая система, учитывая это, следует выделить два направления оценки ее деятельности: оценка работы всех ее подсистем и оценка развития организации во внешней среде.
Для того, чтобы проанализировать работу организации, необходимо:
I. Рассмотреть внутренние факторы и выявить сильные и слабые стороны организации.
Сравнить их с внешними факторами - возможностями рынка.
Главный потенциал организации - организационные, кадровые, технологические и информационные ресурсы, определяются основными составляющими подсистемами организации персоналом, экономикой и финансами, маркетингом, инновациями и одновременно являются объектами управления и оценки.
II. Оценивая деятельность нужно учитывать связь и влияние друг на друга параметров работы подсистем организации.
III. Деятельность организации определяется не только параметрами ее подсистем, но и факторами внешней среды, воздействующими на нее прямо или косвенно. Прогнозируя состояние внешней среды, необходимо определить отдельные параметры и спроецировать их возможную динамику, выделяя соответствующие изменения внутренней среды предприятия и изменения микросреды - поставщиков, потребителей, конкурентов и макросреды - политической, демографической, научно-технической, культурной и природной сферы по их направленности на цели развития организации.
IV. Внешняя среда и ее изменения косвенно влияют на работу предприятия, поэтому необходимо оценивать стратегию развития и деятельности организации.
V. Деятельность предприятия должна соответствовать стратегическим целям развития.
Одними из важнейших показателей деятельности организации являются:
объем продаж;
объем оборотных средств;
рентабельность конечного продукта;
инфраструктура организации;
репутация предприятия;
масштабы производства;
партнерские отношения;
клиентская база;
текучесть кадров;
участие в государственных программах.
Для оценки деятельности организации необходимо выявить цель обследования и определить исходя из этого метод.
Существует набор критериев оценки:
общая эффективность работы предприятия, то есть мера достижения целей. Целей бывают экономические и социальные, научно-технические. Можно представить это в виде «дерева целей», в котором цели разного уровня связываются в классификационные группы таким образом, чтобы осуществление установок нижнего уровня приводило к реализации определенной цели более высокого уровня;
выполнение программы экономического и социального развития;
обеспеченность работы финансами. Это один из важных экономических критериев деятельности организации. Показателем будет превышение доходов над расходами, включая затраты на уплату налогов и обязательных платежей, развитие деятельности предприятия и социальное развитие всего коллектива в целом;
соответствие технологического уровня организации и продажи работ (услуг) объективным требованиям развития рынка;
уровень качества и себестоимости конечного продукта;
решение важных социальных проблем коллектива. Главными показателями здесь будут уровень удовлетворения социально-бытовых потребностей рабочего коллектива организации и возможность профессионального роста;
экологичность организации.
Приведенные критерии позволяют выявить главные проблемы и определить направления углубленной оценки для выявления важнейших резервов повышения эффективности деятельности организации.
При определении критериев и показателей эффективности работы организации необходимо учитывать принятые в мире подходы, в соответствии с которыми выделяют по меньшей мере семь критериев оценки:
качество;
действенность;
производительность;
качество условий труда;
экономичность;
прибыльность;
инновационная деятельность.
Для оценки деятельности организации за основу так же берут финансовую и бухгалтерскую отчетность, данные управленческого учета, статистическую, рыночную и нормативно-справочную информацию.
При проведении анализа деятельности организации необходимо учитывать для кому необходима данная информация. Пользователей информации, можно поделить на группы.
инвесторы и кредиторы,
государственные органы,
собственники предприятия,
работники организации и его контрагентов.
Методы анализа деятельности предприятия:
1. Горизонтальный (трендовый) анализ прибыли:
- сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли отчетного периода с показателями предшествующего периода;
- сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года;
- сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли за ряд предшествующих периодов.
2. Вертикальный (структурный) анализ прибыли:
- структурный анализ прибыли, сформированной по отдельным сферам деятельности;
- структурный анализ прибыли по отдельным видам продукции;
- структурный анализ активов;
- структурный анализ распределения или использования полученной прибыли.
3. Сравнительный анализ прибыли:
- сравнительный анализ показателей уровня прибыли предприятия;
- сравнительный анализ показателей прибыли;
- сравнительный анализ отчетных и плановых показателей прибыли.
Таким образом, анализ эффективности деятельности предприятий независимо от субъекта оценки осуществляется с помощью финансовых показателей. Исследования, проведенные Renaissance Worldwide и журналом CFO Magazine среди 200 крупнейших западноевропейских компаний, свидетельствуют, что около 50 % компаний создают собственные системы оценки эффективности, которые базируются исключительно на системе финансовых показателей.
Список литературы
1. Шибина М.А., Морозко Н.И. Оценка эффективности деятельности предприятия // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/118EVN215.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/118EVN215.
2. Выварец А.Д. Экономика предприятия: учебник / А.Д. Выварец. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2012. – 543 с.
3. Котова Н.Н. Оценка эффективности бизнеса организации. – Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». – том 8, №2, 2014 год.