К современным критериям продовольственной безопасности исследователи относят долю расходов на продовольствие в общих расходах отдельных групп населения, территориальную доступность продуктов (измеряемую путем сравнения уровня розничных цен на одинаковые товары в разных регионах страны), уровень «удобства» продовольствия (доля в потреблении современных продуктов, которые снижают потери и экономят время работы в домашнем хозяйстве), степень «натуральности» и доброкачественности продуктов, влияние качества продуктов на состояние здоровья и продолжительность жизни, в том числе продуктов, полученных с помощью методов генной инженерии и биотехнологии.
Из приведенных критериев продовольственной безопасности вытекает ее зависимость от состояния продовольственного рынка, в самом широком смысле определяемого как деятельность, связанная с производством и реализацией продуктов питания. Важной составной частью стратегии развития продовольственного рынка является стратегия формирования товарных ресурсов, с позиций обеспечения продовольственной безопасности направленная на создание стратегических и оперативных резервов продовольствия, удовлетворение потребностей населения страны в продуктах питания, прежде всего за счет собственного ресурсного потенциала, а не поставок по импорту.
Международная практика обеспечения продовольственной безопасности обосновывает ее достаточный уровень для граждан любой страны в размере 80% и более потребляемых ими продуктов питания, которые должны производиться собственным аграрным сектором этой страны, что, в конечном счете, поднимает на необходимый уровень показатель качества жизни населения и, соответственно, его воспроизводство. Согласно оценкам, для того чтобы прокормить население мира, численность которого, как ожидается, превысит в 2050 году 9 млрд человек, потребуется увеличить к этому году объем производства сельскохозяйственной продукции на 70 процентов. Одновременно с этим следует принять меры, чтобы обеспечить для всех людей доступ – физический, социальный и экономический – к достаточному количеству безопасного и питательного продовольствия, уделяя при этом особое внимание обеспечению полного доступа для женщин и детей. В развитых странах мира обеспечение продовольственной безопасности является важнейшим национальным приоритетом с активным участием государства. Поэтому уровень само обеспечения основными продуктами питания таких стран, как США, Франция, Германия и ряда других, составляет 100% и более. Продовольственная безопасность является важнейшей составной частью национальной безопасности, так как обеспечивает устойчивое производство основных продуктов питания и их доступность населению, а также способствует благоприятному социальному климату в обществе.
В России уровень продовольственной безопасности в настоящее время по разным оценкам составляет от 65-75% (импорт продовольствия 25-35%). При этом доля импорта в крупных мегаполисах страны достигает примерно 50-60%. Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает достаточно широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов. В сфере продовольственной безопасности объединяются проблемы проведения экономической и агропромышленной реформ, реальные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, отечественного рынка, степени его зависимости от мирового рынка продовольствия, социального положения и платежеспособности потребителей в различных регионах России. Из всех проблем, влияющих на экономику России, самой существенной и обременительной явилось снижение производства сельскохозяйственной продукции и ухудшение питания населения страны.
В перспективе государственная политика России в области сельского хозяйства должна быть социально ориентированной, обеспечивать продовольственную безопасность государства, удовлетворять потребительский спрос, и при этом быть включенной в международное разделение труда, привлекать необходимые валютные средства и капиталы для дальнейшего наращивания производственного потенциала. Важнейшим элементом проведения государственной политики, служащим обеспечению продовольственную безопасность, является регулирование продовольственных рынков путем закупок продукции и продовольственных интервенций, осуществляемых через специализированное Федеральное агентство. Внешнеэкономическая направленность государственной политики в сфере продовольственной безопасности заключается в эффективной реализации международного разделения труда в продовольственной сфере при недопущении критической зависимости от импорта продовольствия.
Важным условием обеспечения продовольственной безопасности страны является общий уровень национальной экономики. Продовольственная безопасность страны может быть обеспечена только за счет последовательного осуществления комплекса взаимосвязанных и скоординированных организационно-экономических, законодательных, административных и социальных мер на федеральном и региональных уровнях путем обеспечения системы сочетания государственных мер с использованием внутренних резервов непосредственно самих отраслей, предприятий и хозяйств агропромышленного комплекса.
Для этого необходимо:
обеспечить сбалансированное функционирование агропромышленного комплекса, и в том числе сельского хозяйства, в режиме расширенного воспроизводства по инновационному пути развития, как в обычных, так и экстремальных ситуациях с учетом равноправного и взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества, использования преимуществ международного разделения труда в АПК и кооперации производства для достижения приемлемого уровня потребления основных видов базовых продуктов питания и его повышения для большинства населения страны;
рационализировать структуру внешней торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, предусматривающую максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей страны за счет импорта с учетом использования принятых в международной практике защитных мер по отношению к отечественным товаропроизводителям и вступления России в ВТО, регламентации условий импорта и экспорта продукции агропромышленного комплекса;
сохранить единое экономическое пространство, развивать и совершенствовать межрегиональные продовольственные и сырьевые связи, обеспечивающие соблюдение общегосударственных интересов, исключающие региональный сепаратизм, разного рода административные ограничения и запреты на передвижение товарных потоков продукции АПК по российской территории и способствующие функционированию единого российского агропродовольственного рынка, его интеграции, прежде всего в общий аграрный рынок стран СНГ и ЕврАзЭС, в различные межгосударственные союзы и объединения;
углубить территориально-отраслевое разделение труда в АПК, активно развивать интеграционные процессы в агропромышленном производстве и специализированные зоны по производству отдельных видов сельскохозяйственной продукции, стимулировать кооперацию;
создать необходимые законодательные, организационно-экономические и административные условия, исключающие криминализацию в системе производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
обеспечить действенность государственного регулирования экономических процессов, связанных с производством, сбытом и использованием сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, способного гарантировать нормальное функционирование отечественного агропромышленного комплекса и внутреннего агропродовольственного рынка, как в обычных, так и в экстремальных условиях.
В современных экономических условиях проблема обеспечения продовольственной безопасности страны не столько аграрная, сколько комплексная, связанная с макроэкономическим развитием государства, его возможностями осуществления социально ориентированной политики, повышения жизненного уровня населения, использования преимуществ международного разделения труда в агропромышленном производстве. Например, Индия практически добилась полного и фактического самообеспечения основными продовольственными товарами, но нельзя признать, что Индия достигла национальной продовольственной независимости, и соответственно безопасности, так как отсутствие импорта продовольствия сопровождается с предельно низким уровнем его потребления и недоеданием значительной части населения страны. С другой стороны, устойчивая национальная экономика и финансовая система Японии позволяют гарантировать достойное потребление продовольствия ее населением без ущерба национальным интересам при самообеспечении основными продуктами питания всего лишь на 50%.
Вместе с тем для России как одного из крупных мировых производителей и одновременно импортеров продовольствия основой укрепления продовольственной безопасности является повышение эффективности функционирования отечественного АПК и его базовых отраслей за счет:
мобилизации потенциала собственного агропромышленного производства, способного гарантировать надежное обеспечение населения страны отечественным продовольствием;
формирования конкурентных продуктовых рынков, создания законодательной базы и институциональной инфраструктуры для их эффективного развития, защиты отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей от неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
обеспечения оптимизации межотраслевых экономических отношений для достижения такого соотношения цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, которое бы стимулировало рост темпов расширенного воспроизводства, прежде всего в сельском хозяйстве;
совершенствования системы краткосрочного, среднесрочного и особенно долгосрочного кредитования, достижения его доступности для основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей, создания благоприятных экономических условий для привлекательности инвестиций и роста инвестиционной активности в агропромышленном производстве;
создания системы гарантий качества продовольствия, поступающего на внутренний рынок, путем обеспечения контроля над применяемыми технологиями по всей продовольственной цепочке, и особенно за импортной продукцией;
наращивания и рационального использования продовольственных ресурсов за счет повышения технологического уровня агропромышленного производства и стимулирования внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий производства продукции АПК;
формирования и развития специализированных зон производства основных видов сельскохозяйственной продукции, ликвидации барьеров и административных ограничений на перемещение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия внутри страны.
Кроме того, необходимо осуществление системы социально-экономических мер, направленных, прежде всего, на снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для питания в соответствии с физиологическими стандартами, здорового питания детей дошкольного и школьного возраста. Предстоит более эффективно использовать механизмы обеспечения продовольственной помощи регионам страны, оказавшимся в экстремальных ситуациях, а также повысить транспортную доступность отдаленных регионов для гарантированного и относительно равномерного по времени продовольственного снабжения населения. Для формирования единого продовольственного рынка с учетом территориального разделения труда и на основе взаимовыгодных экономических условий необходимы:
единые для всей территории Российской Федерации ценовая стратегия и государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей;
единая федеральная политика цен на продовольствие и сельскохозяйственное сырье;
отказ от любых ограничений на межрегиональный обмен товарами продовольственного рынка;
федеральные программы поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно, функционирующих в неблагоприятных природно-климатических условиях;
формирование федеральных и региональных продовольственных фондов.
Значение федеральных и региональных продовольственных фондов определяется, прежде всего, необходимостью накопления товарных запасов и проведения интервенций на продовольственном рынке (в разных странах по-разному определяют порог критического уровня запасов продовольствия, так в США он составляет 40% среднегодового потребления). Российский Федеральный фонд служит также для снабжения отдельных территорий (северных регионов, а также городов Москвы и Санкт-Петербурга и т. д.). Региональные продовольственные фонды выполняют сейчас аналогичные функции снабжения республиканских, краевых и областных центров и крупных промышленных городов. Необходимо разработать экономический механизм, обеспечивающий пополнение фондов в требуемых объемах. В современных условиях исключается возможность внеэкономического давления на сельскохозяйственных товаропроизводителей. Контракт на поставки товара продовольственного рынка в федеральные и региональные фонды должен быть экономически привлекателен.
Поэтому при его заключении необходимо предусмотреть следующие условия:
1. гарантированные закупочные цены на сельскохозяйственные товары должны обеспечить нормально работающим сельскохозяйственным товаропроизводителям условия для расширенного воспроизводства;
2. налоговые льготы и льготные кредиты, государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей через соответствующие программы, в которых специально оговариваются условия о выделении дотаций, субсидий, субвенций при выполнении заключенного контракта.
Для поддержания продовольственной безопасности на достаточном уровне в регионах необходима срочная разработка программ и соответствующей системы мер по ее поддержанию, которые входят составной частью в программу построения системы продовольственной безопасности России. При их разработке необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на уровень продовольственной безопасности регионов:
обеспеченность земельными ресурсами;
степень деградации сельскохозяйственных земель;
степень обновления основных фондов агропромышленного комплекса;
уровень монополизации продовольственного рынка;
степень импортного давления на внутренний продовольственный рынок;
уровень безработицы в сельском хозяйстве;
уровень государственной поддержки сельхозпроизводителей;
уровень использования ресурсного потенциала в агропромышленном комплексе.
Необходимо обратить внимание на увеличение объемов дотаций, улучшение инвестиционного климата, снижение процентных ставок по предоставляемым кредитам с целью повышения конкурентоспособности отечественного производства продовольственных товаров и сырья, кроме того, необходимо создание государством равных условий для производителей и продавцов продовольствия в целях совершенствования конкуренции. Также весьма актуальным является внедрение инновационных и корректировка существующих технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. Внедрение и реализация предлагаемых рекомендаций и проектов, по мнению автора, позволит достичь существенного снижения удельного веса импорта сельскохозяйственной продукции и сырья, и обеспечить достижение продовольственной безопасности и независимости страны и наиболее полно снабдить население качественным продовольствием.
Список литературы
1. Погодина И. В., Д. Ю. Фраймович Анализ индикаторов сельскохозяйственного развития регионов в рамках реализации общегосударственной задачи обеспечения продовольственной безопасности. Национальная безопасность 2012.-№ 4.-C. 71-76. |
2. Григорьева М. А. Оценка уровня продовольственной безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность 2012.-№ 2.-C. 4-8. |
3. Власов В. А. Некоторые актуальные аспекты государственной и муниципальной продовольственной политики в контексте реализации положений продовольственной безопасности. Национальная безопасность 2011.-№ 5.-C. 53-59. |
4. Глотова Е. А. Продовольственная безопасность России как гарант национальной безопасности. Право и политика. 2010.-№ 11. 5. Лущик А. А. К вопросу формирования стратегии обеспечения населения доступным продовольствием. Национальная безопасность 2011.-№ 6.-C. 4-10. 6.Устинова Е.В. Повышение устойчивости рынка продовольствия и его безопасность в России.-Автореф. дис. канд. экономич. наук.-М., 2008. |