СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в обществе обозначились две противоположные особенности. С одной стороны, высокая степень стрессогенности социальной, экономической, политической ситуации в мире требует от человека укрепления системы его межличностных отношений, особенно близкого окружения, способного выполнять функцию преодоления стресса. С другой, активное формирование информационных технологий содействует все более свободному использованию их для опосредования ежедневного общения между владельцами персональных компьютеров [3].

Уже после перехода в новое тысячелетие Интернет перестал быть только техническим средством, превратившись в поле общественной и частной жизни. Пространство Интернета стало коммуникативно-информационным пространством.

Социальные сети обладают значительным отличием от других типов коммуникации в сети Интернет, они предполагают контакт с людьми, с которыми уже установлены отношения в реальной жизни, и дают возможность создания своей реальной личности, размещения подлинной информации о себе [1].

Особенно актуальной является эта проблема для подросткового возраста, в котором индивидуальное взаимодействие выступает в качестве ключевой деятельности, преобладающей на определенном этапе формирования личности (Д. Б. Эльконин). Ученые замечают, что ощущение одиночества, присущее данному возрасту, порождает необходимость в общении, группировании с ровесниками и дружеской помощи (И. С. Кон, О. Б. Крушельницкая, П. Массен). [3].

В разные годы последнего десятилетия этой проблемой занимались такие авторы Белинская Е., Горявский Ю., Жичкина А., Симонович С.В., Петрова Н.П., Романов И.В. В работах этих авторов анализируется общение посредством Интернета, и большое место отводится изучению способов такого общения (электронная почта, форумы, чат, и др.).

Основные психологические исследования по данной проблеме направлены на изучение таких видов коммуникации, как чаты и форумы (И. С. Шевченко, И. В., Т. А. Наумова, И. В. Андреев, Г. С. Чичкова, А. А. Мелешников, А. В. Кузнецова), а также анализ феномена интернет-аддикции (Ф. А. Саглам, Н. И. Дрепа, А. В. Гришина).

Одним из популярных вопросов обсуждения в рамках нашей темы являются основные формы общения в Интернете и их особенности. Интернет представляет собой совершенно новый слой действительности. Современный мир нельзя представить без общения в Сети Интернет, а некоторые проводят в этом процессе все свободное время.

Наиболее известные источники общения – это телеконференции, социальные сети и электронная корреспонденция (почта). Согласно уровню интерактивности, самыми инициативными представляются, безусловно, социальные сети. Электронная почта подразумевает взаимодействие off-line. А телеконференции, как правило, посвящают установленной проблеме или определенному вопросу. Социальные сети подразумевают взаимодействие он-лайн и определенной темы не содержат. Тем не менее, все формы интернет-общения подразумевают определенную анонимность, которые содержат и свои плюсы, недостатки и собственные результаты.

Подавляющее большинство пользователей обвиняют Сеть интернет в безличности, однако с распространением новых технологий, с ростом количества числа пользователей, сеть стала приобретать индивидуальные свойства. Точнее отметить, что человек настолько влился и прижился в сети, что исключать личностный фактор из изучения вопроса о всемирной сети не представляется возможным [6]. «Даже при самом неглубоком взгляде на все многообразие имеющихся в настоящее время психологических изучений условной действительности, - заявляют авторы статьи «Стратегии самопрезентации в интернет и их связь с реальной идентичностью», - можно отметить их «центрированность» около индивидуальной проблематики, и в частности, проблемы идентичности.

В настоящее время ни для кого не секрет, что главной целью проведения времени в социальных сетях (особенно, у подростков) является общение с противоположным полом на различные темы. На самом деле, для парней общение с девушкой в Интернете легче и проще для тех, кому сложно преодолеть собственную робость и начать беспрепятственно контактировать с представителем противоположного пола немедленно, заметив его впервые в жизни. В этой связи, социальные сети выполняют функцию некоего «сближателя» — когда люди определенный период времени разговаривают друг с другом, привыкают к манере общения, и в дальнейшем, им проще контактировать в действительности. Тем не менее, стоит иметь в виду, что ни один, даже самый продвинутый чат либо форум, не способен заменить личного контакта с глазу на глаз с собеседником [5].

На уровне поведения, интернет-зависимость определяется как «навязчивое стремление выходить в Сеть интернет, пребывая off-line, и неспособность выйти с Сети интернет, будучи on-line» [2]. Статистика выявляет, что 91 % интернет-зависимых применяют средства, сопряженные с общением, остальная часть использует информативные сервисы [3].

Также, ученые выделяют такие опасности, как неопределённая и навязчивая информация, нарушение прав человека, проблема обособленности и потери собственного «Я», проблема в формировании идентичности, ущерб физическому самочувствию, обесценивание нравственности, уменьшение культурного уровня, вытеснение и сдерживание классических конфигураций общения, отрицательные общественные воздействия [4].

Интенсивность общения подростков в социальных интернет-сетях достаточно высока в настоящее время. Они создают персональные страницы сразу в нескольких сетях, посещают их более двух раз в день и зачастую посещение страниц длится долго. Необходимы дальнейшие более подробные исследования специфики общения в социальных сетях, изучение социально-психологических и индивидуально-типологических особенностей подростков, использующих данный вид коммуникации, и особое внимание следует уделять разработке программы по обеспечению психологической безопасности подростков, общающихся в социальных интернет-сетях [3].

Кроме того, список опасностей, влияющих на психологическое состояние подростков в интернете довольно широк. При столкновении с какой-либо неприятной ситуацией при использовании Сети интернет ребята зачастую не понимают, как поступить и куда обратиться за помощью, а родители и педагоги не всегда в состоянии помочь им преодолеть образовавшуюся проблему, т. к. мало знакомы с современными технологиями, либо сами ощущают себя потерянными и беззащитными [3].

Таким образом, актуальность вопроса общения современных подростков в интернет пространстве не только не уменьшается, а, наоборот, все более становится острее. В связи с этим проводится множество исследований, разрабатывается масса программ по работе с детьми и взрослыми по выработке форм эффективности взаимодействия в интернет-сетях, а также способов реального взаимодействия.

Список литературы:

  1. Асмолов, А.Г. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вопросы психологии. - 2009. - № 3.

  2. Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.relarn.ru/human/pers.html (дата обращения 11.11.2016).

  3. Баранова, Ю.Л. Общение подростков в социальных интернет-сетях как особый вид коммуникации / Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2012. - № 4.

  4. Годик, Ю.О. Угрозы и риски безопасности детской и подростковой аудитории новых медиа // Медиаскоп. - 2011. - № 2.

  5. Жичкина, А. Психология / А. Жичкина, С.И. Дудник, [и др]. – М.: Дашков и Ко, 2005. – 117 с.

  6. Леви, В. Л. Агентура зависимости. Переход пустыни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levi.air.ru (дата обращения 11.11.2016).

4

Просмотров работы: 853