ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Бесспорным является тот факт, что семья – это главный институт воспитания и социализации ребенка, начиная с момента его непосредственного рождения и заканчивая становлением его как зрелой личности. Она является источником формирования личности. Это обусловлено тем, что ребенок значительную часть своей жизни проводит именно в семье. Именно здесь он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных жизненных ситуациях [1].

Проблемами семейного воспитания и влиянием его на развитие ребенка занимались многие выдающиеся педагоги и психологи: В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, А.Я. Варга, В.К. Котырло, А.С. Спиваковская, В.Я. Титаренко и многие другие. Многие писатели, философы и мыслители обращались в своих произведениях к проблеме семьи как самой живой, самой важной и животрепещущей проблеме общества.

Дошкольный возраст является одним из важных периодов становления личности ребенка. Именно здесь закладываются основные ценности, формируется мировоззрение человека, ребенок учится выполнению социальных ролей. На протяжении всего дошкольного детства ребенокинтенсивно общается со взрослыми и сверстниками. Согласно Е.Е. Сапоговой, потребность в общении не сводится к каким-либо другим нуждам и состоит в стремлении к познанию ребенком самого себя и других людей, к оценке и самооценке и т.д. Пройдя стадию ситуативно-личностного общения с взрослым и стадию ситуативно-делового общения, ребенок достигаетвнеситуативно-познавательнойформы общения с взрослым. Она развертывается на фоне познавательной деятельности детей с расширением своих возможностей к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослыми, сменяющему сотрудничество практическое. В этом возрасте новым элементом жизни ребенка становится потребностью в уважении взрослого, потому что только понимание взрослым важности и значимости, волнующих ребенка вопросов обеспечивает достаточную вовлеченность старшего партнера в «теоретическое» сотрудничество с ребенком, помогая ему достичь цели [6, с. 151] .

Показателем достижения ребенком этой фазы общения можно считать появление его первых вопросов о предметах и их разнообразных взаимосвязях, не наблюдаемых непосредственно. Значение внеситуативно-познавательной формы общения состоит в том, что она развивает интеллект ребенка, преобразует его общую жизнедеятельность, перестраивает интересы, порождает новую деятельность общения –внеситуативно-личностную, которая становится ведущей в старшем дошкольном возрасте (после 5 лет). Эта форма общения служит целям познания социального. В этот период очень важную роль играет степень участия и степень вовлеченности семьи в жизнь ребенка [2].

Семья выполняет ряд функций важных как для общества, так и необходимых для жизни каждого человека: это репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, социально-контролирующая, функция организации досуга и др.

Семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта человечества, она обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка, играет ведущую роль в умственном развитии, имеет важное значение в процессе овладения ребенком социальных норм и правил [7].

От того, насколько семья выполняла свои функции для формирования полноценной личности ребенка зависит то, как будут складываться отношения ребёнка со сверстниками, насколько легко он будет включаться в деятельность и т.д. Условия жизни дошкольника, изменение требований к нему со стороны взрослых, растущие возможности познания, а также изменение типа ведущей деятельности усложняют и структуру личности ребенка. Поэтому, чтобы ребенок эффективнее прошел это время, родители должны относиться к нему с пониманием и терпением.

Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребёнка. Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребёнка к книге и чтению, к труду.

Нормальная семейная атмосфера – это:

  • осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта;

  • организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду;

  • в разумной организации отдыха: в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино;

  • взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье [5, с. 175].

Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития личности, так как, от того какой стиль выбирают родители в воспитании своих детей зависит эмоциональная близость с матерью и отцом, социализация ребенка, а именно на его эмоциональная активность, его уровень тревожности и самооценка [4, с. 30].

Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд в 70-е гг. прошлого века. Критериями такого выделения признаны характер эмоционального отношения к ребенку и тип родительского контроля. Были выделены такие стили семейного воспитания как: демократический, авторитарный, попустительский и либеральный [3, с. 194].

Так, при авторитарном стиле воспитания наблюдается принуждение как основной метод воспитания, в деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, единоличного принятия решений. Дети авторитарных родителей, как правило, отличаются замкнутостью, несамостоятельностью, робостью, раздражительностью. В подростковом возрасте может наблюдаться реакция протеста, выражающаяся в агрессивном поведении, уходе из дома.

Попустительский стиль воспитания проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений между родителями и детьми, отчужденностью членов семьи друг от друга. Дети родителей с попустительским стилем воспитания не имеют представлений о социальных нормах поведения, чувствуют себя заброшенными и ненужными. Дети не получают должного внимания в семье и в связи с этим могут искать это внимание на стороне и чаще всего примыкают к асоциальным группировкам таких же детей.

Либеральный стиль воспитания характеризуется невмешательством родителей в процесс воспитания своих детей. Дети в таких семьях вырастают непослушными, и часто просто не умеют вести себя на людях.

Самым оптимальным стилем воспитания, является демократический - тот при котором в ребенке ценится его независимость и самостоятельность, к ребенку проявляется доверие и признается право на автономию.

Исследования показывают, что сам по себе стиль родительского поведения еще не предопределяет однозначно формирования тех или иных личностных особенностей. Важную роль играют переживания самого ребенка, особенности его темперамента, соответствие типа семейного воспитания индивидуальным качествам ребенка.

Критерии классификации типов семейного воспитания и типология представлены в работах А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса, А.Я. Варги, А.И. Захарова и др. Гармоничный тип семейного воспитания отличается от всех остальных:

  • взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, эмоциональной поддержкой;

  • высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей;

  • признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрением автономии ребенка;

  • отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений в проблемных ситуациях;

  • признанием самоценности личности ребенка и отказом от манипулятивной стратегии воспитания;

  • обоснованной возрастными и индивидуально-личностными особенностями ребенка, разумной и адекватно предъявляемой к нему системой требований;

  • систематическим контролем с постепенной передачей функций контроля ребенку, переходом к его самоконтролю;

  • разумной и адекватной системой санкций и поощрений;

  • устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение его системы в соответствии с возрастом ребенка [3, с. 197].

Таким образом, взрослым, родителям необходимо помнить, что, дети, усваивая образцы их поведения, приобретают убежденность в их эффективности, берут на вооружения для воспитания уже своих детей. Семья для ребенка является первым коллективом, в котором он может себя проявить и получить оценку своего поведения. Поэтому именно на семье лежит большая ответственность - как перед самим ребенком, так и перед обществом - за воспитание гармоничной личности, для того, чтобы в последующих социальных коллективах, а именно в школе, он мог проявить себя в полной мере.

Список литературы

  1. Ашкинази, Л. Обеспечение партнерства родителей и школы / Л. Ашкинази. // Новые ценности образования. 2004. №1.

2. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение [Текст] / Н.Ф. Дивицына. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325 с.

3. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие [Текст] / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.

4. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Т.А. Куликова. - М: Издательский центр «Академия», 2007. – 232 с.

5. Популярная психология для родителей [Текст] / Под ред. Бодалева А.А., Спиваковской А.С., Карповой Н.Л. - СПб.: СОЮЗ, 2001. - 400 с.

6. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие [Текст] / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 460 с.

7. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов /Л.Б. Шнейдер. - Изд. 3-е. - М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. – 768 с.

5

Просмотров работы: 1132