Целями выполнения программы адаптации персонала на предприятии являются: ограничение начальных затраты; снижение тревожности и неопределенности у нового работника; сокращение текучести работников; экономия время руководителя сотрудников на изучение функций на рабочем месте; развитие позитивного отношение к работе [3].
С точки зрения управления персоналом весомую роль играет производственная адаптация, так как она служит основой решения таких проблем, как формирование у работников должного уровня производительности и качества труда за маленькие сроки. На успех адаптирования влияет и характер производства, его внутренней среды, и, непосредственно, самого сотрудника. Если в этой среде труднее или она различна с предыдущим местом работы, то процесс адаптации человека будет проходить сложнее [1].
Анализ трудовых отношений в сфере услуг показал, что современная проблема адаптации персонала заключается в том, что новому сотруднику должно уделяться много внимания, учитывая разнохарактерность субъектов отношений в услуговом секторе экономики, необходимо проявить выдержку по отношению к новому коллеге. На протяжении первой недели, руководитель должен встречаться с новым работником, интересоваться прогрессом в его работе, отвечать на все возникшие вопросы и давать советы. Если руководитель будет выполнять данные рекомендации, то это позволит ему на протяжении испытательного срока выявить плюсы и минусы нового работника, увидеть, как складываются его отношения с коллективом [2].
Кроме адаптации человека к рабочему месту уместной будет и адаптация работы к человеку. Это подразумевает: организацию рабочих мест в соответствии с требованиями эргономики; гибкое регулирование ритма и продолжительности рабочего времени; построение структуры организации (подразделения) и распределения трудовых функций и конкретных задач с учетом способностей и особенностей характера работников; индивидуальную систему мотивации[5].
Как правило, большое количество людей переживают о том, справятся ли они с новой должностью и работой; боятся выглядеть некомпетентными, беспокоятся о том, как найти общий язык с коллегами и руководителем, и главное, боятся потерять работу или перспективу продвижения. Учитывая это перед новым сотрудником должны ставиться не очень трудные, но и не совсем простые задачи, чтобы выполняя их он смог испытать удовольствие от успешно выполненной работы [4].
В качестве рекомендаций мы предлагаем основные мероприятия по адаптации сотрудников на предприятиях сферы услуг проводить поэтапно в рамках программы.
Участниками программы являются непосредственный руководитель предприятия сферы услуг, специалист службы персонала и сотрудники. Вся процедура адаптации делится на следующие этапы:
Подготовительный этап проводится до выхода сотрудника на работу: беседа руководителя подразделения с сотрудниками производственного подразделения о приходе новичка; подготовка рабочего места (1 день).
Ознакомительный этап: ознакомительная беседа с менеджером по персоналу; экскурсия по производственным подразделениям предприятия; знакомство с коллективом и получение обратной связи от нового сотрудника (1–2 дня).
Основной технологический этап: более подробное знакомство с технологиями и процедурами работы подразделения, в которое приходит сотрудник (1неделя).
Стажировочный этап: введение в должность/основное производственное рабочее место (2–3 месяца); составление плана работы на испытательный срок; разработка мероприятий на основе личного плана профессионального и служебного развития сотрудника.
Таким образом, использование предлагаемых рекомендаций приведет к снижению затрат на прием новых сотрудников, связанных с текучестью кадров. Наличие программы дает возможность привлечь к этому процессу «старых» сотрудников и тем самым подчеркнуть их значимость в деле сплочения коллектива и др. Но, также необходимо помнить и о таких немаловажных аспектах как социальный климат, система коммуникаций на предприятии и, конечно, методы руководства, которые могут помочь в адаптации сотрудников.
Список используемой литературы
1. Журнал: Экономическая среда, №2(16) 2016, стр. 183-186
2. Журнал: Иннов: Электронный научный журнал, № 3(28) 2016, стр. 5
3. Журнал: Ученые заметки ТОГУ, Том 7, № 1, 2016, стр. 45-47
4. http://www.grandars.ru/college/biznes/adaptaciya-personala.html
5. college/biznes/adaptaciya-personala.html