В настоящее время преподаватели русского языка все чаще сталкиваются с проблемой обучения чтению русских текстов, осмысления и извлечения информации из них.
Одним из способов обучения чтению является работа над синтагматическим членением текста. Цель такой работы – доведение до автоматизма деления текста на синтагмы. В данной статье мы хотим показать, как при помощи знаков препинания можно научить студентов правильно в смысловом и интонационном отношении читать текст.
Разделим на синтагмы нижеследующий текст, выбор которого обусловлен большим количеством знаков препинания. В учебных целях при членении на синтагмы мы стремились к более дробному выделению.
При делении на синтагмы мы руководствовались, прежде всего, синтаксическим членением, которое, как правило совпадает со смысловым и интонационным членением. Итак, разделим текст «Какие специальности требуют лингвистических знаний?» на синтагмы и объясним, как и почему мы произвели такое членение.
Текст: «Какие специальности требуют лингвистических знаний?»
Лингвистика/ – популярная специальность.//
Первая синтагма – подлежащее, вторая – составное именное сказуемое. На такое членение указывает тире, которое является еще показателем повышения тона. На второй синтагме тон понижается, на что указывает точка в конце предложения.
Лингвист,/ прежде всего,/ это человек,/ изучающий Язык (с большой буквы).//
В этом предложении все пунктуационные знаки свидетельствуют о границах синтагм. С точки зрения синтаксиса в отдельную синтагму выделены подлежащее, вводное словосочетание, сказуемое, причастный оборот и обособленный член, заключенный в скобки. Первая и третья синтагма произносится с повышением тона, на второй синтагме тон резко понижается и она читается интонационно ровно, последняя синтагма- с понижением: интонацией точки.
Сегодня / все большее значение/ приобретает исследование функционирования языка,/ как мы его используем/ и как при его помощи/ воздействуем друг на друга.//
Первая синтагма – обстоятельство в начале предложения всегда образует отдельную синтагму (камень преткновения многих обучающихся, ставящих в таких случаях запятую, т.к. перелом мелодики после этого обстоятельства ложно воспринимается как пауза). Вторая и третья синтагма – главные члены предложения, причем довольно распространенное сказуемое стремится к обособлению. Последние три синтагмы образуют придаточные предложения. При этом осмелимся заявить, что отделение последней синтагмы обусловлено ритмически (как мы его используем/ и как при его помощи/ ) и интонационно: 4-я и 5-я синтагмы произносятся с повышением тона. Между 5-й и 6-й синтагмами наблюдается перелом мелодики, тон падает.
Жизнь языка в обществе /изучает социолингвистика,/ а в индивидуальном сознании /– психолингвистика.//
Две параллельные конструкции, представляющие собой противопоставление (в обществе – в индивидуальном сознании, социолингвистика – психолингвистика), что повлияло на интонационное оформление двух пар синтагм. Неполнота их структур (пропуск глагола) представляет имплицитный способ выражения мысли. Заметим, что деление на синтагмы может часто зависеть от лексической наполняемости. Но влияние лексической системы на интонацию, а вкупе с ним на синтагматическое членение не является предметом рассмотрения данной статьи, поэтому мы оставляем это замечание без комментариев.
Часто язык становится средством манипулирования.
Не обозначили членение. Трудность деления на синтагмы простых предложений в том, что они допускают большую вариативность членения. Возможно, например: Часто/ язык становится/ средством манипулирования. Или: Часто язык/ становится средством манипулирования. Очень интересный случай, достойный отдельного исследования. Каковая причина вариативности? Контекст? Ритм? Стиль текста? Смысл? Оставим поиски ответа для следующего исследования. Как мы писали в одной из наших работ: «Заметим, что, как и в других языках, синтагматическое членение в казахском языке зависит также от смысла фразы, задач и условий общения» [1, с.98].
Здесь/ лингвистика /фактически сливается с теорией коммуникации. //
То же, что и предыдущее предложение. Хотя нами дан вариант членения.
Сегодня/ востребованы специалисты по коммуникации/ – рекламисты,/ спичрайтеры, /переговорщики, /«пиарщики».//
Членение на синтагмы не вызывает затруднений: на границы синтагм указывают знаки препинания и известное нам выделение в отдельную синтагму обстоятельства, находящегося в начале предложения.
Среди прикладных областей/следует выделить еще/ компьютерную лингвистику,/ то есть моделирование языковых способностей человека,/ создание компьютерных программ,/ выполняющих важные лингвистические функции:/ автоматический перевод,/ поиск ключевых слов в тексте,/ распознавание речи.//
В этом предложении по пунктуации тоже можно выделить синтагмы. Первую синтагму образует обстоятельство. Интересный случай представляет выделение третьей синтагмы. На наш взгляд синтагма /компьютерную лингвистику,/ имеет право на самостоятельность из-за следующего за ней уточняющего это понятие (компьютерная лингвистика) члена предложения - то есть моделирование языковых способностей человека.
Лингвистика/ – междисциплинарная область.//
Аналогично первому предложению данного текста.
Выпускники филологического факультета/ - это гуманитарии,/ которые владеют еще математикой,/информатикой,/ программированием.//
Все знаки пунктуации соответствуют границам синтагм. Пример в комментариях не нуждается.
Поэтому многие/ работают в крупных поисковых системах,/ компаниях,/ занимающихся автоматическим переводом,/ разработкой лингвистического программного обеспечения /– software.//
Первая и вторая синтагма, представляющие собой главные члены предложения, разделены вследствие распространенности сказуемого, остальные соответствуют пунктуационному членению.
Дальнейший текст оставляем без объяснений. Надеемся, что предложенное синтагматическое членение не вызовет возражений:
Кто-то преподает/ – идет в школу,/ остаётся в вузе/ на кафедре.// Часть выпускников, /можно сказать, /уходит из профессии.// Многие/ всё равно работают с текстом, /к примеру,/ в журналистике.//
Роль языка /огромна/ практически в любой из профессий. //Языком должны владеть /и бизнесмены, /и политики,/ и менеджеры/ – все,/ для кого важно умение договариваться.// Встречают не только «по одёжке»,/ но и по речи.//
Лингвистика активно меняется /– реагирует на новое отношение к коммуникации,/ на компьютерные технологии,/ процессы глобализации.// И поэтому спрос на неё/ велик.//
Сделаем выводы из сказанного.
На материале нашего текста видно, что пунктуация может указывать на границы синтагм при чтении текста, что является хорошей подсказкой для студентов, изучающих русский язык. Тем не менее, не исключаем случаи, что знаки препинания могут и не влиять на образование синтагм. Данный случай мы не рассматривали.
Членение на синтагмы не зависит от наличия или отсутствия знаков препинания. На нашем тексте это подтверждается примерами выделения в отдельную синтагму обстоятельств в начале высказывания, главных членов предложения (при условии их распространения).
Как правило, отдельную синтагму образуют зависимые части сложных предложений, обособленные обороты.
Возможно членение на синтагмы от лексических отношений.
Труднее членить на синтагмы простые предложения, чем сложные. Особенностью синтагмы является то, что ее границы определяются в каждом конкретном высказывании: одно и то же предложение можно разделить на разное количество синтагм или на разные синтагмы.
Использованная литература:
Турмаханова С.А., Даркулова К.Н., Ахметова Д.М. Фонетические средства синтагматического членения речи в казахском языке//Альманах современной науки и образования -Тамбов: Грамота, 2016. № 6 (108). C. 96-98. ISSN 1993-5552. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gramota.net/editions/1.html
Даркулова К.Н. Фонетические указатели границ синтагм// Вестник КазНУ им. Аль-Фараби, сер. Филологическая, № 15(49).- Алматы, 2001.- С. 63-66.
Даркулова К.Н., Байгунакова А. Соотношение интонации и знаков препинания в различных синтаксических условиях// Языковое пространство Казахстана в новом тысячелетии и проблемы мировой лингвистики: Материалы Международной научно-теоретической конференции (г. Алматы, 14 марта 2008 г.).- Алматы: КазГосЖенПИ, 2008.- Т.1.- С. 752-756.
Даркулова К.Н., Абиш Д. Синтаксическая связность как одно из средств цельности текста// VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», г. Москва,15 февраля-31 марта 2014 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.scienceforum.ru/2014/
Даркулова К.Н., Цицкиева З. Формирование ритмико-интонационной стороны речи// VIІІ Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», г. Москва,15 февраля – 31 марта 2016 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. scienceforum. ru/2016/