Рассмотрим способы связи в дву- и многосинтагменных предложениях на примере текста «История науки Казахстана» [1, с.14]
1. Наиболее обычным является следующий тип связи между синтагмами: межсинтагменная пауза или вовсе отсутствует, или же очень небольшая по величине; неконечная (начальная) синтагма характеризуется восходящей мелодикой, темп в обеих синтагмах одинаков. Примеры:
Одним из первых /был русский картографС. У. Ремезов//.
С начала XX века/ открываются научные организации//
На базе КазахскогофилиалаАкадемии наук СССР /образована Академия наук Казахской ССР/…
В первый состав Академии/ вошло 14 академиков и 16 членов-корреспондентов
Первым президентом Академии наук Казахстана/ был К. И. Сатпаев.//
Несмотря на общее снижение научных работ в Казахстане после 1991 года, /казахстанской наукой достигнуты определенные результаты//
В годыВеликой Отечественной войны/в республику были эвакуированы многие научные учреждения и высшие учебные заведения страны.
В роли начальных синтагм могут выступать две синтагмы:
Всредние века/на территории современногоКазахстана/работали такие учёные…
В концеXVII /- началеXVIII века /учёныеРоссии /и ряда странЕвропы /начали исследовать территории Казахстана
ВXIX веке/ вклад в науку Казахстана/ сделали российские и казахские учёные-востоковеды
Первый фундаментальный труд по историиказахов /«Описание Кыргыз-Казахских, или Киргиз-Кайсацких орд и степей»/ (1832) /создалА. И. Левшин/
В последнем примере неконечная синтагма разделена на две: первая произносится с ровным тоном, вторая с повышением тона.
Как видно из, примеров, это случаи так называемой нейтральной интонации. Можно сказать, что основным средством связи является здесь восходящая мелодика первой синтагмы, свидетельствующая о незавершенном характере ее. Темп, одинаковый на обеих синтагмах, свидетельствует, что они равноценны для говорящего.
2. Большое увеличение длительности межсинтасменной паузы и понижение общего мелодического уровня второй и последующей синтагм с перчислительным рядом однородных членов предложения при ровном темпе на обеих синтагмах встречается в тех случаях, когда связь между синтагмами передает характер важного пояснения.
… работали такие учёные, как / Аль-Фараби, /Юсуф Баласагуни, / Ахмет Яссави, / Мухаммед Хайдар Дулати//.
Здесь трудились известные всему миру учёные —И. П. Бардин,Л. С. Берг,В. И. Вернадский,Н. Ф. Гамалея,И. И. Мещанинов,Н. Д. Зелинский,Л. И. Мандельштам,А. Е. Фаворский,С. Е. Малови др.
…. сделали российские и казахские учёные-востоковеды:/П. П. Семёнов-Тянь-Шаньский,П. М. Мелиоранский,В. В. Радлов,В. В. Бартольд,А. А. Диваев,Ш. Ч. Уалиханов и другие.
…/, которая теперь стала Национальной академией наук Республики Казахстан/ — казахстанский центр фундаментальной науки/, высшая научная организацияКазахстана//.
3. Максимальное увеличение межсинтагменной паузы, убыстрение темпа второй синтагмы, нисходящая мелодика неконечной синтагмы, понижение мелодического уровня второй синтагмы — связь такого рода характеризует передачу дополнительного значения — несущественного, «вводного» пояснения, как правило, заключается в скобки:
В Казахстане работают уникальные/ (в масштабах СНГ) …
Первый фундаментальный труд по историиказахов «Описание Кыргыз-Казахских, или Киргиз-Кайсацких орд и степей»/ (1832)…
4. Возможен еще один способ оформления синтагм. В тех случаях, когда передается какое-либо дополнительное значение противопоставления или сопоставления, пауза между синтагмами увеличивается. Незавершенность первой синтагмы, выражающаяся восходящей мелодикой, сохраняет связь между этими двумя синтагмами, а ровный темп, так же как и в первом случае, свидетельствует об одинаковой важности каждой из синтагм. На нашем материале нет такого примера.
Как видно из приведенных примеров, « степень связанности двух синтагм зависит от наличия и величины паузы и от мелодики неконечной синтагмы. Характер же связи (равноценные синтагмы или одна подчинена другой) зависит от общего мелодического уровня и темпа (менее «важная» синтагма произносится на более низком уровне и более быстро)» [2. с. 168].
Мы рассмотрели типичные случаи межсинтагменной связи.
Таким образом, «характер связи между синтагмами, передается при помощи мелодики, темпа и паузы: отсутствие понижения тона на одной из синтагм при отсутствии паузы свидетельствует о тесной связи; произнесение двух синтагм на одинаковом мелодическом уровне и в одном темпе — об их равноправности; убыстрение темпа и понижение мелодики на одной из синтагм связано с ее подчиненностью другой» [2, с. 172].
Использованная литература
Даркулова К.Н. Русский язык в социокультурной сфере /Учебное пособие/. - Шымкент: издательство «Әлем», 2014. - 136 с. с приложениями
Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература». M., «Просвещение», 1977. 175 с. с ил. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: booksshare.net/index.php?id1=4&category= lunguistics &author=bondarenko-lv&book=1977&page=1
Турмаханова С.А., Даркулова К.Н., Ахметова Д.М. Фонетические средства синтагматического членения речи в казахском языке//Альманах современной науки и образования -Тамбов: Грамота, 2016. № 6 (108). C. 96-98. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gramota.net/editions/1.html
Даркулова К.Н. Фонетические указатели границ синтагм// Вестник КазНУ им. Аль-Фараби, сер. Филологическая, № 15(49).- Алматы, 2001.- С. 63-66.
Цицкиева З. Формирование ритмико-интонационной стороны речи// VIІІ Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», г. Москва,15 февраля – 31 марта 2016 г [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. scienceforum. ru/2016/1770/20177