РОЛЬ ГЕОГРАФИИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ ГЕОГРАФИИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Школьная география имеет важное образовательное и воспитательное значение. Образовательное значение заключается в том, что география как учебный предмет дает ученику знания. Эти знания нужны каждому культурному, образованному человеку и эти знания не дает никакой другой учебный предмет. Это знания о Земле, ее внутреннем строении, о рельефе, климате, водах, почвах, растительности, животных, населении, природных ресурсах, мировом хозяйстве, о природе и хозяйстве стран, о Мировом океане и отдельных океанах, о своей стране и т. д. Благодаря этим знаниям можно объяснить с научной точки зрения многие природные и общественные явления, ориентироваться в окружающем мире, они содействуют развитию широкого кругозор учащихся.

География как учебный предмет обеспечивает картографическую подготовку. Понимать, читать, знать карту – эти задачи решаются только на уроках географии. Умения пользоваться картой равнозначно таким умениям, как читать и писать. Карта – это и наглядное пособие, и источник знаний. Задача учителя – научить ученика пользоваться этим источником знания. Работа с картой способствует развитию воображения, пространственных представлений, логического мышления. Карта – это второй язык географии, и притом язык гораздо более наглядный и более доступный восприятию учащихся, нежели текст.

Образовательное значение школьной географии заключается не только в том, что она даёт знания, но и содействует выработке умений и навыков. В школьной географии не все знания доводятся до уровня умений и навыков. География содействует развитию познавательных способностей детей, их памяти, речи, наблюдательности, воображения, мышления. На каждом уроке ученик обогащает свою речь новыми словами, понятиями, названиями. Новые знания он должен усвоить, воспроизвести. Он учится проводить сравнения, анализировать, делать выводы, обобщать. Все это способствует развитию мышления.

Многие географические понятия можно сформировать путем изучения местных географических объектов, путем наблюдения. Наблюдение содействует развитию наблюдательности. Школьная география имеет важное воспитательное значение. Одной из важнейших задач обучения в школе является формирование основ научного мировоззрения учащихся. Оно осуществляется при изучении всех школьных предметов. Изучая географию, школьники усваивают такие ведущие идеи, как целостность мира, развитие во времени и пространстве всех компонентов и комплексов географической оболочки. Географически грамотный человек понимает взаимосвязь и взаимоотношения между людьми, территориями, ее природой и хозяйственной составляющей. Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобы каждый школьник обладал умениями всестороннего пространственного видения мира.

Географические знания специфичны, они служат способом рассмотрения мира, позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и окружающей обстановкой. В масштабах своего региона знание географии, владение географической культурой помогут составить прогноз развития малого города, предприятия той или иной отрасли хозяйства, оценить изменение уровня подземных вод, климатических показателей в результате строительства плотины на реке и создания водохранилища.

Итак, большую роль в мотивации учения играет организация учебной деятельности школьников с различными источниками географической информации. Работа с атласом и контурными картами формирует у детей интерес к географии, повышает мотивацию к изучению предмета у школьников, способствует развитию творческого воображения и мышления, обогащает их устную речь.

Для развития познавательного интереса можно использовать приемы, направленные на развитие учебной (чтение карты, ориентирование на местности, наблюдение) и умственной деятельности (анализ, синтез, абстракции, обобщение, сравнение, воображение).

Развитию познавательного интереса способствуют уроки, проводимые в нетрадиционной форме: общественный смотр знаний, диспут, ролевая игра, пресс-конференция, соревнования, КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, викторина, семинары, уроки-экспедиции, театрализованное представление и др.

В последнее время в географии применяются различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, познавательный интерес, инициативу, творчество. География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам, используя при этом ассоциации, аналогии, и все то, что вызывает чувство нового, повышает интерес, любознательность. Именно содержание предмета дает мощную мотивационную установку на познание. Но все зависит от личности учителя, если это профессионал своего дела, то каким бы ни было содержание – простым, сложным, интересным или весьма скучным, учитель преподнесет его так, что ни у кого не останется сомнений: учить или не учить данный предмет, нужен он или нет.

География синтезирует знания из области естественных и общественных наук. Изучая географию, школьники усваивают такие ведущие идеи, как целостность мира, развитие во времени и пространстве всех компонентов и комплексов географической оболочки, их взаимосвязь и взаимозависимость. Такие вопросы, как образование нашей планеты, ее геологическая история, стихийные явления, происходящие в оболочках Земли, а также жизнь и занятия различных народов мира, растительный и животный мир материков и океанов, и многие другие объекты и явления, вызывают большой интерес у школьников, который и лежит в основе мотивов учения.

Просмотров работы: 1230