Во многих случаях развитие государственного управления шло параллельно с осмыслением практики управления военными, религиозными, строительными, хозяйственными процессами. Менеджмент как наука, система знаний и умений начал формироваться в 20 в., а его развитие связано с окончательным выделением управленцев (менеджеров) в самостоятельный социальный слой и превращением его по существу в господствующий класс. Кабушкин Н.И. выделяет несколько исторических периодов развитие теории и практики управления менеджментом:
1 период – древний период;
2 период – индустриальный период (1776–1890 гг.);
3 период – период систематизации (1856–1960 гг.).
3 период – период информационного бума (с 1960 г. по настоящее время). Первый - рассматривает процесс эволюции человека и превращения его из высшего примата в человека разумного. Второй - кратко описывает причины гибели вавилонской цивилизации в I тыс. до н. э.
Можно выделить четыре основные сложившиеся школы развития менеджмента:
1) Школа научного управления (1885-1920).
Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.
Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечения их обучения.
Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.
Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда.
Отделение планирования и обдумывания от самой работы.
Административная, или классическая школа (1920-1950).
Развитие принципов управления.
Описание функций управления.
Систематизированный подход к управлению всей организацией.
Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930-1950).
Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.
Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Математическая школа управления (1950 - по настоящее время).
Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.
Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
Родоначальником новой науки "менеджмент" является американский исследователь и практик Ф. Тейлор (1856- 1915). В опубликованных им книгах "Управление предприятием" (1903) и "Принципы научного управления" (1911) нашли отражение основные теоретические положения его системы, получившей название "тейлоризм". В основе данной системы лежит использование наблюдений, замеров, синтезирование и анализа операций ручного труда в целях исключения нерациональных действий работника и выработки наиболее экономной и проишззводительной модели трудовой операции. Весь трудовой процесс поэлементно был подвергнут жесткой регламентации и контролю. Система позволила повысить производительность груда в несколько раз. Вклад в развитие концепции "человеческих отношений" внесли в 1940-1960 гг. ученый, психолог русского происхождения А. Маслов (1908-1970), предложивший ставшую классической теорию мотивации на основе "иерархии потребностей". Смысл его теории состоит в том, что человек по своей природе имеет большой спектр потребностей, которые он стремится удовлетворить, что и является мотивом его производственного поведения. Иерархию потребностей он выстроил в виде пирамиды, состоящей из пяти слоев.
Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
Социальные: социальные связи, общение, привязанность, совместная деятельность, забота о другом и внимание к себе.
Престижные: самоуважение, признание, уважение со стороны других, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
Духовные: познание, самовыражение, самоактуализация, самоидентификация.
Таким образом, управление и по форме, и по содержанию прошло в своем историческом развитии примерно такой же путь, какой прошли за все эпохи орудия труда человека - от палки и каменного топора до гибких автоматизированных самонастраивающихся производств и суперсовременной электронной техники с искусственным интеллектом.
Список литературы
Алиев, В.Г. Теория организации: учебник / В.Г. Алиев. - М.: Экономика, 2010. - 429 c.
Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф, Ю.Н. Каптуревского – СПб: Издательство «Питер», 2010 – 416 с.
Балашов, А.П. Теория организации: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 208 c.
Баринов В.А. Стратегический менеджмент / В.А. Баринов, В.Л. Харченко – М.:ИНФРА-М, 2011. – 285 с.
Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник / О.С. Виханский – М.: Гардарика, 2011. – 296 с.
Голов, Р.С. Теория организации. Организация производства на предприятиях: Интегрированное учебное пособие / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков; Под ред. А.П. Агарков. - М.: Дашков и К, 2010. - 260 c.
Голов, Р.С. Теория организации. Организация производства: Интегрированное учебное пособие / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков; Под ред. А.П. Агарков. - М.: Дашков и К, 2013. - 272 c.
Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2010. – 635 с.
Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации / И.Б. Гурков – М: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2011. – 360 с.
Дафт, Р.Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов / Р.Л. Дафт; Пер. с англ. Э.М. Коротков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 736 c.
Жигун, Л.А. Теория организации: Словарь / Л.А. Жигун. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 116 c.
Список используемой литературы
Электронный ресурс: http://de.ifmo.ru
Электронный ресурс: http://studme.org
Электронный ресурс: http://center-yf.ru