СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Шульга Е.М. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В связи с основными концепциями модернизации образования в Российской Федерации до 2010 года одним из главных требований стала выступать нацеленность образования на становление личности обучающегося, развитие творческих способностей, а также содействие социализации в социуме и социальной адаптации студентов.

Ежегодно в вузы Российской Федерации поступают тысячи выпускников и приобретают статус «студент», которые оказываются в совершенно новых социальных условиях, которые отражаются в новых межличностных связях, непривычной системе образования и даже в новых бытовых условиях. Именно поэтому поднимается проблема социальной адаптации студентов.

Становление личности в высшем учебном заведении, ее социальной адаптации определяется концепцией социально-педагогической работы, характером развертывания социально-культурной деятельности, а также показатель сопричастности с ней студентов.

Социально-культурная деятельность выступает одним из ключевых звеном для интеграции студента в новую университетскую среду, так как здесь формируются основополагающая позиция, от которой зависит уровень адаптированности и тип его поведения. Социально-культурная деятельность носит человекотворческий характер, ориентирована на студентов, на всестороннее раскрытие личностного потенциала.

В рамках статьи по теме «Социокультурная-деятельность как фактор социальной адаптации студентов» необходимо в первую очередь уточнить сущность понятия «социальная адаптация».

В переводе с латинского языка «adapto» означает – приспособляю.

Концентрирую внимание на формулировку, которая была приведенна в глоссарии «Основные понятия социальной работы», адаптацию можно определить как приспособление организма и его функций к условиям среды, направленное на сохранение сбалансированной физической и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни [7].

Из проведенного анализа Жегульской Ю.В. можно выделить:

  • философия вкладывает в понятие «адаптации» общие закономерности - процесса приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды;

  • в биологическом подходе понятие «адаптация» используют для обозначения фундаментального свойства организма, отражающее уровень его организации и изменчивости;

  • адаптация обозначает перестройку жизнедеятельности организма в норме и патологии в таких науках как физиология и медицина;

  • психология рассматривает адаптацию как состояние индивидуума и процесс достижения адаптации;

  • в социологии адаптацию связывают с процессом и результатом установления согласованных взаимоотношений между личностью и социальной средой [4, с.13].

Необходимо отметить, что многие авторы в своих работах выделяют различные виды адаптации, но в статье главным образом будет рассматриваться «социальная адаптация».

Автор работы «Технология и методика социальной работы» освещает следующую трактовку термина «социальная адаптация» - это процесс приспособления людей к правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре общества или его отдельных социальных систем, включения индивида или группы в социальную среду является метатехнологией социальной работы, объединяющей ее направления, виды и формы [6, с.24].

Социальную адаптацию Росляков А.Е. устанавливает в контексте процесса интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими [2].

Беря за основу мнение Григоряна Э.Г. необходимо подчеркнуть, что в общем адаптацией считают приспособление организма к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. Также автор выделяет, что важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли [2].

Таким образом, можно выделить следующие основные аспекты, которые включает в себя понятие «социальная адаптация»:

  1. приспособление организма и его функций к условиям среды;

  2. процесс и результат установления согласованных взаимоотношений между личностью и социальной средой;

  3. процесс приспособления людей к правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре общества или его отдельных социальных систем;

  4. в результате достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими;

принятие индивидом социальной роли

У каждого процесса существуют благоприятные и неблагоприятные факторы для продолжительности и эффективности, адаптационные процесс не является исключением. В рамках исследования будет рассмотрена социально-культурная деятельность как фактор, который влияет на социальную адаптацию студентов.

Именно в 50-ые гг. прошлого столетия Ж. - Р. Дюмазедье совершил попытку установить смысл и суть понятия «социально-культурная деятельность», но на этом не прекратилось научное обоснование и поиск смысла понятия «социально-культурная деятельность». Далее будут представлены результаты научной деятельность по вышесказанному аспекту [5].

«Социально-культурная деятельность - это направленность непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах» так можно обозначить социально-культурную деятельность, отталкиваясь от работы Киселевой Т.Г. и Красильникова Ю.Д. [5].

Культуролог М.А. Ариарский указал такую формулировку «социально-культурной деятельности», как обусловленную нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразную деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценнос­тей культуры [1, с.9].

Рассматривая более подробно профессии социального работника и социального реабилитолога, Воробьева И.В. обозначила социокультурную деятельность как «социально ориентирован­ную работу человека по выявлению, сохранению, распространению, освоению и трансляции культурных ценностей, накопленных определенным обществом, этносом, личностью, рас­пространяющуюся в основном на внеучебную и внерабочую сферу человека, или, как ее назы­вают, досуговую». При этом автор подчеркивает то, что данный вид деятельности в социальной работе ставит основной целью создание условий для социализации личности, социального воспитания, образования и развития [1, с.9].

Опираясь на труды таких ученых, как А.Д. Жарков, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, Ю. А. Стрельцов можно выделить следующие принципы социально-культурной деятельности:

• принцип преимущества общечеловеческих интересов над классово-сословными в про­цессе постижения духовных и нравственных ценностей;

• принцип повсеместного массового культуротворчества, самоорганизации, самоутвержде­ния личности как преобладающего признака;

• принцип подчинения интересам, потребностям и установкам личности т.е. гуманизации;

• принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, со­циально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;

• сложения и пополнения духовных ценностей, которые были приобретены личностью в различных сферах жизнедеятельности;

• принцип слияния информационно-логического и эмоционально-образного воздейс­твия на сознание, чувства, поведение личности;

• принцип эстетизации свободного времени [1, с.9].

Исходя из выше отмеченных принципов, вытекает основные функции социально-культурной деятельности [1, с.9]:

  • адаптаци­онная,

  • развивающая,

  • образовательная,

  • рекреационно-оздоровительная,

  • коммуникативная,

  • реабилитационная.

Соглашаясь с мнением Гурина Н.А. можно заключить, что социально-культурная деятельность, выполняя функции закрепления, хранения, накапливания и трансформирования социального опыта, трактуется сейчас, как самодетерминированная деятельность людей в условиях свободного времени [3].

Изучив все выше приведенные понятия, можно сделать следующие выводы – социально-культурная деятельность:

  1. направлена на активное функционирование личности в конкретной социальной среде;

  2. это деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценнос­тей культуры;

  3. выполняет функции закрепления, хранения, накапливания и трансформирования социального опыта;

На основе изучения литературы был сделан анализ - обозначения социально-культурной деятельности как факторы социальной среды, и представлен в форме таблицы (Таблица 1.).

Таблица 1.

Анализ понятий «социально-культурная деятельность» и «социальная адаптация»

Социально-культурная деятельность

Социальная адаптация

направлена на активное функционирование личности в конкретной социальной среде

приспособление организма и его функций к условиям среды

это деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценнос­тей культуры

процесс и результат установления согласованных взаимоотношений между личностью и социальной средой

выполняет функции закрепления, хранения, накапливания и трансформирования социального опыта

процесс приспособления людей к правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре общества или его отдельных социальных систем

Просмотрев Таблицу 1. Можно сделать вывод, что во многих аспектах социально-культурная деятельность выступает как фактор социальной адаптации студентов, так как она непосредственно влияет на функционирование личности в среде, создает и осваивает ценности культуры, а также выполняет функции закрепления, хранения, накапливания и трансформирования социального опыта т.е. включает в себя и выступает как условием всего того, что предполагает процесс социальной адаптации.

Библиографический список

  1. Воробьева, И. В. Социально-культурная деятельность : учеб.-метод. комплекс / И. В. Во­робьева. - Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. - 106 с.

  2. Григорян, Э. Г. Проблема социальной адаптации студентов-первокурсников в техническом вузе / Э.Г. Григорян // Культура и образование. - Декабрь 2014. - № 12 - [Интернет-ресурсы] - Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2014/12/2735 (дата обращения: 19.12.2014).

  3. Гурин, Н. А. История социально-культурной деятельности как самостоятельное научное направление / Н.А. Гурин // Молодой ученый. - 2011. - №11. Т.2. - С. 42-45.

  4. Жегульская, Ю. В. Социально-педагогическая адаптация студентов вуза культуры и искусств средствами культурно-досуговой деятельности: автореферат диссертации / Ю.В. Жегульская. - Челябинск,2014 - 25 с.

  5. Киселева, Т. Г., Красильников, Ю. Д. Социально - культурная деятельность. Учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с

  6. Нестерова, Г. Ф. Технология и методика социальной работы : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Ф.Нестерова, И. В. Астэр. - М. : Академия, 2011. - 208 с.

  7. Основные понятия социальной работы: Глоссарий / Под общ. ред. Т.М. Симонова, И.В. Астэр, В.М. Латушкина, С.С. Лебедева, Г.Ф. Нестерова, М. В. Рабжаева. - СПб.: Имена, 2007. - 100 с.

 

Просмотров работы: 623