При использовании занимательности в процессе обучения следует учитывать степень трудности вопросов и заданий, индивидуальные особенности учащихся, их отношение к предмету. Учителю надо тщательно подходить к отбору занимательного материала, учитывать в практике работы, что одни занимательные задания воздействуют на воображение ребенка, образные представления, чувства, другие - обостряют и углубляют наблюдательность, требуют сообразительности, умения привлекать изученный материал, пользоваться справочной и другой литературой. Помогут в этом различного вида дидактические игры, которые по-разному влияют на младших школьников.
Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры П.М. Баевым разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь [1, с. 90].
Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:
- Установление изучаемого звука в словах ("Чей голосок"), определение места звука ("Где спрятался звук ?").
- Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции: Ра ма По ра; Ра на Ко ра
- Составление схем слогов-слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.
- Игра "Живые буквы". Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог (по опорной согласной или гласной).
- Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам [т], [о], придумывают слова с данным слогом то-пор, то - варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от). Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых - в начале слова, кот, пот - в конце.
Далее проводится работа со словом. Детей знакомят с понятием "слово". Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие - союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У, И, К, В, С [2, с. 19-20].
Для уяснения лексического значения слова даются разные задания:
- подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса),
- обобщение понятия: какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя),
- добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...),
- называние общего слова (стол, стул, шкаф-...),
- деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога, простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком, подбор слов с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.
-подбор слов к заданным схемам с гласными буквами: а а а о о о о а; рак ра ма мо ло.
- составление слова из данных слогов (слоги даны врассыпную).
- исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница.
- подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание.
- замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора. Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.
- игра "Кто быстрее, кто больше?". Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.
- игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы ?". Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).
Развивать фонематический слух и память, правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом занятии дети должны выучить одну - две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи. Предлагаем свой список скороговорок, способствующих развитию фонематического слуха и памяти, правильному произношению звуков:
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
- На дворе трава, на траве дрова;
- Клара у Карла украла кораллы,
А Карл у Клары украл кларнет;
- Чешуя у щучки,
Щетина у чушки.
Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети, незаметно для себя и без особого напряжения, приобретают определенные знания, умения, навыки.
Использованная литература:
Баев П.М Играем на уроках русского языка: пособие для преподавателей - М.: Русский язык, 1989.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: « Академия развития», 1997.
Даркулова К.Н., Гайбуллаева А.Е. Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста// VIІІ Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», г. Москва,15 февраля – 31 марта 2016 г.http://www. scienceforum. ru/2016/1769/20196
Даркулова К.Н., Саттарханова Ш.С. Проблема готовности ребенка к школе// VIІІ Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», г. Москва,15 февраля – 31 марта 2016 г.http://www. scienceforum. ru/2016/1769/20188