СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Преснякова Е.П. 1
1ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях введения новых образовательных стандартов основного общего образования одной из актуальных проблем является проблема развития у обучающихся устойчивого интереса к учебной деятельности, к познанию каждого школьного учебного предмета. Изучению сущности, значения, условиям формирования познавательного интереса посвящены многочисленные исследования в психологии (Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубинштейн и др.), в педагогике (Г. И. Щукина, Н. Р. Морозова и др.). Анализ современных психолого-педагогических исследований позволяет определить познавательный интерес как ценностное личностное образование, имеющее сложную структуру. Большинство психологов относят познавательный интерес к категории направленностей, то есть активному, избирательному, эмоционально окрашенному стремлению личности к познанию предметов, явлений окружающего мира.

Исходя из особенностей познавательного интереса учащихся, ученые выделяют три его основные функции [6]: побудительную, выступающую предпосылкой процессов познания, определяющую динамику деятельности; познавательную, обеспечивающую участие познавательного интереса в формировании системы знаний, убеждений, социальной позиции личности; регулирующую, определяющую сознательное, мотивированное поведение в деятельности и адекватную самооценку, обеспечивающую распространение познавательного интереса и на уровень подсознания, где он определяет направленность волевых усилий, внимания, интеллекта, и на уровень сознания, где происходит определение наиболее важных объектов предстоящей деятельности (с точки зрения ученика), своего отношения к ним; при этом обусловливаются не только мотивы поведения настоящей, но и будущей деятельности (профессиональный интерес).

Разные аспекты формирования познавательного интереса в обучении математике исследованы в работах Е. В. Володиной, Т. А. Ивановой, И. В. Калашниковой, П. С. Коркиной, М. В. Мячиной, О. В. Охтеменко, Е. Н. Трифоновой и др. Сущность познавательного интереса к математике в методической литературе также раскрывается неоднозначно. Мы приводим два определения этого понятия, в которых раскрываются именно его деятельностные характеристики, наиболее значимые в условиях введения новых ФГОС ООО. Например, П. С. Коркина пишет так: «Познавательный интерес к математике, как многоаспектное личностное образование, характеризующееся активной поисково-творческой деятельностью, направленной на глубокое проникновение в сущность математических фактов и поиск рациональных способов деятельности; концентраций воли и настойчивости для достижения поставленной познавательной цели; состоянием эмоционального удовлетворения от процесса познания» [3, с. 59]. По мнению О. В. Таракановой [5], познавательный интерес к математике – избирательная направленность личности, обращенная к области познания математики, к ее предметной стороне, к процессу овладения знаниями и к самой математической деятельности, включающей математизацию эмпирического материала, построение математической теории, применение математики.

Для организации учебного процесса значимым является вопрос о создании специальных условий, прежде всего на уроках математики, обеспечивающих эффективность формирования познавательного интереса к этой дисциплине у учащихся основной школы. Л. В. Трифонова [7], обобщая исследования по данному вопросу, выделяет следующие факторы, положительно влияющие на формирование познавательного интереса школьников: психологические (положительная эмоциональная атмосфера обучения, благоприятное общение в учебном процессе; волевые усилия учащихся к преодолению познавательного затруднения; возрастные особенности подростков, а также склонности, способности и др.); образовательные (содержание учебного материала: теории, законы, интересные факты науки и др.); процессуальные (формы и методы работы учителя с учениками и др.); социальные (влияние на подростков родителей, друзей, средств массовой информации, знакомства со специалистами, работающими в определенной сфере и т. д.).

Анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение за процессом обучения школьников математике показывает, что в качестве эффективного средства формирования познавательного интереса учащихся следует назвать, прежде всего, содержание учебного материала [3], [5], [7], и др. Мы согласны с мнением В. В. Краевского [4], который, исходя из главной задачи – гуманитарной направленности современного образования – рассматривает содержание школьного образования как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по структуре, человеческой культуре во всей ее структурной полноте. В соответствии с таким пониманием содержания оно должно состоять из четырех основных педагогически адаптированных структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыта осуществления известных способов деятельности в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций.

Выделим, компоненты содержания учебного материала, способствующие формированию у учащихся основной школы познавательного интереса к математике (таблица 1).

Таблица 1 – Компоненты содержания учебного материала,

способствующие формированию познавательного интереса к математике

Структурные

элементы содержания

обучения математике

Элементы содержания, способствующие формированию познавательного интереса к математике

Опыт

познавательной

деятельности

Элементы содержания, имеющие внешне занимательный характер

Элементы содержания, имеющие внешнюю эстетическую привлекательность

Элементы содержания, имеющие практическую значимость

Элементы содержания, имеющие новизну, неожиданность

Элементы историзма

Опыт осуществления

известных способов

деятельности

Элементы содержания, раскрывающие способы решения практических задач

Задания, имеющие внешне занимательный характер

Задачи с элементами историзма

Опыт творческой

деятельности

Элементы содержания, раскрывающие специфику творческой математической деятельности

Элементы содержания, имеющие внутреннюю эстетическую привлекательность

Задания, имеющие нестандартную структуру

Элементы содержания, имеющие прикладное значение в других науках и внутри самой науки математики

Задания, имеющие прикладное значение в других науках и внутри самой науки математики

Элементы историзма

Задачи с элементами историзма

Опыт осуществления

эмоционально-

ценностных отношений

Элементы содержания, раскрывающие опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений

Элементы историзма

Кратко охарактеризуем дополнительные элементы, способствующие формированию познавательного интереса к математике для каждого структурного элемента содержания учебного материала.

Элементы опыта познавательной деятельности, способствующие формированию познавательного интереса к математике у учащихся основной школы. Интерес к изучению того или иного математического понятия, его свойств часто зависит от убежденности учащихся в необходимости изучить соответствующее содержание учебного материала. Поэтому здесь целесообразно включать именно такие элементы содержания, которые отражают объективно привлекательные внешние свойства предметов, явлений, событий, процессов, видимые учащимся без глубокого анализа изучаемого учебного материала. К ним можно отнести следующие элементы содержания: имеющие внешне занимательный характер; имеющие внешнюю эстетическую привлекательность; имеющие практическую значимость; имеющие новизну, неожиданность; элементы историзма).

Элементы опытаосуществления известных способов деятельности, способствующие формированию познавательного интереса к математике у учащихся основной школы. Как показывает практика, не только теоретические сведения, но и математические задачи и приемы их решения в несложных ситуациях являются эффективным источником привлечения внимания учащихся к изучаемому содержанию. К такого рода элементам содержания могут быть отнесены: задания, имеющие внешне занимательный характер (привлекающие внимание нестандартной формулировкой, имеющие интересные иллюстрации, чертежи, комментарии и т. д.), задачи с элементами историзма.

Элементы опыта творческой деятельности, способствующие формированию познавательного интереса к математике у учащихся основной школы. В обучении математике приобрести опыт творческой деятельности возможно и через изучение и формирование ее характеристик, и особенно через решение задач, требующих от учеников применения исследовательских качеств и творческого подхода. Поэтому наряду с элементами содержания, имеющими внешне занимательный характер, учителю математики необходимо планировать включение и таких элементов, которые имеют более сложные внутренние привлекательные свойства предметов, явлений, событий, процессов, явно не видимые учащимся, требующие глубокого анализа изучаемого учебного материала, выявления существенных связей и отношений между различными математическими понятиями, их составляющими и т. д. К такого рода элементам содержания отнесем: элементы содержания, раскрывающие специфику творческой математической деятельности; элементы содержания, имеющие внутреннюю эстетическую привлекательность (задачи с красивым решением и др.); задания, имеющие нестандартную структуру (с недостаточными или избыточными данными и др.); элементы содержания, имеющие прикладное значение в других науках и внутри самой науки математики; задания, имеющие прикладное значение в других науках и внутри самой науки математики; элементы историзма; задачи с элементами историзма.

Элементыопыта осуществления эмоционально-ценностных отношений, способствующие формированию познавательного интереса к математике у учащихся основной школы. В условиях введения новых образовательных стандартов учителю математики необходимо особо обратить внимание на задачи формирования личностных характеристик учащихся: создание условий для осознания ими ценности труда, науки и творчества; осознания важности образования и самообразования для жизни и деятельности; осмысления ответственности за применение полученных знаний на практике [8]. Вышеназванные задачи возможно решить за счет включения таких составляющих: элементов содержания, раскрывающих опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений (высказывания великих ученых современности, рассказы о современных математиках, добившихся выдающихся результатов и др.), элементы историзма.

Следует особо заметить, что в качестве универсального многофункционального средства, обеспечивающего обогащение всех структурных элементов содержания обучения математике, можно выделить элементы историзма. Более подробно их значение и методический потенциал раскрыт в исследовании [1].

Все сказанное определяет необходимость многогранной целенаправленной работы учителя математики по проектированию содержания каждого урока с целью формирования познавательного интереса к математике у учащихся основной школы. Эффективным продолжением такой работы должна стать внеклассная работа, где могут быть созданы более широкие условия продолжения этой работы.

Литература

  1. Журавлева, О. Н. Теория и практика реализации исторического подхода в обучении математике: монография / О. Н. Журавлева; Мордов. гос. пед. ин-т. − Саранск, 2015. − 138 с.

  2. Иванова, Т. Г. Педагогические условия формирования познавательного интереса у учащихся 5-9 классов при обучении математике: дис. … канд. пед. наук / Т. Г. Иванова. – Чебоксары, 2009. – 215 с.

  3. Коркина, П. С. Проблемность в обучении математике как стимул развития у учащихся познавательного интереса: дис. канд. пед. наук / П. С. Коркина. – Шадринск , 1994. – 219 с.

  4. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

  5. Тараканова, О. В. Развитие интереса к математике с помощью задач как условие повышения эффективности обучения алгебре в 6-8 классах средней школы: дис. … канд. пед. наук / О. В. Тараканова. – Москва, 1988. – 192 с.

  6. Трифонов, Е. Н. Педагогические условия развития познавательного интереса школьников в процессе дополнительного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук / Е. Н. Трифонов. – Тула, 2007. – 23 с.

  7. Трифонова, Л. В. Формирование познавательного интереса старших подростков при переходе школы к предпрофильной подготовке: авторефер. дис. …канд. пед. наук / Л. В. Трифонова. – Кемерово, 2006. – 21 с.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [утвержден приказом Министерство образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 г. № 1897] [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html. – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 640