Целью данной работы является проведение маркетингового исследования для изучения спроса на услуги интернет-провайдеров в Новосибирской области на примере такого оператора связи, как «ТТК Западная Сибирь».
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Провести сегментирование рынка услуг интернет-провайдеров;
2) Проанализировать конкурентную среду, сложившуюся на рынке услуг интернет-провайдеров в Новосибирской области и возможности оператора связи «ТТК Западная Сибирь»;
3) Разработать маркетинговую стратегию компании «ТТК Западная Сибирь».
Для достижения цели и выполнения задач мною было проведено маркетинговое исследование методом заочного опроса – анкетирования, в ходе которого было опрошено 90 студентов, обучающихся в Сибирском государственном университете путей сообщения и Новосибирском государственном университете. Опрос лиц данной возрастной категории является целесообразным, так как по-прежнему, по данным ФОМ, больше половины пользователей интернета в России — это люди в возрасте до 35 лет.
На сегодняшний день в большинстве регионов, в том числе и в Новосибирской области происходит насыщение телекоммуникационного рынка широкополосного доступа в интернет.
Рис. 1 - Абоненты Новосибирского рынка ШПД, тыс.
Как следует из графика, резкое снижение темпов роста абонентов произошло после 2013 года, в период с 2011 по 2013 год рынок дал прирост 20%, а в следующие три года — с 2013 по 2015 — только 5% и, по мнению лидеров рынка, данная тенденция сохранится в будущем.
В результате маркетингового исследования было выявлено, что все потребители, выбравшие интернет-провайдер «ТТК Западная Сибирь», используют интернет для просмотра почты и новостей, общения в социальных сетях и просмотра видео. Следовательно, большинству необходима средняя скорость подключения интернета, которой будет достаточно для загрузки контента и просмотра видео онлайн без подзагрузки. 20% потребителей, выбравшие интернет-провайдер «ТТК Западная Сибирь» используют интернет для онлайн игр. Им необходима высокая скорость интернета и наличие «игровых» тарифов. Для удержания данных клиентов, и привлечения новых с такими же потребностями компании необходимо добавлять игровые пакеты и расширять их ассортимент.
Рисунок 2 – Сопоставление профилей сегментов
Маркетинговое исследование показало, что Новосибирцы отдают предпочтение пакетным предложениям, приобретая сразу несколько видов услуг: и цифровое ТВ, и домашний Интернет.
В Настоящее время доля рынка «ТТК-Западной Сибири» в НСО - 14,1% в сегменте B2C, в сегменте B2B -10,6%, прирост абонентской базы за 2015 год составил 4%. Для усиления позиций на рынке, компании «ТТК-Западная Сибирь» необходимо работать в следующих направлениях:
Расширение ассортимента дополнительных пакетов каналов, а также запуск уникального тарифного плана «Конструктор», с помощью которого любой клиент компании сможет самостоятельно как и формировать индивидуальный набор телеканалов, так и регулировать скорость доступа в интернет.
Внедрение игровых тарифов, в которых будут совмещены максимально высокая скорость соединения и получение игровых привилегий и премиум-аккаунтов в популярных играх.
Согласно проведенному маркетинговому исследованию в настоящее время ключевым критерием выбора оператора является лучшее качество и сервис. Именно поэтому компании «ТТК Западная Сибирь» в условиях насыщения телекоммуникационного рынка ШПД в интернет необходимо использовать стратегию «преимущественной цены», которая заключается в достижении превосходства по отношению к конкурентам по качеству. Основания для использования данной стратегии имеются: согласно опросу интернет-пользователей, проведенному бизнес-порталом «Континент Сибирь» в 2016 году, «ТТК-Западная Сибирь» был признан лучшим оператором по уровню обслуживания и качеству работы.
Кроме этого, необходимо совершенствовать систему акций и специальных предложений, так как такой фактор, как гибкость ценовой политики оказывает существенное влияние практически на всех потребителей.
Благодаря данным направлениям компания «ТТК-Западная Сибирь» сможет нивелировать стоящие перед ней угрозы, основными из которых являются насыщение рынка и переток клиентов. Цель увеличения клиентской базы можно достичь как и путем перетока новых клиентов от других компаний, так и путем строительства волоконно-оптической сети в коттеджных поселках и частном секторе и охвате сектора новостроек.
Список используемой литературы:
Аршба Л.Н., Прудников А.А. Разработка маркетинговой стратегии предприятия: Метод. указ. К выполнению курсовой работы. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2012. – 79 с.
Кривожин А., Чипизубова С. Абонент — валюта рынка ШПД [Электронный ресурс] // «Эксперт Сибирь» : информационно-аналитическое региональное приложение журнала "Эксперт". 2016. №30-33 (479). URL: http://expertsib.ru/article/4089 (дата обращения: 22.11.2016).
Туров Ф. Абонент — Телекоммуникационные амбиции [Электронный ресурс] // ««Континент Сибирь» : Бизнес-портал «Континент Сибирь Online».2016.URL:http://www.ksonline.ru/223295/telekommunikatsionnye-ambitsii/ (дата обращения: 22.11.2016).
https://yandex.ru/company/researches/2015/ya_internet_regions_2015 [развитие интернета в регионах России]
http://www.content-review.com/articles/36878/
http://www.zsttk.ru/
_______________________________________________________
Научный руководитель: канд. экон. наук, доцент Прудников А.А.