Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) – один из важнейших и наиболее универсальных механизмов привлечения инвестиций и решения инфраструктурных проблем [2, с 23].
Государственно-частное партнерство – это юридически оформленное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнера, основанное на объединении ресурсов и распределении рисков [5, с. 12].
Это проект в сфере общественной инфраструктуры, направленный на повышение качества жизни населения, в результате которого традиционные функции и обязанности государства по оказанию публичных услуг осуществляются частным партнером, при этом государство продолжает их контролировать и финансировать, а качество и уровень оказываемых услуг улучшается и растет. Тем самым, полезный эффект сотрудничества имеют как государственный, так и частный партнер.
ГЧП интересно и актуально в кризис, когда в условиях сокращения денежных масс и при существующей потребности в строительстве общественной инфраструктуры долгосрочные контракты позволяют привлекать инвесторов и заинтересовать бизнес.
Рис. 1 – Модель участия государства в государственно-частных партнерствах [2, с. 12]
На рисунке 1 представлена модель участия государства в ГЧП. В зависимости от состояния экономики соотношение объема частного и государственного капитала начинает изменяться: в стабильной экономике доля частного капитала растет объемы государственного участия сокращаются. Противоположная картина наблюдается в условиях финансово-экономической нестабильности. При этом указанная пропорция начинает сдвигаться в сторону усиления процессов интеграции.
На долю государственного участия оказывают влияние такие факторы, как экономическая и социальная нестабильность, экономические и политические кризисы [3, с.52]. В зависимости от состояния экономики пропорция «государство ÷ частные капитал» начинает сдвигаться в сторону усиления интеграционных или дезинтеграционных процессов: в периоды экономической нестабильности доминируют центростремительные силы, усиливаются процессы интеграции экономических субъектов, наблюдаются тенденции к интеграции компаний и государства, таким образом, увеличивается количество государственных корпораций и государственно-частных партнерств (ГЧП).
В целях решения задачи обеспечения энергоэффективного и устойчивого развития ГЧП необходимо построение системы управления, адекватной сложному, иерархическому и многоцелевому характеру самой структуры. Эффективность реализации ее деловой политики во многом определяется благодаря достижению оптимальной, научно обоснованной структуры управления с распределенными полномочиями, достаточно децентрализованной, чтобы обеспечить переработку огромных потоков информации.
Системный подход к реализации проектов ГЧП, несомненно, требует анализа состояния нормативно-правового регулирования, правоприменительных рисков, которые могут иметь место в связи с тем или иным состоянием правовой среды. Здесь интерес вызывают положения Федерального закона от 13 июля 2015 г. В ФЗ № 224 достаточно полно регламентированы процессы инициирования, разработки и принятия решения в отношении реализации проекта ГЧП. К числу значимых новелл относится введение института оценки эффективности проекта на этапе его подготовки.
В целях развития государственного – частного партнерства составляется рейтинг регионов по ГЧП. Индекс ежегодно формируется Центром развития ГЧП при поддержке Минэкономразвития России. Он является частью Национального рейтинга инвестклимата, который ведет Агентство стратегических инициатив [5, с. 3].
Единая информационная система ГЧП в России ежегодно публикует Рейтинг регионов России по уровню развития ГЧП.
Значение показателя «Уровень развития государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации» определяется на основе оценки значений составляющих его факторов: развитие институциональной среды субъекта Российской Федерации в сфере государственно-частного партнерства нормативно-правовое обеспечение сферы государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации опыт реализации проектов государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации.
Согласно рейтинга регионов России по уровню развития ГЧП лидерами в 2015 году стали: Санкт-Петербург, Республика Татарстан и Новосибирская область. В данных субъектах РФ проводится большая работа по повышению инвестиционной привлекательности и разработке социальных проектов с участием частного партнерства.
По данным Министерства экономики Краснодарского края в 2015 году Краснодарский край является наиболее динамично и устойчиво развивающихся субъектом РФ, ежегодно увеличивая выгодные инвестиционные предложения и создания комфортных условий по привлечению частного партнерства.
Так по итогам 2011 года среди российских регионов Краснодарский край занимал 3 место по привлечённым инвестициям в основной капитал, уступив только Тюменской области и городу Москва.
На сегодняшний день уполномоченным органом власти по координирования вопросов ГЧП является Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края.
Задачами государственно-частного партнерства в Краснодарском крае являются:
привлечение внебюджетного финансирования для реализации социально значимых проектов;
повышение эффективности использования государственного имущества Краснодарского края;
эффективное использование бюджетных средств;
развитие инновационной экономики, техническое и технологическое развитие общественно значимых производств;
повышение уровня занятости населения [4, с.8].
Участие в государственно-частном партнерстве в Краснодарском крае основывается на следующих принципах:
законность;
равноправие сторон государственно-частного партнерства;
равные условия участия в государственно-частном партнерстве,
обеспечивающие конкурентную среду;
соблюдение прав и законных интересов сторон государственно-частного партнерства;
добросовестное и взаимовыгодное сотрудничество сторон государственно-частного партнерства;
эффективность государственно-частного партнерства;
консолидация финансовых, материальных и организационных ресурсов сторон государственно-частного партнерства;
разделение ответственности, рисков и достигнутых результатов между сторонами государственно-частного партнерства;
прозрачность деятельности сторон государственно-частного партнерствам [4, с. 9].
В 2010 году с целью развития государственно-частного партнерства, а также привлечения частных инвестиций для реализации крупных социально значимых проектов создана краевая комиссия по государственно-частному партнерству Краснодарского края и утвержден ее состав. В Краснодарском крае существует довольно узкая законодательная база, регулирующая государственно-частное партнерство в крае.
За период с 2010 год по сегодняшний день в Краснодарском крае реализуется большое количество проектов с участием государственно-частного партнерства, привлекая при этом огромные инвестиции из федерального бюджета, иностранных компаний и инвесторов из других субъектов РФ.
Такие проекты, большей частью, осуществляются в крае на объектах социальной направленности, при строительстве автомобильных дорог, мостов и развязок, на объектах курортно-санаторного комплекса побережья Черного и Азовского морей.
Активное привлечение бизнеса к решению ключевых и остро социальных вопросов благоприятно сказывается на развитие края в целом: поддержка предпринимательства, создание рабочих мест, строительство и реконструкция социальной инфраструктуры и т.д. Для края – это одна из форм привлечения дополнительных инвестиционных средств в социальные программы и стратегически важные направления развития, создание дополнительных рабочих мест, снижение напряженности на рынке труда, повышение спроса на высококвалифицированный персонал, в том числе и в сфере управления.
Развитие государственно-частного партнерства на территории региона влечет за собой повышение инвестиционной привлекательности. ГЧП в современных жестких условиях финансирования дает возможность реализовывать в короткие сроки значимые общественные проекты, повышать эффективность проектов за счет более мобильного и инновационного частного бизнеса.
Библиографический список
Перспективы постиндустриальных преобразований региональных экономических систем современной России с участием корпораций и сетевых организаций/Прохорова В.В., Хилько Н.А.//Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 4. С. 12-15.
Потенциал производственных кластеров в развитии территории/Прохорова В.В.//Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2010. № 3. С. 326-328.
Прохорова В.В. Сущность и экономическое содержание территориальных систем современной России // Представительная власть - ХХI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013 № 1(120). С. 26-28
Прохорова В.В., Гудкова А.Г. Актуальные вопросы регионального развития (на примере туристической сферы региона). Сборник научных статей факультета экономики, управления и бизнеса ФГБОУ ВПО «КубГТУ». Краснодар 2015. С.148-150
Сущность и экономическое содержание территориальных систем современной России/Прохорова В.В.// Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 1 (120). С. 26-28.
Чернопятов А.М. Механизмы совершенствования институциональной среды российского предпринимательства в сфере налогообложения.//Международный научно-исследовательский журнал.-2015.-№7(38). Часть 3.- С.109-111.