СОСТОЯНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ И ЕГО РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОСТОЯНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ И ЕГО РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Стратегия развития экономики России предполагает в качестве одной из целей достижение и поддержание продовольственной безопасности, определяемой как способность государства, гарантированную соответствующим ресурсным потенциалом, независимо от внешних и внутренних условий стабильно удовлетворять потребность населения страны в целом и каждого гражданина в отдельности продуктами питания и питьевой водой в объемах, ассортименте и качестве, достаточных для полноценного физического и социального развития, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства. Проблема обеспечения продовольственной безопасности остается актуальной с момента начала либерализации внешнеэкономической деятельности в России.

К современным критериям продовольственной безопасности исследователи относят долю расходов на продовольствие в общих расходах отдельных групп населения, территориальную доступность продуктов (измеряемую путем сравнения уровня розничных цен на одинаковые товары в разных регионах страны), уровень «удобства» продовольствия (доля в потреблении современных продуктов, которые снижают потери и экономят время работы в домашнем хозяйстве), степень «натуральности» и доброкачественности продуктов, влияние качества продуктов на состояние здоровья и продолжительность жизни, в том числе продуктов, полученных с помощью методов генной инженерии и биотехнологии.

Из приведенных критериев продовольственной безопасности вытекает ее зависимость от состояния продовольственного рынка, в самом широком смысле определяемого как деятельность, связанная с производством и реализацией продуктов питания. Важной составной частью стратегии развития продовольственного рынка является стратегия формирования товарных ресурсов, с позиций обеспечения продовольственной безопасности направленная на создание стратегических и оперативных резервов продовольствия, удовлетворение потребностей населения страны в продуктах питания, прежде всего за счет собственного ресурсного потенциала, а не поставок по импорту.

Международная практика обеспечения продовольственной безопасности обосновывает ее достаточный уровень для граждан любой страны в размере 80% и более потребляемых ими продуктов питания, которые должны производиться собственным аграрным сектором этой страны, что, в конечном счете, под­нимает на необходимый уровень показатель качества жизни населения и, соответственно, его воспроизводство. Согласно оценкам, для того чтобы прокормить население мира, численность которого, как ожидается, превысит в 2050 году 9 млрд человек, потребуется увеличить к этому году объем производства сельскохозяйственной продукции на 70 процентов. Одновременно с этим следует принять меры, чтобы обеспечить для всех людей доступ – физический, социальный и экономический – к достаточному количеству безопасного и питательного продовольствия, уделяя при этом особое внимание обеспечению полного доступа для женщин и детей. В развитых странах мира обеспечение продовольственной безопасности является важнейшим национальным приоритетом с активным участием государства. Поэтому уровень само обеспечения основными продуктами питания таких стран, как США, Франция, Германия и ряда других, составляет 100% и более. Продовольственная безопасность является важнейшей составной частью национальной безопасности, так как обеспечивает устойчивое производство основных продуктов питания и их доступность населению, а также способствует благоприятному социальному климату в обществе.

В России уровень продоволь­ственной безопасности в настоящее время по разным оценкам составляет от 65-75% (импорт продовольствия 25-35%). При этом доля импорта в крупных мегаполисах страны достигает примерно 50-60%. Обеспечение продовольственной безопасности являет­ся приоритетным направлением государственной полити­ки, так как охватывает достаточно широкий спектр национальных, эко­номических, социальных, демографических и экологиче­ских факторов. В сфере продовольственной безопасности объединяются проблемы проведения экономической и агропромышленной реформ, реальные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, отечественного рынка, степени его зависимо­сти от мирового рынка продовольствия, социального по­ложения и платежеспособности потребителей в различных регионах России. Из всех проблем, влияющих на экономику России, самой существенной и обременительной явилось снижение производства сельскохозяйственной продукции и ухудшение питания населения страны.

В перспективе государственная политика России в области сельского хо­зяйства должна быть социально ориентированной, обеспечивать продовольственную без­опасность государства, удовлетворять потребительский спрос, и при этом быть включенной в международное разделение труда, привлекать необходимые валютные средства и капиталы для дальнейшего наращивания производственного потен­циала. Важнейшим элементом проведения государственной политики, служащим обеспечению продовольственную безопасность, является регулирование продовольственных рынков путем закупок продукции и продовольственных интервенций, осуществляемых через специализированное Федеральное агентство. Внешнеэкономическая направлен­ность государственной политики в сфере продовольствен­ной безопасности заключается в эффективной реализации международного разделения труда в продовольственной сфере при недопущении критической зависимости от им­порта продовольствия.

Важным условием обеспечения продовольственной безопасности страны является общий уровень националь­ной экономики. Продовольственная безопасность страны может быть обеспечена только за счет последовательного осуществления комплекса взаимосвязанных и скоордини­рованных организационно-экономических, законодатель­ных, административных и социальных мер на федеральном и региональных уровнях путем обеспечения системы соче­тания государственных мер с использованием внутренних резервов непосредственно самих отраслей, предприятий и хозяйств агропромышленного комплекса.

Для этого необходимо:

  • обеспечить сбалансированное функционирование агропромышленного комплекса, и в том числе сельско­го хозяйства, в режиме расширенного воспроизводства по инновационному пути развития, как в обычных, так и экстремальных ситуациях с учетом равноправного и вза­имовыгодного внешнеэкономического сотрудничества, использования преимуществ международного разделения труда в АПК и кооперации производства для достижения приемлемого уровня потребления основных видов базо­вых продуктов питания и его повышения для большинства населения страны;

  • рационализировать структуру внешней торговли сель­скохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, предусматривающую максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей страны за счет импорта с учетом использования принятых в международ­ной практике защитных мер по отношению к отечествен­ным товаропроизводителям и вступления России в ВТО, регламентации условий импорта и экспорта продукции агропромышленного комплекса;

  • сохранить единое экономическое пространство, раз­вивать и совершенствовать межрегиональные продоволь­ственные и сырьевые связи, обеспечивающие соблюдение общегосударственных интересов, исключающие реги­ональный сепаратизм, разного рода административные ограничения и запреты на передвижение товарных потоков продукции АПК по российской территории и способству­ющие функционированию единого российского агропродовольственного рынка, его интеграции, прежде всего в об­щий аграрный рынок стран СНГ и ЕврАзЭС, в различные межгосударственные союзы и объединения;

  • углубить территориально-отраслевое разделение тру­да в АПК, активно развивать интеграционные процессы в агропромышленном производстве и специализирован­ные зоны по производству отдельных видов сельскохозяй­ственной продукции, стимулировать кооперацию;

  • создать необходимые законодательные, организаци­онно-экономические и административные условия, ис­ключающие криминализацию в системе производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продо­вольствия;

  • обеспечить действенность государственного регули­рования экономических процессов, связанных с производ­ством, сбытом и использованием сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, способного гаран­тировать нормальное функционирование отечественного агропромышленного комплекса и внутреннего агропродовольственного рынка, как в обычных, так и в экстремаль­ных условиях.

В современных экономических условиях проблема обеспечения продовольственной безопасности страны не столько аграрная, сколько комплексная, связанная с макро­экономическим развитием государства, его возможностя­ми осуществления социально ориентированной политики, повышения жизненного уровня населения, использования преимуществ международного разделения труда в агро­промышленном производстве. Например, Индия практически добилась полного и фактического самообеспечения основными продовольственными товарами, но нельзя признать, что Индия достигла национальной продовольственной независимости, и соответственно безопасности, так как отсутствие импорта продовольствия сопровождается с предельно низким уровнем его потребления и недоеданием значительной части населения страны. С другой стороны, устойчивая национальная экономика и финансовая система Японии позволяют гарантировать достойное потребление продовольствия ее населением без ущерба национальным интересам при самообеспечении основными продуктами питания всего лишь на 50%.

Вместе с тем для России как одного из крупных мировых производителей и одно­временно импортеров продовольствия основой укрепле­ния продовольственной безопасности является повышение эффективности функционирования отечественного АПК и его базовых отраслей за счет:

  • мобилизации потенциала собственного агропро­мышленного производства, способного гарантировать надежное обеспечение населения страны отечественным продовольствием;

  • формирования конкурентных продуктовых рынков, создания законодательной базы и институциональной ин­фраструктуры для их эффективного развития, защиты оте­чественных сельскохозяйственных товаропроизводителей от неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков сель­скохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

  • обеспечения оптимизации межотраслевых эконо­мических отношений для достижения такого соотношения цен на сельскохозяйственную и промышленную продук­цию, которое бы стимулировало рост темпов расширен­ного воспроизводства, прежде всего в сельском хозяйстве;

  • совершенствования системы краткосрочного, среднесрочного и особенно долгосрочного кредитования, достижения его доступности для основной массы сель­скохозяйственных товаропроизводителей, создания благо­приятных экономических условий для привлекательности инвестиций и роста инвестиционной активности в агро­промышленном производстве;

  • создания системы гарантий качества продоволь­ствия, поступающего на внутренний рынок, путем обеспе­чения контроля над применяемыми технологиями по всей продовольственной цепочке, и особенно за импортной продукцией;

  • наращивания и рационального использования про­довольственных ресурсов за счет повышения технологи­ческого уровня агропромышленного производства и сти­мулирования внедрения ресурсосберегающих и экологи­чески чистых технологий производства продукции АПК;

  • формирования и развития специализированных зон производства основных видов сельскохозяйственной про­дукции, ликвидации барьеров и административных огра­ничений на перемещение сельскохозяйственной продук­ции, сырья и продовольствия внутри страны.

Кроме того, необходимо осуществление системы со­циально-экономических мер, направленных, прежде всего, на снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для питания в соответ­ствии с физиологическими стандартами, здорового пита­ния детей дошкольного и школьного возраста. Предстоит более эффективно использовать механизмы обеспечения продовольственной помощи регионам страны, оказавшим­ся в экстремальных ситуациях, а также повысить транс­портную доступность отдаленных регионов для гаранти­рованного и относительно равномерного по времени про­довольственного снабжения населения. Для формирования единого продовольственного рынка с учетом территориального разделения труда и на основе взаимовыгодных экономических условий необходимы:

  • единые для всей территории Российской Федерации ценовая стратегия и государственная поддержка сельско­хозяйственных товаропроизводителей;

  • единая федеральная политика цен на продовольствие и сельскохозяйственное сырье;

  • отказ от любых ограничений на межрегиональный обмен товарами продовольственного рынка;

  • федеральные программы поддержки сельскохозяй­ственных товаропроизводителей, особенно, функциониру­ющих в неблагоприятных природно-климатических усло­виях;

  • формирование федеральных и региональных продо­вольственных фондов.

Значение федеральных и региональных продоволь­ственных фондов определяется, прежде всего, необхо­димостью накопления товарных запасов и проведения интервенций на продовольственном рынке (в разных странах по-разному определяют порог критического уровня запасов продовольствия, так в США он составляет 40% среднегодового потребления). Российский Федеральный фонд служит также для снабжения отдельных территорий (северных регионов, а также городов Москвы и Санкт-Петербурга и т. д.). Региональные продовольственные фонды выполняют сейчас аналогичные функции снаб­жения республиканских, краевых и областных центров и крупных промышленных городов. Необходимо разработать экономический механизм, обеспечивающий пополнение фондов в требуемых объ­емах. В современных условиях исключается возможность внеэкономического давления на сельскохозяйственных то­варопроизводителей. Контракт на поставки товара продо­вольственного рынка в федеральные и региональные фон­ды должен быть экономически привлекателен.

Поэтому при его заключении необходимо предусмотреть следующие условия:

1. гарантированные закупочные цены на сельскохозяйственные товары должны обеспечить нормально работающим сельско­хозяйственным товаропроизводителям условия для расши­ренного воспроизводства;

2. налоговые льготы и льготные кредиты, государ­ственная поддержка сельскохозяйственных товаропроиз­водителей через соответствующие программы, в которых специально оговариваются условия о выделении дотаций, субсидий, субвенций при выполнении заключенного кон­тракта.

Для поддержания продовольственной безопасности на достаточном уровне в регионах необходима срочная раз­работка программ и соответствующей системы мер по ее поддержанию, которые входят составной частью в про­грамму построения системы продовольственной безопас­ности России. При их разработке необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на уровень продоволь­ственной безопасности регионов:

  • обеспеченность земельными ресурсами;

  • степень деградации сельскохозяйственных земель;

  • степень обновления основных фондов агропромыш­ленного комплекса;

  • уровень монополизации продовольственного рынка;

  • степень импортного давления на внутренний продо­вольственный рынок;

  • уровень безработицы в сельском хозяйстве;

  • уровень государственной поддержки сельхозпроизво­дителей;

  • уровень использования ресурсного потенциала в аг­ропромышленном комплексе.

Необходимо обратить внимание на увеличение объ­емов дотаций, улучшение инвестиционного климата, сни­жение процентных ставок по предоставляемым кредитам с целью повышения конкурентоспособности отечествен­ного производства продовольственных товаров и сырья, кроме того, необходимо создание государством равных ус­ловий для производителей и продавцов продовольствия в целях совершенствования конкуренции. Также весьма актуальным является внедрение иннова­ционных и корректировка существующих технологий про­изводства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. Внедрение и реализация предлагаемых рекомендаций и проектов, по мнению автора, позволит достичь существенного снижения удельного веса импорта сельскохозяйственной продукции и сырья, и обеспечить достижение продовольствен­ной безопасности и независимости страны и наиболее полно снабдить население качественным продовольствием.

Список литературы

1. Погодина И. В., Д. Ю. Фраймович Анализ индикаторов сельскохозяйственного развития регионов в рамках реализации общегосударственной задачи обеспечения продовольственной безопасности. Национальная безопасность 2012.-№ 4.-C. 71-76.

2. Григорьева М. А. Оценка уровня продовольственной безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность 2012.-№ 2.-C. 4-8.

3. Власов В. А. Некоторые актуальные аспекты государственной и муниципальной продовольственной политики в контексте реализации положений продовольственной безопасности. Национальная безопасность 2011.-№ 5.-C. 53-59.

4. Глотова Е. А. Продовольственная безопасность России как гарант национальной безопасности. Право и политика. 2010.-№ 11.

5. Лущик А. А. К вопросу формирования стратегии обеспечения населения доступным продовольствием. Национальная безопасность 2011.-№ 6.-C. 4-10.

6.Устинова Е.В. Повышение устойчивости рынка продовольствия и его безопасность в России.-Автореф. дис. канд. экономич. наук.-М., 2008.

Просмотров работы: 2134