Ежегодно в вузы Российской Федерации поступают тысячи выпускников и приобретают статус «студент», которые оказываются в совершенно новых социальных условиях, которые отражаются в новых межличностных связях, непривычной системе образования и даже в новых бытовых условиях. Именно поэтому поднимается проблема социальной адаптации студентов.
Становление личности в высшем учебном заведении, ее социальной адаптации определяется концепцией социально-педагогической работы, характером развертывания социально-культурной деятельности, а также показатель сопричастности с ней студентов.
Социально-культурная деятельность выступает одним из ключевых звеном для интеграции студента в новую университетскую среду, так как здесь формируются основополагающая позиция, от которой зависит уровень адаптированности и тип его поведения. Социально-культурная деятельность носит человекотворческий характер, ориентирована на студентов, на всестороннее раскрытие личностного потенциала.
В рамках статьи по теме «Социокультурная-деятельность как фактор социальной адаптации студентов» необходимо в первую очередь уточнить сущность понятия «социальная адаптация».
В переводе с латинского языка «adapto» означает – приспособляю.
Концентрирую внимание на формулировку, которая была приведенна в глоссарии «Основные понятия социальной работы», адаптацию можно определить как приспособление организма и его функций к условиям среды, направленное на сохранение сбалансированной физической и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни [7].
Из проведенного анализа Жегульской Ю.В. можно выделить:
философия вкладывает в понятие «адаптации» общие закономерности - процесса приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды;
в биологическом подходе понятие «адаптация» используют для обозначения фундаментального свойства организма, отражающее уровень его организации и изменчивости;
адаптация обозначает перестройку жизнедеятельности организма в норме и патологии в таких науках как физиология и медицина;
психология рассматривает адаптацию как состояние индивидуума и процесс достижения адаптации;
в социологии адаптацию связывают с процессом и результатом установления согласованных взаимоотношений между личностью и социальной средой [4, с.13].
Необходимо отметить, что многие авторы в своих работах выделяют различные виды адаптации, но в статье главным образом будет рассматриваться «социальная адаптация».
Автор работы «Технология и методика социальной работы» освещает следующую трактовку термина «социальная адаптация» - это процесс приспособления людей к правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре общества или его отдельных социальных систем, включения индивида или группы в социальную среду является метатехнологией социальной работы, объединяющей ее направления, виды и формы [6, с.24].
Социальную адаптацию Росляков А.Е. устанавливает в контексте процесса интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими [2].
Беря за основу мнение Григоряна Э.Г. необходимо подчеркнуть, что в общем адаптацией считают приспособление организма к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. Также автор выделяет, что важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли [2].
Таким образом, можно выделить следующие основные аспекты, которые включает в себя понятие «социальная адаптация»:
приспособление организма и его функций к условиям среды;
процесс и результат установления согласованных взаимоотношений между личностью и социальной средой;
процесс приспособления людей к правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре общества или его отдельных социальных систем;
в результате достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими;
принятие индивидом социальной роли
У каждого процесса существуют благоприятные и неблагоприятные факторы для продолжительности и эффективности, адаптационные процесс не является исключением. В рамках исследования будет рассмотрена социально-культурная деятельность как фактор, который влияет на социальную адаптацию студентов.
Именно в 50-ые гг. прошлого столетия Ж. - Р. Дюмазедье совершил попытку установить смысл и суть понятия «социально-культурная деятельность», но на этом не прекратилось научное обоснование и поиск смысла понятия «социально-культурная деятельность». Далее будут представлены результаты научной деятельность по вышесказанному аспекту [5].
«Социально-культурная деятельность - это направленность непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах» так можно обозначить социально-культурную деятельность, отталкиваясь от работы Киселевой Т.Г. и Красильникова Ю.Д. [5].
Культуролог М.А. Ариарский указал такую формулировку «социально-культурной деятельности», как обусловленную нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразную деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры [1, с.9].
Рассматривая более подробно профессии социального работника и социального реабилитолога, Воробьева И.В. обозначила социокультурную деятельность как «социально ориентированную работу человека по выявлению, сохранению, распространению, освоению и трансляции культурных ценностей, накопленных определенным обществом, этносом, личностью, распространяющуюся в основном на внеучебную и внерабочую сферу человека, или, как ее называют, досуговую». При этом автор подчеркивает то, что данный вид деятельности в социальной работе ставит основной целью создание условий для социализации личности, социального воспитания, образования и развития [1, с.9].
Опираясь на труды таких ученых, как А.Д. Жарков, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, Ю. А. Стрельцов можно выделить следующие принципы социально-культурной деятельности:
• принцип преимущества общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе постижения духовных и нравственных ценностей;
• принцип повсеместного массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как преобладающего признака;
• принцип подчинения интересам, потребностям и установкам личности т.е. гуманизации;
• принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;
• сложения и пополнения духовных ценностей, которые были приобретены личностью в различных сферах жизнедеятельности;
• принцип слияния информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства, поведение личности;
• принцип эстетизации свободного времени [1, с.9].
Исходя из выше отмеченных принципов, вытекает основные функции социально-культурной деятельности [1, с.9]:
адаптационная,
развивающая,
образовательная,
рекреационно-оздоровительная,
коммуникативная,
реабилитационная.
Соглашаясь с мнением Гурина Н.А. можно заключить, что социально-культурная деятельность, выполняя функции закрепления, хранения, накапливания и трансформирования социального опыта, трактуется сейчас, как самодетерминированная деятельность людей в условиях свободного времени [3].
Изучив все выше приведенные понятия, можно сделать следующие выводы – социально-культурная деятельность:
направлена на активное функционирование личности в конкретной социальной среде;
это деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры;
выполняет функции закрепления, хранения, накапливания и трансформирования социального опыта;
На основе изучения литературы был сделан анализ - обозначения социально-культурной деятельности как факторы социальной среды, и представлен в форме таблицы (Таблица 1.).
Таблица 1.
Анализ понятий «социально-культурная деятельность» и «социальная адаптация»
Социально-культурная деятельность |
Социальная адаптация |
направлена на активное функционирование личности в конкретной социальной среде |
приспособление организма и его функций к условиям среды |
это деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры |
процесс и результат установления согласованных взаимоотношений между личностью и социальной средой |
выполняет функции закрепления, хранения, накапливания и трансформирования социального опыта |
процесс приспособления людей к правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре общества или его отдельных социальных систем |
Просмотрев Таблицу 1. Можно сделать вывод, что во многих аспектах социально-культурная деятельность выступает как фактор социальной адаптации студентов, так как она непосредственно влияет на функционирование личности в среде, создает и осваивает ценности культуры, а также выполняет функции закрепления, хранения, накапливания и трансформирования социального опыта т.е. включает в себя и выступает как условием всего того, что предполагает процесс социальной адаптации.
Библиографический список
Воробьева, И. В. Социально-культурная деятельность : учеб.-метод. комплекс / И. В. Воробьева. - Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. - 106 с.
Григорян, Э. Г. Проблема социальной адаптации студентов-первокурсников в техническом вузе / Э.Г. Григорян // Культура и образование. - Декабрь 2014. - № 12 - [Интернет-ресурсы] - Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2014/12/2735 (дата обращения: 19.12.2014).
Гурин, Н. А. История социально-культурной деятельности как самостоятельное научное направление / Н.А. Гурин // Молодой ученый. - 2011. - №11. Т.2. - С. 42-45.
Жегульская, Ю. В. Социально-педагогическая адаптация студентов вуза культуры и искусств средствами культурно-досуговой деятельности: автореферат диссертации / Ю.В. Жегульская. - Челябинск,2014 - 25 с.
Киселева, Т. Г., Красильников, Ю. Д. Социально - культурная деятельность. Учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с
Нестерова, Г. Ф. Технология и методика социальной работы : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Ф.Нестерова, И. В. Астэр. - М. : Академия, 2011. - 208 с.
Основные понятия социальной работы: Глоссарий / Под общ. ред. Т.М. Симонова, И.В. Астэр, В.М. Латушкина, С.С. Лебедева, Г.Ф. Нестерова, М. В. Рабжаева. - СПб.: Имена, 2007. - 100 с.