Русское письмо, как мы говорили выше, основано на звуко-буквенном анализе, и комплекс трудностей, связанный со звуко-буквенным анализом, очень характерен для леворуких детей. Сразу заметим, что трудности обучения у переученных левшей мы не рассматриваем, речь идет о леворуких детях, работающих левой рукой.
М. Безруких указывает, что леворукие дети отнюдь не однородная группа, а значит, у разных левшей могут быть разными и проявления трудностей и те меры коррекции, которые им необходимы [1, с. 48]. Разберем некоторые общие условия письма: посадку, положение тетради, способ держания ручки. Прежде всего нужно учесть, что и правонаклонное, и лево-наклонное письмо практически невозможно для леворукого ребенка, так как при письме он будет рабочей рукой загораживать себе линию письма. Более целесообразно, если при правостороннем наклоне тетради леворукий ребенок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правильную посадку при письме. Посадка при письме леворукого ребенка стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо. Положение тетради при этом может быть различным. Рекомендуется повернуть тетрадь или лист бумаги так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма. (Безотрывное письмо нецелесообразно и для праворуких детей). Нужно с самого начала создать условия, чтобы ребенок не чувствовал неловкости, неуверенности, выбрал для себя тот вариант письма, связанного или несвязанного, который в большей мере соответствует его способностям и возможностям.
Траектории движения руки при написании букв, как показывает опыт, могут быть самыми разными и не соответствовать тем, которым учат. Неправильный способ держания ручки часто создает много дополнительных трудностей при обучении письму. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в так называемом инвертированном положении и согнута в виде крючка.
По мнению некоторых ученых, подобное положение ручки при письме дает информацию о том, какое полушарие контролирует речевые и языковые функции у ребенка. Считается, что инвертированное положение ручки (изогнутое по направлению к груди положение кисти)свидетельствует о том, что речевые функции ребенка контролируются левым полушарием (так же, как и у праворуких детей).
Но существует и еще одно мнение, прямо противоположное: инвертированное положение ручки не отражает особенности деятельности полушарий коры головного мозга, а показывает несоответствие методики возможностям ребенка. Об этом свидетельствуют и наши наблюдения. В последние годы, особенно в тех случаях, когда требование безотрывности при письме соблюдается неукоснительно, очень часто и леворукие, и праворукие ученики держат ручку инвертированно. Это естественная реакция детей, которым трудно координировать одновременное передвижение руки вдоль строки и сложную траекторию движений при выполнении каждой буквы при безотрывном письме.
Есть еще ряд требований, которые должны соблюдаться при работе леворукого ребенка. И прежде всего это особые требования к освещению рабочего места. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. В то же время ориентация парт в группе, положение доски не позволяют посадить леворукого ребенка так, чтобы свет падал справа (иначе он сидел бы лицом к группе, спиной к доске), поэтому хорошо бы посадить его у окна, слева за партой. Там больше освещение, а кроме того, он не будет мешать соседу, работающему правой рукой. Но дома необходимо поставить лампу справа.
У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается весь комплекс трудностей письма: выраженные нарушения почерка, неправильное начертание букв, искажение их конфигурации, искажение соотношения частей, зеркальное письмо. Леворуких детей отличает более медленный темп письма. Вообще обучение письму - процесс не только длительный (навык письма формируется лишь к 9-10 годам), но и чрезвычайно многокомпонентный. На начальном этапе (букварный период) почти все внимание ребенка сосредоточено на том, как писать тот или иной элемент, букву.
Дошкольники-левши значительно отстают от правшей в развитии тонко координированных движений руки. У них часто наблюдается тремор (дрожание, непроизвольные мышечные сокращения ритмического характера), движения нечеткие, медленные, неловкие. Нередко ребенку для выполнения задания необходимо несколько попыток, во время работы он напряжен, нервничает, движения скованны [2]. Для искоренения данных проблем необходимо в первую очередь заняться подготовкой к письму, использую различные программы связанные с развитием мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации, что в первую очередь влияет на дальнейших ход развития навыков письма.
В современной педагогике и дошкольной педагогике пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной леворукости и чем отличаются праворукие и леворукие дети. Достижения соременной науки дают возможность с уверенностью утверждать, что леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Разницы между уровнем интеллекта у право- и леворуких людей не обнаружено. Педагоги и родители ошибаются, когда ценой больших усилий, а иногда и психотравм ребенка, стараются научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть. Насильственное переучивание левшей - грубая педагогическая ошибка, приносящая вред нормальному развитию и здоровью детей. У левшей и правшей разная организация мозга, и, переучивая ребенка, мы нарушаем особенности его функционирования, пытаемся заставить его делать то, что противоречит функциональным возможностям.
Использованная литература:
Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. - Екатеринбург, 1998.
Электронный ресурс: http://erudit02.ru/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-5-6-let/(дата обращения 15.10.2016 г.)
Даркулова К.Н., Саттарханова Ш.С. Проблема готовности ребенка к школе// VIІІ Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», г. Москва,15 февраля – 31 марта 2016 г.http://www. scienceforum. ru/2016/1769/20188
Даркулова К.Н., Алымова З.Г. Речевое недоразвитие детей старшего дошкольного возраста// VIІІ Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», г. Москва,15 февраля – 31 марта 2016 г.http://www .scienceforum. ru/2016/1769/19416
Даркулова К.Н., Камилжанова З.Н. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста в норме// VIІІ Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», г. Москва,15 февраля – 31 марта 2016 г.http:// www. scienceforum. ru/ 2016/1770/19422