Общение одно из наиболее важных сфер жизнедеятельности для подростка и старшеклассника. Все психологи согласны с тем, что общение значимо в формировании личности. В период юношеского возраста развиваются наиболее важные принципы для дальнейшей жизнедеятельности. И от того как подросток войдет в социум, от того как он будет общаться зависит формирование будущей личности. Актуальность темы повышается в виду того, что на данном этапе жизни изменяются социальные отношения, характер самой личности, ценностей, норм и т.д.
В психологии, общительность - это способность к самовыражению. Общительный человек без излишнего напряжения и внутренней скованности может выразить свои мысли и переживания в присутствии других людей. Он легко находит нужные слова в соответствующей ситуации. Общительные люди, как правило, меньше подвержены болезням стресса, лучше справляются с кризисными жизненными ситуациями, имеют большую удовлетворенность жизнью, отношениями с людьми, своим социальным положением. Однако многие испытывают серьезные трудности при необходимости открыто выразить свою позицию, свое отношение к окружающим людям и происходящим событиям. Многих смущает собственная уязвимость в общении, особенно с малознакомыми людьми. Видя повсеместно многочисленные, внешне непринужденные контакты между людьми, человек часто считает, что другим дается очень легко то, что у него лично вызывает психологическое напряжение, неуверенность, тревожность, неудовлетворенность собой. При этом он просто не знает, что такие же трудности и душевные переживания, вызванные элементарными повседневными контактами, испытывают и остальные.
Итак, общительность - качество личности, обеспечивающее коммуникацию, т. е. процесс общительности, взаимодействия и построения отношений между людьми.
Затрагивая данную тему, считаем необходимым дать определение понятия коммуникативный потенциал личности – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении [1].
Понятие связано с терминами коммуникативность, контактность, но является более операциональным определением (высказыванием, выражением), которое применяется многими исследователями в различных сферах научной и практической деятельности, а также часто используется для описания характеристики другого человека в обыденной жизни (житейская психология, обыденная психодиагностика). Общительность рассматривается как многофункциональное качество личности и исследуется в различных областях: психологии и психодиагностики личности, общей и соц. психологии, психологии индивидуальности [2].
В общительности выражается потребность человека в других людях и контактах с ними, стремление к этим контактам, их интенсивность и легкость, а также склонность человека к дружескому поведению в ситуации общения и установлению приязненных отношений, умение не теряться в момент общения, стремление взять на себя инициативу в контакте, при случае – и роль лидера в группе. Общительность связана с эмоциональным и общим самочувствием человека перед вступлением в общение, в момент самого контакта и после него. Эта черта характера предполагает наличие коммуникативных навыков, обеспечивающих легкость общения и облегчающих партнеру контакт: умение слушать, высказываться к месту, поддерживать беседу и менять тему, знакомиться, находить правильную форму обращения к другому человеку; обычно сопряжена с такими умениями, как владение жестикуляцией, уместность и богатство мимики, выразительность интонаций и поз. Противоположной чертой является замкнутость, крайнее выражение которой – аутистичность.
Идея психологического сопровождения является востребованной и достаточно разработанной в образовательной практике и в настоящее время получила импульс для развития в связи с введением новых стандартов образования. Стандарты нового поколения, ориентированные на достижение не только предметных, но метапредметных и личностных образовательных результатов невозможно внедрить в практику без учета возрастно-нормативной модели и социальной ситуации развития обучающихся, что является основой и для реализации идеи психологического сопровождения. Психологическое сопровождение предполагает поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития личности и адаптации в социуме.
Таким образом, значимость предстоящего исследования состоит в уточнении понятия «общительность», в конкретизации структуры общительности как системного свойства. Установленные психологические особенности общительности позволят расширить представления о развитии ее в процессе обучения на этапах подросткового возраста, а также выявить особенности психологического сопровождения общительности старшеклассников.
Список литературы
Абакирова, Т.П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности [Текст] / Т.П. Абакирова. – Новосибирск, 2000. – 190 с.
Жемчугова, Н.А. Развитие общительности во взаимосвязи со свойствами темперамента в учебной деятельности у старших школьников и студентов [Электронный ресурс]: автореф. дис. канд. психол. наук / Н.А. Жемчугова. - Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=176 (дата обращения 01.12.2016г.).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения 01.12.2016г.).